В Выборге школьник сам запустил часы на старинной колокольне

«Выборг живет по моим часам» — смело может сказать школьник Иван Першин

Однажды забравшись в старинную башню, он загорелся мечтой завести огромные часы, которые несколько лет стояли. Запустить их оказалось не так уж сложно. И теперь Иван — «кардиолог Выборга», самый юный часовщик и смотритель башни на полставки (после уроков).

«Выборг живет по моим часам» — смело может сказать школьник Иван Першин
Фото: Артур Киреев

Часовщик-самоучка

В центре старого Выборга, в пяти минутах ходьбы от замка стоит Часовая башня. Многие туристы ее хорошо знают. Еще лет пять назад в башню можно было зайти и подняться на смотровую площадку за полтинник смотрителю, который жил, да и до сих пор живет в соседнем дворе. Юрий Вдовин присматривал за старинной достопримечательностью четыре десятка лет. Он же следил и за часами. Но недавно башню отдали в ведение Выборгского замка. Ее начали ремонтировать, точнее — просто законсервировали, возведя вокруг нее леса. А основной вход закрыли. И часы замерли. Юрий Вдовин перестал к ним приходить. Время остановилось.

— Я с другом прошлой весной залез в башню. Просто было интересно посмотреть, что внутри. Мы пробрались по лесам, очутились внутри, поднялись к часам. Удивительно, что они сохранились, что их никто не сломал, ничего не растащили, — рассказывает одиннадцатиклассник Иван Першин. — Но тогда в первый раз мы не стали их трогать. Ушли. А вернулся я туда уже осенью. С другим приятелем. И вот тогда мы решили завести часы. Это оказалось довольно просто — все нужные инструменты были на месте.

Иван приглашает увидеть все своими глазами, «если только не боитесь — там надо по строительным лесам подниматься». Не боимся. Когда еще доведется посмотреть, как заводят огромные башенные часы. По снегу взбираемся на скользкий каменный холм — основание башни, оттуда проходим к лесам, по деревянным лесенкам карабкаемся вверх. Иван показывает дорогу — мимо огромных циферблатов.

— Смотрите, видно, как минутная стрелка бежит, — завороженно говорит Иван и показывает огромную стрелку и даже ненадолго останавливает ее, как истинный повелитель времени. — А тут (на северо-восточном фасаде башни. — Ред.) кто-то стащил цифру 3 с циферблата. И стрелки не было. Я сам сделал временный вариант — у отца есть сварочный аппарат.

Вблизи, конечно, видно, что стрелка отличается от своих старших сестер, да и желтая изолента, которой она заботливо перемотана, явно не из XIX века. Но с земли эти нюансы не заметны.

Иван сам починил сломанную минутную стрелку.

Башня выбирает своих хранителей

Наконец, заходим в башню. Внутри сверху вниз проходит деревянный короб — в нем тросы, на концах которых тяжелые гири.

— Та, что отвечает за колокольный бой, весит 200 килограмм, а гиря от часового механизма — 135, — рассказывает Иван.

Он открывает еще одну дверку и показывает тикающий маятник. Дверца испещрена надписями. Туристы понаписали, кто когда был. Но интереснее другое. На дальней стене черной краской выведено «Рем. Д. М. Пархоменко. Май 1945», а ниже желтой — автограф финского мастера еще середины XVIII века.

Автографы часовщиков разных эпох.

Хранители башни сменяют друг друга. Часы будто сами выбирают себе мастеров, завораживая своим ходом. Пархоменко (о нем Иван пока ничего не разузнал), Вдовин, теперь Першин. Школьник без всяких учителей сам разобрался в старинном механизме.

— Не так и сложно. Если бы вы тут часа два посидели, понаблюдали — вы бы тоже поняли. А я еще посмотрел старые видеозаписи, на которых Юрий Вдовин показывал журналистам, как заводит часы, как за ними следит, — говорит Иван.

Старинный часовой механизм впечатляет своей сложностью.

Он стал регулярно приходить в башню. Смазывает механизм машинным маслом. Постоянно заводит старинные часы.

— Полного завода хватает примерно на девять дней. Но они бегут — на две минуты в сутки примерно опережают точное время. Приходится их периодически останавливать и подводить, — объясняет школьник и показывает, как это делается. Металлическим прутом он останавливает шестеренки, подкручивает и сверяется с маленьким циферблатом внутри механизма.

Иван заводит старинный часы раз в неделю

— Вот, все в порядке теперь. Если хотите, можете попробовать их завести, — предложил Иван.

Берусь за большую ручку, пытаюсь вращать — тяжело. Моих сил едва хватает на четверть оборота. А Иван прокручивает ручку несколько раз.

— А вот интересный инструмент. Им можно переключать ручку завода между катушками. Знаете, что это на самом деле? Так называемая чека упора от советского лодочного мотора «Ветерок». Это прежний смотритель его сюда принес, да так и оставил, — показывает Иван.

Корреспондент «МК» в Питере» учится бить в колокол.

Трудно в одиночку

В конце прошлого года о необычном подростке, который заботится о старинных часах в центре Выборга, узнало руководство замка. Школьника не выгнали, не отругали. Как ни странно — все наоборот, Ивану предложили оформить отношения официально. И теперь он на полставки работает смотрителем башни.

— Я прихожу в башню по четвергам после уроков. Если есть желающие, могу рассказать, показать. Но народ почти не ходит, — говорит Иван. — А ведь тут потрясающе! Весь Выборг сверху видно — и замок, и город.

Иван выводит нас на верхнюю площадку. На часах три. Колокол отбивает три удара. Мы обходим башню по строительным лесам еще раз.

— Смотрите, какие стены, колонны отделаны крошкой из стекла. В солнечные дни они сверкают и переливаются, — рассказывает смотритель и поглаживает колонны. — Жаль, что тут уже все так разрушено, стены осыпаются, циферблаты бы обновить. Из четырех только на трех стрелки бегут, одни отключены. Надо переделывать.

Строители добавили в штукатурку битого стекла

Мы спустились вниз.

— Когда в первые разы я приходил сюда с друзьями, мы выжидали, чтобы вокруг никого не было, чтобы нас не заметили — а то вдруг будут ругаться. Но вот смотрите — мы сейчас выходили, мимо народ шел, и они даже не задержались, увидев нас. На самом деле это обидно, что люди так равнодушны — а вдруг бы мы были вандалами. Но им все равно, — печалится школьник.

Одноклассники Ивана тоже не понимают. Старинная башня с часами, узкими лесенками, дверками, переходами никого не интересует.

— Сложно быть одному, без друзей, — признается Иван. — У них другие интересы — компьютеры, телефоны. Они про башню даже не знают. А если бы и знали, то, мне кажется, ничего бы не изменилось. Недавно вот только девятиклассника заинтересовал, ему тоже захотелось в заброшенную башню зайти. Теперь вместе ходим сюда.

У Ивана сейчас непростое время — выпускной класс, надо к ЕГЭ готовиться, поступать. Он думает дальше учиться на историческом факультете.

Да и у башни не лучшие времена. Уже два года она стоит в лесах, ждет, когда же придут реставраторы. Но часы стараниями школьника — повелителя времени продолжают отсчитывать часы, а колокол — отбивать удары.

МК-справка

Пережили войны и смену государств

Часовая башня в Выборге — одно из самых старых местных сооружений. Ее основание было выложено из огромных валунов еще в 1494 году. Потом неоднократно надстраивались стены. Изначально это была колокольня кафедрального собора. Руины его стен до сих пор стоят рядом. Сам собор был разрушен во время советско-финской войны.

Первые часы на башне появились еще в 1660-м. Но они вскоре погибли при пожаре. Затем был еще один механизм. Нынешний установили в 1848 году. На старинной раме до сих пор видна гравировка даты и подпись создателя — часовых дел мастера Конни.

— Мне, конечно, интересно, что это за часовщик. Собираю информацию о нем, — рассказывает Иван Першин. — Пока мы с другом нашли сведения о финской семье с той же фамилией, и они до сих пор занимаются часами, правда, сейчас уже не башенными, а просто большими напольными.

Несмотря на войны, на то, что Выборг в XX веке был то финским, то советским, и Часовая башня, и старинный хронометр сохранились. Стены отреставрировали в конце 1970-х, ограничившись, впрочем, косметическими процедурами. С тех пор под дождями и без надлежащего ухода башня пришла в аварийное состояние. В конце 2014-го ее законсервировали. Но в таком виде по нормативам она может простоять 3–5 лет. Впрочем, недавно стало известно,что реставрационные работы в Часовой башне намечены на 2018 год.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру