Юбилей эффективного газпромовского менеджмента остался незамеченным

Просто удивительно, что в Газпроме предпочли не вспоминать о десятилетнем юбилее своего спортивного подразделения, или визитной карточки, если хотите

В декабре 2005 года ведущая российская корпорация выкупила контрольный пакет акций ЗАО «Футбольный клуб «Зенит» и стала полновластным хозяином клуба. Начиная с сезона-2006, который, как уже стали забывать, проводился по системе «весна-осень», впору было перефразировать классика: «Мы говорим: «Газпром» — подразумеваем «Зенит», мы говорим: «Зенит» — подразумеваем «Газпром».

Просто удивительно, что в Газпроме предпочли не вспоминать о десятилетнем юбилее своего спортивного подразделения, или визитной карточки, если хотите
Фото Замира Усманова

Во всем виноват Мутко

Покупка «Зенита», по оценкам экспертов, обошлась Газпрому где-то в 40 миллионов долларов. К этому времени дочерние структуры компании уже владели блокирующим пакетом акций, а спонсорский логотип фирм, так или иначе связанных с Газпромом, красовался на футболках сине-бело-голубых с 1997 года. Начиная с сезона-2000 голы Александра Панова и его партнеров по нападению уже прочно ассоциировались только с Газпромом.

Зарабатывать на спонсорских логотипах — нормальное явление в футбольном бизнесе. Для банкиров, владевших «Зенитом» до исторической сделки, поступления в бюджет клуба от газовиков были существенным подспорьем.

Привел газпромовские структуры в «Зенит» в бытность президентом клуба Виталий Мутко. Вообще-то нынешний министр спорта и президент РФС мечтал о другом. Он хотел видеть питерский клуб таким же символом города, как Эрмитаж и Мариинский театр. Мечтал о том, что президента «Зенита» будут выбирать собравшиеся на стадионе болельщики-акционеры.

Только реалии «лихих 90-х» диктовали иной выбор. Памятуя о годах прозябания команды в низших дивизионах российского чемпионата, Мутко привлек к финансированию серьезный бизнес. На одной из пресс-конференций перед началом очередного сезона он произнес одну из своих исторических фраз: «Я кланялся в ноги половине страны, чтобы вы могли написать гадости о «Зените».

Сменивший Мутко на президентском посту Давид Трактовенко в этом плане не отличался от предшественника. Ему очень не нравилось, как освещали жизнь и игру «Зенита» в столичной прессе, и в пику московским изданиям он учредил свое. Правда, и оно спустя некоторое время позволяло себе писать «гадости о «Зените», но у клуба к этому времени был уже другой владелец.

Дерзкие планы Фурсенко

Купив «Зенит» по рыночной цене, руководители Газпрома сразу же обнародовали планы его превращения в «клуб европейского уровня». Огласил их новый президент клуба Сергей Фурсенко. Он поставил задачу за десять лет выиграть три еврокубка. Взявшийся помочь в ее решении Константин Сарсания попросил тогдашнего главного тренера Властимила Петржелу составить список потенциальных новичков, с помощью которых можно было бы претворить в жизнь эту грандиозную цель. Пан Власта решил, что экономить не стоит, и попросил купить Райана Гиггза и Рууда Нистелроя. Осуществить эти трансферы не удалось, но в Европе сразу же заговорили об ЭГМ — эффективном газпромовском менеджменте.

Серьезность намерений новых владельцев «Зенита» подчеркнуло приглашение летом 2006 года Дика Адвокаата. Он, правда, задержался на чемпионате мира в Германии, где играла возглавляемая им сборная Южной Кореи. Едва приехав в Питер, Дик сразу же приступил к широкомасштабному освоению выделенных для решения больших задач средств. Выставил на трансфер таких игроков, как Робертас Пошкус, Ян Флахбарт и Ярослав Несвадьба (Петржела в своей трансферной политике вынужден был довольствоваться приобретением таких «звезд»), а на их место привез Ли Хо с Ким Дон Чжином, Фернандо Риксена, Фатиха Текке.

Уже первые трансферы эпохи ЭГМ обозначили тенденцию, которая наглядно проявляется на протяжении последнего десятилетия. «Зенит» не экономит на приобретении игроков, а предпочитает выкладывать максимальные суммы. Иногда удается попасть в точку, как это было с Анатолием Тимощуком. Босс «Шахтера» Ринат Ахметов, запросив за капитана своей команды 20 миллионов долларов, просто не мог поверить, что «Зенит» их выложит. Отступать после мгновенно сделанного Фурсенко предложения было некуда.

Первые сезоны эпохи Фурсенко и Адвокаата (не забудем отдать должное и тогдашнему спортивному директору Сарсании) были поистине триумфальными. Первое в российскую эпоху чемпионство, завоеванное в остром соперничестве с московским «Спартаком» осенью 2007-го, Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА в следующем году. Скептики, иронизировавшие над словами Фурсенко о трех европейских трофеях, готовы были прикусить языки. Только продолжения не последовало, хотя за десятилетие ЭГМ сине-бело-голубые завоевали еще три золота в чемпионате России и украсили игровую форму первой звездой за пять титулов.

Однако количество денег, затраченных на приобретение истинных и мнимых звезд, не компенсировалось качеством завоеванных трофеев. При этом кардинально изменился вектор развития клуба. В догазпромовскую эпоху лицо «Зенита» определяли «питерские мальчички», как называл их Петржела. Ребята «с нашего двора», которые росли, мужали и выигрывали трофеи на глазах питерских болельщиков, для которых команда действительно была таким же символом города, как Эрмитаж и Мариинский театр.

Игрушка для олигарха

Постепенно «клуб европейского уровня» превратился в игрушку для главного болельщика и его ближайшего окружения. Решением всех ключевых вопросов занимается человек, позиционирующий себя в качестве простого фаната и формально не занимающий никакой должности в «Зените». Речь, как несложно догадаться, о главе Газпрома Алексее Миллере. На первой пресс-конференции в Петербурге Лучано Спаллетти автор этих заметок поинтересовался у только что подписавшего контракт итальянского тренера, можно ли сравнить Миллера с президентом «Ромы» синьорой Розеллой Сенси? Удивлению синьора Лучано не было предела. «А кто такой Миллер? — поинтересовался он. — Я вел переговоры с Александром Дюковым».

Российские реалии Спаллетти усвоил быстро. На каждом брифинге после открытых тренировок он подчеркивал: «Успехи «Зенита» — лишь в малой степени заслуга футболистов, а уж тем более — тренера. Главным человеком в клубе является Миллер, без которого не были бы выиграны чемпионаты России. А о покорении вершин Лиги чемпионов вообще можно забыть». В свою очередь, когда над головой синьора Лучано стали сгущаться тучи, поддержку тогдашнему главному тренеру оказал не президент клуба, а глава Газпрома. Миллер даже прислал Спаллетти стихи итальянского нобелевского лауреата.

При этом не будем забывать, что Миллер является топ-менеджером, по сути дела, государственной компании. Даже при его доходах содержать «Зенит» за счет личных средств невозможно. Деньги на трансферы и зарплаты футболистов черпаются из кассы Газпрома. Фактически из карманов россиян, далеко не все из которых болеют за «Зенит». Ярые фанаты сине-бело-голубых, конечно, возразят. Мол, и «Локомотив» спонсируется пассажирами РЖД.

Для Миллера и других топ-менеджеров Газпрома футбольный клуб — что-то вроде любовницы, прихоти которой выполняются незамедлительно. Неважно, требуется ли «даме» с замашками европейской леди еще одно «украшение». Главное — продемонстрировать, что «джентльмен» из крупнейшей российской корпорации способен удовлетворить ее запросы. К тому же, в отличие от настоящих любовниц олигархов, вызывающих вполне естественное раздражение в обществе, «Зенит» эпохи ЭГМ пользовался популярностью у значительной части питерских болельщиков.

Не будем забывать, что сине-бело-голубые — уникальное явление не только для России. В Европе есть только один мегаполис, имеющий единственную футбольную команду. Это Париж с его ПСЖ, купленным на корню арабским шейхом. Но в столице Франции 40-летние дамы все же обсуждают при встрече скидки на весенние коллекции, а в Петербурге со знанием дела сравнивают футбольные достоинства Халка и Жулиано.

Не обсуждают только последствия возможного отказа Газпрома от своей футбольной игрушки. Хотя в последние годы менеджмент «Зенита» старается жить по какому-то подобию рыночных законов. Уже не выбрасываются десятки миллионов на покупку игроков, которых потом и продать за бесценок невозможно, зарабатываются солидные деньги на продаже билетов, атрибутики и телевизионных прав. Только по-прежнему основой ЭГМ являются решения АБМ. Надеюсь, аббревиатура из имени, отчества и фамилии понятна всем.

К тому же в высших эшелонах зенитовской власти сейчас нет былого единства. Пока жертвами межклановых противоречий являются никчемные пешки вроде бывшего руководителя пресс-службы Евгения Гусева. Да и новый главный тренер Мирча Луческу начинал работать в Румынии еще при Чаушеску. Если уж с ним Мистеру удавалось находить общий язык, то с Миллером это сделать труда не составит.

Болельщики «Зенита» вспоминают «дней Александровых прекрасное начало» (напомним, что президентский пост последние восемь лет занимает Александр Дюков). Пусть за десять лет и не удалось выполнить дерзкий план Фурсенко, но, в конце концов, списать отставание от графика можно на падение цен на газ, не вовремя введенный финансовый fair play — и напомнить, что «Спартак», спонсируемый «Лукойлом», за это время вообще ничего не выиграл.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру