Петербуржец больше 20 лет дружит с самолетом

На полузабытом аэродроме под Петербургом живет «Илюша»

К нему каждую неделю приходит Сан Саныч, разговаривает с ним, просит потерпеть и обещает, что они еще полетают. Сан Санычу 67 лет — он пилот, романтик и обычный пенсионер. Илюша — его Ил-14, красавец самолет, который вот уже шесть лет не поднимался в небо. На двоих у них долг — почти 4 миллиона, арест, тяжба с налоговиками и судебными приставами. А еще мечта — оторваться от этих земных проблем и открыть детский клуб, чтобы растить новых пилотов.

На полузабытом аэродроме под Петербургом живет «Илюша»
Фото: Артур Киреев

Самолет не хотел умирать

Александр Александрович Поддубный, которого на аэродроме все зовут просто Сан Санычем, рассказывает историю знакомства со своим Ил-14.

— Это был 1992-й. Мы летали по Северу, возили грузы. Часто бывали в Улан-Удэ. Там возле аэродрома стоял ряд Ил-14. Их было много. Но с каждым разом, с каждым нашим прилетом становилось все меньше. Их списывали и пускали на металлолом. Содержать было не на что, и возиться с ними никто не хотел. И вот остался всего один самолет, последний. Когда я это увидел, у меня аж сердце защемило.

Фото: vk.com/il14sovietunion, официальная группа поддержки легендарного советского поршневого лайнера Ил-14.

Александр Поддубный — бывший летчик. За его плечами — больше тридцати лет в военной и гражданской авиации, за штурвалами Ан-24 и МиГ-17. А на заре перестройки, в 1989 году, Поддубный стал работать инструктором в клубе юных авиаторов в городке Мирный, что в Якутии. Подростков учили пилотировать самолеты. Отбоя от желающих не было.

— С 14 лет дети могли выполнять контрольные полеты с инструктором. Занимались на Л-29, Як-18, Ан-2, — объясняет Поддубный, — но в 1992-м нам финансирование сократили, в 1994-м и вовсе отменили. Нужно было самим найти деньги, чтобы клуб не закрылся. Мы крутились, как могли, искали подработки, — рассказывает Поддубный. Ему тогда и в голову не пришло бросить детей и уйти на вольные хлеба.

Вот для такой подработки клуб и выкупил у аэропорта уже приговоренный к смерти Ил-14. Местные начальники очень не хотели отдавать самолет, возиться с документами — проще же отправить под нож и забыть.

— Но мне кажется, Илюша (так Александр Поддубный ласково называет свой Ил-14. — Ред.) очень хотел жить и летать, — уверен Сан Саныч. — Этот борт был сделан в Дрездене, сошел со стапеля в первый день 1959-го. Таких (немецких) Ил-14 было выпущено всего 80 штук. Наш 66-й и последний из той партии. Да и вообще последний Ил-14П (пассажирский), который до сих пор стоит на учете и может летать. Из ГДР его отправили в Румынию, потом в 1978-м передали в Союз. Был приписан к Западно-Сибирскому управлению гражданской авиации. На нем перевозили и грузы, и пассажиров. У него был прекрасный экипаж. После того, как самолет решили списать, летчики продолжали о нем заботиться, берегли его до последнего. Командир экипажа с него пылинки сдувал. Техники не прекращали обслуживать.

День рождения Илюши - 1959 год на заводе в Дрездене, фото: vk.com/il14sovietunion, официальная группа поддержки легендарного советского поршневого лайнера Ил-14.

А когда до утилизации оставалось уже несколько месяцев, появился Поддубный. Правдами и неправдами ему удалось выкупить Ил-14. Еще пару лет просуществовал детский клуб. Но потом он окончательно закрылся. Несколько лет Ил-14 кормил свой экипаж с их семьями.

— В начале двухтысячных я перебрался в Петербург. В город — колыбель российской авиации. Тут хотели создать музей летающих самолетов. И меня пригласили с Ил-14. Но не сложилось...

«Это такое горе!»

Музей пытались создать на аэродроме Ржевка. Но ничего из затеи не вышло. Когда это стало понятно, все маленькие самолетики разлетелись кто куда. А Сан Санычу с его большим Илюшей податься было некуда. И они застряли на Ржевке на долгие четыре года. Не успели оглянуться, как вокруг самолета образовалась стоянка дорогих автомобилей — крутой автосалон арендовал аэродром для своих машин. Да еще кто-то слил с Ил-14 две тонны топлива. И пропуск на летное поле у авиатора отобрали.

— Меня не пускали к Илюше по полгода. А потом я приходил к нему и чувствовал, что даже аура в кабине изменилась. Он будто обижался, что меня долго не было, становился каким-то холодным, несчастным, — говорит Поддубный.

Только в 2011-м Сан Санычу удалось вырвать друга из «автомобильного плена». Всего на два дня договорился с продавцами машин, чтобы те расчистили взлетную полосу. Илюша не подвел. Несмотря на долгий простой и отвратительную погоду, он взмыл в воздух, как в молодости.

Тот перелет с Ржевки на аэродром в Горелово на окраине Питера стал для самолета «крайним». Говорить «последним» очень не хочется — не только из-за летных традиций (пилоты никогда не называют свои полеты последними), но и из-за надежды, что Ил-14 еще все-таки поднимется в небо.

Больше всех в это верит Сан Саныч. Каждую неделю он приходит на аэродром. За самолетом нужен уход и присмотр. Что-то подкрасить, что-то подкрутить. Сейчас зима. Двигатели закрыты чехлами. А станет потеплее, их снова начнут запускать, все механизмы смажут. Ил-14 продолжают обслуживать как любой другой летающий самолет.

Ил-14 законсервирован на зимовку, фото: Артур Киреев

— Когда мы включаем двигатели, Илюша едва не срывается в полет, подпрыгивает, — восторженно говорит Сан Саныч. — Он отвечает на заботу теплом и не капризничает.

Салон самолета заботливо застелен коврами. То тут, то там висят крестики и иконы. При входе стоит «копилка». В ней сиротливо лежат 50 рублей. А надо 4 миллиона. Столько Сан Саныч задолжал налоговой.

— Самолет официально зарегистрирован в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Без этой регистрации невозможно было улететь со Ржевки. И я должен платить транспортный налог, который в Питере один из самых высоких в стране — 125 рублей за одну лошадиную силу. У Ил-14 два двигателя по 1900 лошадиных сил каждый. В итоге получается, что в год я должен платить по 475 тысяч рублей, — объясняет авиатор.

Прошлым летом Илюшу едва не продали с аукциона судебные приставы.

— Слава богу, его никто не купил. Но долг продолжает копиться. По решению суда с меня списывают почти половину пенсии. Мне 20 тысяч платят, получаю только 10 тысяч. Жена ворчит, но пока кормит, — еще пытается шутить Поддубный.

Он обычный пенсионер. Живет в небольшой квартирке в спальном районе, машины нет, половина пенсии уходит налоговикам. Самолет — главное богатство. Если отвлечься, можно подумать: это ж так здорово — владеть настоящим самолетом!

Сан Саныч открывает свой личный самолет, фото: Артур Киреев

— Это такое горе! Никогда не покупайте самолет. А если кто решит вам его подарить — отказывайтесь! — в сердцах восклицает Поддубный.

Сначала будет больно, а потом хорошо

Ил-14 Сан Саныча в небо готов взмыть хоть сейчас. Поддубный не жалеет сил, чтобы заботиться о стальном друге.

Два друга, фото: Артур Киреев

— Я когда к нему подхожу, он меня с такой радостью встречает! Это трудно не заметить. Будто светится весь. Я с ним здороваюсь всегда, — признается Александр Поддубный. — Если нужно что-то просверлить, прошу: «Ты потерпи, Илюшенька, сначала больно будет, а потом хорошо». Он терпит. И держится, не ломается, хоть и возраст уже.

Но долги приковали стальную птицу к земле.

— С налоговой и приставами так сложно. Я не понимаю, как они считают. Что ни спроси — ответ один: «Ты злодей, плати деньги», — вздыхает Александр Александрович. — Я хотел снова учить детей. Пытался создать благотворительный фонд «Орлята учатся летать». Но он оказался никому не нужен — ни спонсорам, ни властям.

Сан Саныч думает, как спасти Илюшу, фото: Артур Киреев

Еще бы! Зачем нам свои юные пилоты, которые потом становятся профессиональными летчиками? Три года назад крупнейшие российские авиакомпании заявили, что им не хватает командиров воздушных судов, и власти охотно разрешили приглашать на эти должности иностранцев. Это же проще, чем воспитывать собственных летчиков, готовить кадры, развивать летные училища и школы, помогать идеалистам вроде Поддубного.

— Когда я в Мирном занимался со школьниками — это было одно удовольствие. Дети с такой радостью всему учились, на занятия не опаздывали, все на лету схватывали. А потом почти все стали пилотами. Кого по здоровью не взяли в летные училища, те в техники пошли, — вспоминает Александр Поддубный.

Сам он, конечно, никогда в жизни не соберет четыре миллиона. А в ситуации, когда самолет еще и в небо не выпускают, даже заработать такую сумму не получится.

— А ведь Илюша рвется в полет. Я это чувствую. Зимой зайдешь в салон, глаза закроешь, борт от порыва ветра чуть качнется — и кажется, будто летишь.

Дружба человека и самолета продолжается уже больше 23 лет. Романтик Сан Саныч и Илюша не сдаются. Поддерживают друг друга.

— Я когда ухожу домой с аэродрома, обязательно прощаюсь с самолетом. Я ему каждый раз обещаю, что вернусь, — и он ждет меня.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру