Как живется нашим соотечественницам в Саудовской Аравии

Своя вилла на берегу моря, большая зарплата, солнце круглый год и английская школа для ребенка

Nак выглядят условия контракта для сотрудников Научно-технологического университета имени короля Абдаллы в Саудовской Аравии. Из минусов — жесткие правила поведения, множество ограничений для женщин, средневековые нравы. Наша соотечественница Полина Лопатина в Саудовской Аравии уже два года. Она рассказала «МК» в Питере», как ей живется в самой «исламской» стране в мире.

Своя вилла на берегу моря, большая зарплата, солнце круглый год и английская школа для ребенка
Фото: instagram/pollysadnik

Райская жизнь за двумя заборами

Полина Лопатина вместе с мужем и маленькой дочерью переехали в Саудовскую Аравию в 2014 году, супругу — ученому-физику — предложили очень выгодный контракт в университете города Кауста. Полина тоже нашла себе работу — администратором в одном из отделов вуза.

— Кауст — университетский город на берегу Красного моря, — объясняет она. — Университет открыли всего семь лет назад, до этого здесь была пустыня. Город этот для Саудовской Аравии уникальный — здесь можно жить по «европейским» правилам, которые на территории остальной страны запрещены. Например, в Каусте женщины не должны полностью скрывать свое тело под одеждой, здесь есть пляж, где можно купаться в обычном купальнике (за исключением бикини), внутри города женщины имеют право сами водить машину. Есть даже кинотеатр и театр, хотя в Саудовской Аравии такие развлечения под строгим запретом.

Такие «послабления» сделаны для того, чтобы привлечь в страну высококлассных западных специалистов, призванных помочь местной науке выйти на мировой уровень.

— В Каусте работают именитые профессора из Оксфорда и Гарварда, — говорит Полина. — Жить здесь очень комфортно, есть международные школы, детские сады. Жены тоже могут устроиться на работу, хотя в Саудовской Аравии женщины почти всегда сидят дома.

Население Каусты — семь тысяч человек, это самый большой «вольный» город в Саудовской Аравии.

— По всей стране существуют закрытые «компаунды», где живут иностранцы, но они маленькие, там живет 100–200 человек. Да, там есть свои бассейны и пара магазинов, но делать там особо нечего, а выбраться за пределы такого «гетто» женщинам в одиночку нереально, — объясняет Полина.

При этом Кауст тоже не назовешь «открытым» — его территорию огородили двумя мощными заборами с колючей проволокой, между которыми ходит охрана, на пунктах досмотра караулят вооруженные секьюрити. Забор заходит даже в море, а у берега курсирует охранный катер. Попасть в Кауст без приглашения нельзя, даже друзьям живущих в университетском городке ученых и студентов.

— Дело в том, что далеко не всем в Саудовской Аравии нравится образ жизни в нашем городе, — продолжает Полина. — Ведь здесь нарушаются правила морали, принятые в стране. Некоторые называют Кауст «гнездом порока». Это первый университет, где женщины и мужчины учатся вместе, здесь не носят паранджу, не ездит полиция нравов. Здесь есть кино. (Хотя показывают в основном мультфильмы и семейные фильмы, картины 18+ запрещены цензурой. Да и из мультиков иногда вырезают «неприличные» сцены.) Поэтому власти ввели такие меры безопасности и круглосуточно нас охраняют «на всякий случай».

Женщины отдельно, мужчины отдельно

За пределами «европейского» Кауста совсем другие правила жизни. Если надо выехать за территорию городка, за руль садится муж Полины, а сама она надевает абайю (длинное закрытое платье до пола) и платок. Для местных женщин он обязательно черный (по одной из версий, жена — это тень мужа), но для немусульманок есть послабления — платок можно надевать не везде, и он может быть любого цвета.

— На дорогах очень много «чекпойнтов», то есть пропускных пунктов, на которых машины останавливают для проверки документов. У пар могут проверить документы о браке — оказаться в машине наедине не с мужем или родственником нельзя. За руль женщинам тоже категорически нельзя, это было для меня одним из самых тяжелых ограничений. Тем более что общественного транспорта тут почти нет — у всех автомобили, ведь бензин в Саудовской Аравии стоит дешевле, чем вода. Саудовские женщины выходят из ситуации по-разному — иногда соседки кооперируются и вызывают такси, у богатых семей — свой водитель. Некоторые дамы сажают за руль сыновей — иногда можно увидеть, как свою мать на шопинг везет 8-летний мальчик. Если такой малолетний попадется полиции, то его семье придется заплатить штраф, но он не сравнится с наказанием за поимку женщины-водителя. Кстати, за такие проступки (вождение машины, хождение без паранджи) наказывают не саму женщину, а ее мужа.

Главное развлечение местных жителей — это поход в рестораны и шопинг в огромных торговых центрах. Полина рассказывает, что в первое время ее удивляло отсутствие примерочных в женских магазинах: наряды покупаются «на глаз», потом девушки меряют их в туалете или дома, а что не подошло, сдают обратно.

— Это связано с тем, что женщинам не разрешено раздеваться вне своего дома, — говорит Полина. — В Саудовской Аравии все заточено под то, чтобы мужчины и женщины не могли пересекаться друг с другом. В ресторанах, например, есть семейные залы и залы для одиноких мужчин. Кстати, даже на свадьбах слабый и сильный пол гуляют порознь. В домах всегда две гостиных — одна для мужчин, другая для женщин. В любом учреждении две очереди — мужская и женская. Сейчас многие семьи отправляют своих дочерей учиться. Но отдельно от парней, более того — если лекцию им читает профессор-мужчина, он находится в другом помещении, а его речь транслируется на экране в аудитории. И это притом, что студентки приходят на лекции «в полном облачении», на лице открыты только глаза. Хотя местные девушки очень подчеркивают красоту своих глаз с помощью теней, рисуют стрелки и красят ресницы. Но недавно даже в газетах писали, что обсуждается запрет на такого рода макияж, опять же из соображений морали. В то же время под абайей девушки наряжаются похлеще своих европейских ровесниц — в мини-юбки, маечки, красивое белье. Они устраивают девчачьи вечеринки у себя дома, где точно так же хихикают, рассматривают журналы с голыми мужскими торсами и сплетничают. Впрочем, многое зависит от строгости конкретной семьи. Например, со мной работает незамужняя местная девушка — приезжая в Кауст, она снимает абайю и платок, ее брат и отец это разрешают.

За бокалом вина в Дубай, за елкой — в Бахрейн

В закрытую мусульманскую страну туристов не пускают, хотя сами саудовцы охотно путешествуют — особенно в соседние Бахрейн, Иорданию, любят слетать отдохнуть в Дубай. Их примеру следуют и приезжие — перед Рождеством многие отправлялись в Бахрейн «за елками», которые в исламской Саудовской Аравии запрещены, как и любые другие атрибуты христианства. В Дубай (ОАЭ) едут, чтобы пропустить за ужином в отеле рюмку-другую вина — в Саудовской Аравии алкоголь строго воспрещен, за его изготовление или продажу полагается строгое наказание, а за наркотики — смертная казнь.

— Недавно в газетах писали об аресте старика, делавшего вино, — говорит Полина. — Вероятно, на него донесли соседи. Наказание — сто ударов палкой. Понимая, что он не переживет такую экзекуцию, ее растянули на несколько недель. Ввозить алкоголь тоже запрещено, как и любые элементы для его изготовления. Если тебя поймали в первый раз, то за одну бутылку алкоголя штраф 200 долларов. Если повторно, то последствия уже серьезнее.

Полиция нравов следит и за активностью своих граждан в соцсетях — недавно арестовали парня, который выложил в Интернет свою фотографию в женской одежде.

— А еще воспретили делать селфи с котами, — говорит Полина. — Изображения животных запрещены исламом, к тому же в этом увидели преклонение перед Западом. Как раз в тот день я выложила фото в одну из соцсетей с нашим котом Конфуцием. Коллеги по работе рассказали это моему начальнику, и он попросил меня фотографию убрать. Кстати, собак здесь вообще почти нет — их считают грязными животными, почти как свиней.

Запрет на фото с домашним любимцем — ерунда по сравнению с теми «страшилками», которые рассказывают про Саудовскую Аравию в Интернете. О том, как здесь регулярно приводят в исполнение смертные приговоры, могут приговорить к побитию камнями за супружескую измену, а за менее «серьезные» провинности полагаются удары палками и плетьми. С другой стороны, знакомые с местными семьями экспаты говорят, что саудовские женщины чувствуют себя счастливыми. В стране культ семьи и детей, к слабому полу относятся с большим уважением.

— Саудовцы мне импонируют своей честностью — они сразу четко оговаривают, что в их стране можно, а что нельзя, нарушил — будешь наказан, — рассказывает Полина. — А если вас это не устраивает, то никто вас сюда силой не тащит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру