Питерские граффитисты, нарисовавшие портреты Виктора Цоя и Сергея Бодрова, готовы нарисовать Путина в Америке

В Петербурге объявили охоту на уличных художников

Все произошло из-за граффити с изображением прапорщика Задова из сатирического сериала «Осторожно, модерн!». Портрет нарисовали на трансформаторной будке художники из группы HoodGraff.

В Петербурге объявили охоту на уличных художников
Фото с сайта vk.com/myhoodisgood

И это не прошло им даром: Задова закрасили, а основателя группы Артема Буржа арестовали и предупредили, чтобы не вздумал больше рисовать в Центральном районе. Он не послушался и прямо накануне выборов на месте закрашенного Задова изобразил еще одну героиню из «Осторожно, модерн!» Зинаиду Тракторенко со слоганом: «Лист свой в урну, товарищ, суй, за Зинаиду Тракторенко голосуй!». Дмитрий Нагиев, который исполнял роли и Задова, и Зинаиды, уже вступился за художников, назвав их обидчиков «человеческой гнилью».

Провинциальные балбесы

Участники группы HoodGraff приехали в Петербург в 2014 году из Белоруссии. В родном Витебске их в какой-то момент достали местные чиновники: в добровольно-принудительном порядке они заставляли художников бесплатно украшать город рисунками. А когда те решили нарисовать портрет знаменитого писателя Василя Быкова, их арестовали. В Белоруссии автор книг о Великой Отечественной войне почему-то считается символом оппозиции... В общем, сбежали белорусы от политики в Петербург.

— Мы заранее знали, что в Питере дела с граффити обстоят не очень хорошо, — говорит основатель группы HoodGraff Артем Бурж. — Художникам рисовать нигде нельзя. Поймают любого, кто маркером по стене водит. И тогда у нас появилась идея поспособствовать легализации граффити в Петербурге. Мы отвели себе на реализацию этой задачи 1,5 года. Решили, что такие провинциальные балбесы и весельчаки, как мы, смогут за это время привлечь горожан и городскую администрацию к стрит-арту.

И вот команда HoodGraff — два художника под руководством Артема Буржа — приступила к делу. Чтобы не смущать чопорных петербуржцев, ребята решили изображать на бесхозных стенах только портреты знаменитых людей. И исключительно в черно-белом цвете, чтобы не слишком выделялись на фоне серого Петербурга.

— Конечно, я мог бы рисовать какую-то свою отсебятину с неким глубоким смыслом. Но это никому не нужно, — признается Артем. — Кто захочет разбираться в мыслях никому не известного человека? Поэтому мы стали рисовать только общепринятых героев. Но даже с ними возникли проблемы...

Первым был основатель и шеф-редактор журнала «Плейбой» Хью Хефнер. Его портрет совсем недолго красовался на стене одного из домов на Сенной площади. Кто-то из местных жителей пожаловался на рисунок в ЖЭК, сообщив, что Хефнер недостаточно нравственен, чтобы украшать собой Петербург.

«Мы не смогли уберечь эту красоту!.. В ЖЭКе сами расстроились, но предписание прокуратуры они обязаны выполнить», — написала «Вконтакте» в группе поклонников команды HoodGraff одна из жительниц дома с закрашенным Хефнером.

Одни рисуют, другие закрашивают

Следом — в июне 2014 года — парни нарисовали Виктора Цоя в одном из дворов на улице Маяковского. Его тоже хотели было закрасить, но за рок-музыканта неожиданно для всех вступился Георгий Полтавченко. А вскоре питерских художников даже пригласили на совещание в Смольный.

— Вдруг начался разговор о легализации граффити, — вспоминает Артем Бурж. — Особенно был заинтересован в облагораживании серых стен Владимир Лавленцев (бывший вице-губернатор Петербурга по ЖКХ. — Ред.). Этот человек проявлял личную инициативу, встречался с нами, обсуждал, что можно сделать, чтобы легализовать в Петербурге уличное искусство. Мы, например, предлагали выделить художникам несколько разрешенных стен, определить круг запретных тем, на которые рисовать нельзя. Например, политика, секс, насилие. Но, как только прошли досрочные выборы в губернаторы 2014 года, на которых победил Полтавченко, Лавленцева освободили от его должности, а о 102 площадках, уже обещанных питерским художникам, благополучно забыли.

После этого Бурж и его команда с представителями властей не общались. Вместо этого они рисовали. На их счету около 30 портретов на трансформаторных будках и брандмауэрах. Большинство работ, конечно, закрашивали. «В живых» остались лишь Виктор Цой (улица Маяковского), Сергей Бодров (площадь Александра Невского), основатель «Вконтакте» Павел Дуров (Некрасова, 58), американский скейтбордист Тони Хоук (Введенская, 13) и физик Альберт Эйнштейн (Литейный проспект, 37). А вот среди закрашенных — партизанка Зинаида Портнова, поэт Сергей Есенин, рокер Михаил Горшенев, актеры Роуэн Аткинсон (мистер Бин) и Чак Норрис. Среди последних потерь — изображение прапорщика Задова на Синопской набережной. Его закрасили по заявлению некоего недовольного петербуржца Цветкова.

— Пока мы рисовали Задова, приехал патруль. Мне пришлось взять всю вину на себя, чтобы полицейские не тронули художников и они смогли довести картину до ума, — рассказывает Артем. — Меня же увезли в участок, составили протокол. Какое наказание я должен понести, выяснится только после суда. А Задов, к сожалению, прожил на стене всего 24 часа...

Рисовать прапорщика ребятам помогал сын Дмитрия Нагиева. Может быть, в том числе и поэтому актер так резко отозвался о произошедшем в Петербурге. Он написал в своем «Инстаграме»: «…В Петербурге на нескольких грязных, никому не нужных стенах добрые художники нарисовали известных людей. Где-то весело, где-то серьезно. Вчера чиновники все это закрасили. В стране, где у них находят 9 миллиардов просто в доме... где вызывают попов, чтобы осветить очередной украденный миллиард при строительстве «Зенит Арены»... эта человеческая гниль борется с уличными художниками. Все остальные проблемы они решили… Мне все равно, буду там нарисован я или кто-то другой. Важно, чтобы на этой серости было хоть что-то нарисовано. Простите за эмоции». Поддержал художников и Сергей Шнуров, который лаконично написал все в том же «Инстаграме»: «Люди бывают двух видов. Одни рисуют, другие закрашивают».

«Нам предлагали поехать на майдан»

Но и сами художники смогли постоять за себя. После того, как Задова закрасили, они тут же нарисовали на его месте портрет Зинаиды Тракторенко со слоганом: «Лист свой в урну, товарищ, суй, за Зинаиду Тракторенко голосуй!».

— Тут как раз выборы близились, вот мы и решили на денек залезть в политику и нарисовать Тракторенко, — говорит Артем Бурж. — Кстати, потом оказалось, что многие петербуржцы в бюллетенях написали: «За Тракторенко!». Зину мы в итоге сами демонстративно закрасили. Посчитали, что будет честно, если она провисит те же 24 часа, что и Задов.

Кстати, рисуя, а потом закрашивая свои полотна, художники тратят немало денег. Например, себестоимость того же Задова — около 10 тысяч рублей. К счастью, многие современные уличные художники — люди довольно состоятельные. Во-первых, немало заработать можно на политике. Так, в 2014 году в разгар событий на Украине Артему Буржу и его команде предложили поехать на майдан и нарисовать там портрет Путина.

— Нам придумали и легенду: якобы некие уличные художники сами решили выступить на майдане в поддержку России, — рассказывает Артем. — Денег предложили достаточно... Не буду говорить сколько, но на них можно было бы безбедно жить много месяцев. А еще нам обещали оплатить дорогу до Киева и предоставить двух охранников. Смешно! Что два человека могут сделать с многотысячным майданом? В общем, мы отказались. Ни в России, ни на Украине я Путина рисовать не хочу. У нас воспримут это как агитку, политический заказ. А вот, например, в США я бы хотел нарисовать российского или белорусского президентов. Там это будет выглядеть как патриотизм в самом лучшем смысле слова. Все-таки я русский парень и не против иногда утереть нос американцам.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру