В Петербурге судья хотела выдать луганского ополченца на растерзание киевской хунте

Всего за день до депортации общественникам удалось приостановить действие судебного решения

В противном случае ополченца из ЛНР Александра Болотова выслали бы прямо в Киев, где его в лучшем случае ждала тюрьма, а в худшем — смерть. «МК» в Питере» удалось поговорить со «спасенным» и узнать его мнение о судьях культурной столицы.

Всего за день до депортации общественникам удалось приостановить действие судебного решения
Фото vk.com/id260471434

Попал под облаву

Александр Болотов уже третий месяц сидит в центре для нелегалов в Красном Селе. 22 февраля его едва не отправили оттуда прямиком в Киев, как посчитала судья Октябрьского районного суда Петербурга Антонина Токарь — «на родину». А там его и правда ждут, но лишь для того, чтобы тут же отправить на допросы в застенки. Ведь Болотов, хоть по паспорту и украинец, но с весны 2014-го воевал в ополчении Донбасса.

— Я сам из Краматорска. Там родился, там и жил до войны, занимался монтажными работами, окна, например, вставлял в домах, немного бизнесом занимался в той же сфере, но после майдана все это закончилось, — рассказывает 30-летний Александр. — Когда только начались первые обстрелы, ушел в ополчение. Но, как известно, Краматорск мы удержать не смогли, его захватили ВСУ, и до сих пор он под украми. А я с ополчением отступил. Потом ушел в народную милицию ЛНР.

В милиции Болотов стал офицером, дослужился до старшего лейтенанта, командовал взводом, был помощником начальника штаба.

— Наше подразделение стояло на подступах к Луганску, мы защищали город от украинской армии. Постоянно были перестрелки, довелось участвовать в нескольких крупных сражениях — в Дебальцевском котле, а до этого в бою, когда захватили Савченко, — перечисляет Болотов.

Осенью прошлого года, когда на Донбассе началось относительное затишье, Александр уволился в запас. И решил устроить себе небольшой отпуск.

— Я приехал в Питер 20 ноября к своим друзьям, сюда многие перебрались — кто жить, кто на заработки. Да, признаюсь, тут своей вины не отрицаю, временную регистрацию не сделал, хотя меня и предупреждали. Но я не собирался здесь надолго оставаться, — рассказывает Александр. — Больше скажу: мы гуляли по Невскому, нас останавливали наряды полиции, проверяли документы, но, когда узнавали, что я офицер запаса из ЛНР, меня без разговоров отпускали, некоторые даже честь отдавали.

Однако в начале декабря Александр не вовремя зашел к одному старому приятелю, который трудился на стройке.

— Сам я там не работал и даже не собирался, — уверяет Александр Болотов. — Но так совпало, что в этот момент туда нагрянули с проверкой миграционщики. Разбираться, кто там и почему, не стали, загребли всех, кто был без регистрации и без патента. Потом суд, всех оставили в центре для нелегалов. А вскоре и решение вынесли.

Судья Токарь — полицай ХХI века?

С задержанными на стройках нелегальными рабочими разбиралась судья Октябрьского районного суда Петербурга Антонина Токарь.

— Нас там пять человек было — все с Украины. Только те четверо — с западной и южной. Но судья не стала разбираться, кто откуда, и всех под одну гребенку приговорила к депортации через Киев, — вспоминает Александр. — Хотя я ей объяснял, кто я, чем мне это грозит. Но она и слушать не хотела. Более того — на словах-то она сказала, что даст мне штраф и возможность самостоятельно покинуть Россию. А в приговоре все оказалось по-другому: принудительная депортация через столицу Украины и запрет на въезд в РФ на пять лет.

Надо заметить, что столь радикальные меры судьи обычно применяют к злостным нарушителям миграционного законодательства. Тех же, кто попался в первый раз, чаще приговаривают лишь к штрафу. Но судья Токарь почему-то решила не мелочиться и, судя по всему, не разбираться в последствиях своего решения. Ее не волновало то, что за административный проступок она, по сути, приговаривает человека не просто к поездке в Киев за счет российского бюджета, а к плену, допросам, вероятнее всего, пыткам и тюремному заключению на срок до 20 лет — ведь именно такое наказание сейчас предусмотрено на Украине для тех, кого в этой стране называют сепаратистами Донбасса. А Болотов для Киева не просто житель мятежной Новороссии, выступившей против порошенковской хунты. На запрещенном в России сайте «Миротворец» он обозначен как боевик и террорист. Но Антонина Токарь как будто ничего этого не знает и знать не хочет. Так в годы Великой Отечественной на оккупированных территориях полицаи из числа местных предателей выдавали фашистам партизан.

— Когда сопровождавшие меня на суде полицейские попытались уточнить у судьи приговор, она, как я понял, просто наорала на них и выгнала из зала, — говорит Александр Болотов.

Кстати, «наорать» — это, похоже, фирменный стиль этой судьи. В отзывах, которые пишут о ней в Интернете, самая частая жалоба именно на крики и даже на истеричность Токарь.

Самый негуманный суд в мире

Болотов пытался оспаривать решение Октябрьского суда, подавал апелляцию. Но успехом это не увенчалось. Решение осталось в силе, и 22 февраля его должны были депортировать. В последний момент о происходящем узнали общественники из Союза добровольцев Донбасса, предали эту историю огласке, обратились в Генеральную и петербургскую прокуратуры (такие же обращения по их просьбе направили уполномоченный по правам человека в Петербурге и член общественной палаты Георгий Федоров). В итоге за день до депортации прокуратуре удалось добиться того, что судья сама приостановила действие своего решения.

— Теперь будем добиваться пересмотра дела, — говорит руководитель информационного отдела Союза добровольцев Донбасса Мария Коледа.

По ее словам, это не первый раз, когда их организация помогает ополченцам или беженцам с Донбасса, приговоренным российской Фемидой к высылке в Киев.

— Сейчас в том же центре в Красном Селе находится еще один такой человек, тоже был пойман без регистрации в Петербурге, тоже суд решил, что его принудительно нужно выслать в Киев. Но там пока только решение первой инстанции и есть время для апелляции.

Кроме того, несколько подобных случаев было и в России. К счастью, пока что неизвестно о том, чтобы решения судов доводились до исполнения, и фактически Киеву никого не выдали. В декабре 2016-го, по решению суда в Чувашии, в Киев отправили ополченца ЛНР Александра Слепцова. Но опять же благодаря общественникам и СМИ приговор удалось отменить, и депортируемого сняли с поезда в Брянске — на последней перед границей с Украиной станции.

Непонятно, откуда у отдельных российских судей такая маниакальная жажда выбрать именно ту меру пресечения для «нелегалов» из Новороссии, которая грозит им смертью. Ведь очевидно же, что наказание за отсутствие регистрации в стране для людей, которые не совершили никаких других преступлений (никого не убили, не ограбили, не занимаются мошенничеством или сбытом наркотиков), не может превращаться в смертную казнь. И это все на фоне того, что Кремль официально признал документы ЛНР и ДНР, на международном уровне защищает Донбасс, и вообще очевидно, на чьей стороне в этом конфликте.

И печально, что подобными «садистскими» приговорами отличились уже и несколько петербургских судей, в то время как Петербург считался городом, активно помогающим ополчению республик.

P. S. «МК» в Питере» связался с Октябрьским судом. Пообщаться с самой судьей Антониной Токарь нам не дали, мотивировав это тем, что «судьи комментариев не дают». Руководство суда при этом, судя по всему, с решением подчиненной согласно. Помощница председателя суда Оксана Головинова заявила, что Токарь действовала строго в рамках закона и вынесенное ею решение предусмотрено Кодексом об административных наказаниях. Его адекватность теперь предстоит проверить вышестоящей инстанции — Городскому суду Петербурга. «МК» в Питере» постарается отследить, чем закончится эта история.

Тем временем

Экс-жена винит Тимощука в смерти брата

Во время боев за Авдеевку 19 февраля был убит 37-летний командир взвода ВСУ Максим Гринчишин — сводный брат бывшей жены футболиста Анатолия Тимощука. «Максим был на передовой неизвестной войны... — написала Надежда Навроцкая в соцсети. — А человек, с которым я разделила половину своей жизни, кормит, возможно, убийцу моего брата шаурмой и хачапури».

По версии украинских СМИ, Максим до войны жил в Авдеевке, с 2014-го воевал в украинской армии против ополченцев Донбасса, дослужился до командира зенитно-ракетного взвода. Это он обстреливал города Донбасса, наверняка и сам Донецк, в котором за «Шахтер» когда-то играл его шурин Анатолий Тимощук, позднее ставший капитаном питерского «Зенита». Тимощук сейчас руководит фондом, который помогает детям ДНР и ЛНР. А Гринчишину, который прибыл на Донбасс с оружием, то есть убивать, — не повезло. Его самого убил снайпер.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру