Какая пенсия ждет петербуржцев

Пенсионную систему опять лихорадит.

Сначала объявили об очередной заморозке накопительной части пенсии, а потом вице-премьер России Ольга Голодец допустила, что ее и вовсе могут отменить. А тут еще слухи о повышении пенсионного возраста, которого, скорее всего, не избежать из-за сложной экономической и демографической ситуации в стране. Доктор экономических наук, замдиректора по научной работе Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгений Гонтмахер рассказал «МК» в Питере», почему не стоит рассчитывать на государственную пенсию и как лучше обеспечить собственную старость.

Пенсионную систему опять лихорадит.
Фото: Замир Усманов

Нынешним пенсионерам еще повезло

— Нынешняя пенсионная система очень запутанна, мало кто в ней разбирается. Как все-таки сейчас начисляется пенсия?

— Каждый месяц работодатель перечисляет в Пенсионный фонд (ПФ) взнос в 22 процента от вашей зарплаты. Для людей 1967 года рождения и моложе эти деньги расщепляются на две части: 16 процентных пунктов остаются в ПФ, и из них выплачиваются деньги нынешним пенсионерам, а оставшиеся 6 процентов должны идти на ваш индивидуальный счет. Это так называемая накопительная часть, которой можно управлять: инвестировать эти деньги либо в государственную управляющую компанию, то есть во Внешэкономбанк, либо в один из нескольких десятков негосударственных пенсионных фондов (НПФ) или частных управляющих компаний. Естественно, со временем этот счет будет увеличиваться за счет регулярного пополнения и инвестиционной прибыли. В итоге в будущем ваша пенсия должна состоять из двух частей: обычной, которая рассчитывается из общих правил (стажа работы, возраста выхода на пенсию, разных льгот. — Ред.), и некой добавки, которую вы накопили. У людей старше 1967 года рождения все 22 процента остаются в ПФ, и из них выплачивается пенсия нынешним пожилым людям. В мире такая пенсионная система называется смешанной.

— Вице-премьер Ольга Голодец объявила недавно об очередной заморозке накопительной части пенсии в 2017 году. Это означает, что у будущих пенсионеров украли деньги?

— Говорить, что это кража или конфискация, пока рано. Скорее, это неэквивалентный обмен. Смотрите, 6 процентов от вашей зарплаты — это все-таки реальные деньги, которые с течением времени могли бы вырасти. Если, конечно, тот же НПФ удачно бы ими управлял, вкладывал в надежные ценные бумаги, акции. Но вместо этого уже четвертый год подряд объявляется заморозка накопительной части, то есть 6 процентов идут не на ваш счет, а на выплату денег нынешним пенсионерам. Потому что в ПФ этих средств не хватает, что неудивительно. Ну не может пенсионная система процветать, когда в экономике кризис! Тем более длительный. А вы вместо 6 процентов получаете компенсацию — некие баллы. Проблема в том, что по закону их стоимость правительство устанавливает каждый год. И зависит она от того, сколько денег собрано в ПФ. Понятно, что если в стране, как сейчас, сложная экономическая ситуация, то в реальном исчислении ПФ будет получать все меньше и меньше денег. И стоимость балла начнет постоянно снижаться. То же самое произойдет, если ухудшится демографическая ситуация. А в России, как и во всех развитых странах, она и так неблагоприятна: количество пенсионеров растет, а людей трудоспособного возраста — падает. Вот и получается, что в результате заморозки накопительной части вы вместо живых денег получаете баллы, которые точно со временем обесценятся. Правительство сейчас за счет молодых поколений пытается залатать дыру для нынешних пенсионеров. Их оно не бросит, все-таки это 40 миллионов активного электората. Поэтому, не скажу про десятилетия, но какие-то годы ситуация для нынешних пенсионеров катастрофически ухудшаться не будет. А работники, которым заслуженный отдых еще только предстоит, видимо, находятся в счастливом неведении о своем будущем. Или, наоборот, махнули на все рукой.

Лицемерие с заморозкой

— Сейчас говорят, что обязательную накопительную часть могут вообще отменить. И что тогда будет с нашей пенсией?

— Думаю, после президентских выборов так и произойдет, и лицемерие с заморозкой закончится. Уже сейчас есть проект Минфина и ЦБ, что все 22 процента должны идти в ПФ. Если же у вас есть лишние деньги, то вы сами можете отнести их в какой-либо частный пенсионный фонд. В Минфине и ЦБ высчитали, что это будет под силу только тем людям, которые получают от 60 тысяч рублей в месяц. Но это всего около 15 процентов работающих.

Помимо небольшой государственной выплаты, они будут иметь возможность получить добавку за счет добровольного накопления в НПФ. А остальным 85 процентам в старости из-за упомянутой выше балльной системы придется жить на очень скромное вспоможение. Нам грозит пенсионная система собесовского типа, при которой уровень пенсии полностью зависит от приоритетов государства и количества денег в стране. Если власть захочет тратить средства на оборону, безопасность, мегастройки вроде Олимпиады и чемпионата мира по футболу, то на социальные дела мало что останется.

— Что вы понимаете под скромным пособием? Сколько конкретно, на ваш взгляд, в будущем будут получать пенсионеры?

— Сейчас на заслуженный отдых начнут выходить люди, которые еще смогут воспользоваться плодами той страховой пенсионной системы, которая официально у нас пока не отменена. Кто-то даже может рассчитывать на 15–17 тысяч рублей в месяц. Но лет через 10 средний уровень пенсии в реальном исчислении, конечно, снизится, и произойдет выравнивание размера этих выплат между различными группами пенсионеров. Все будут получать примерно одинаковые деньги вне зависимости от уровня их зарплаты. Если ничего не изменится, то поколение нынешних 30–40-летних, скорее всего, и вовсе столкнется с ситуацией, когда в старости им придется жить на пособие, которое будет еле-еле покрывать прожиточный минимум. В общем, 8–9 тысяч нынешних рублей. И это еще оптимистичный вариант.

— Но ведь у нас есть Фонд национального благосостояния, который был создан как раз для поддержки пенсионной системы. Сможет ли он в будущем спасти пенсионеров от нищеты?

— Думаю, уже через пару лет встанет вопрос о том, чтобы использовать эти деньги для пенсионных выплат. Но к тому моменту в бюджете будут и другие дыры, а потому возникнет большой соблазн потратить эти средства не на пенсионеров. И вообще, Фонд национального благосостояния не панацея. Все-таки если ситуация с экономикой будет по-прежнему плохой, а цены на нефть не вырастут, то через пару-тройку лет от фонда ничего не останется. Поэтому власти, скорее всего, пойдут на жесткие меры вроде повышения пенсионного возраста, отмены в том или ином виде досрочного выхода на заслуженный отдых и выплат пенсий работающим пенсионерам.

Секрет сытой старости

— А как западные страны решают проблему обеспечения собственных пенсионеров?

— В целом ряде стран, включая США, люди в старости получают деньги из нескольких источников. Во-первых, это некий минимум от государства, во-вторых, добровольные отчисления (совместно с работодателем) и, в-третьих, средства, которые они в течение жизни добровольно вкладывали в частный пенсионный фонд или в банк на длинные-длинные счета на 30–50 лет. В США, например, с этих денег разрешается не платить подоходный налог. Конечно, всегда есть опасность экономического кризиса: допустим, НПФ вложил ваши деньги в акции, а те обесценились. Но бесконечного кризиса не бывает, поэтому 2–3 года все может падать, но потом 3–5 лет — расти. И в результате за 30–50 лет вы все равно окажетесь в плюсе. Ну и, наконец, заработанные деньги те же американцы отдают в управление специальным компаниям, которые затем вкладывают их в какие-либо активы. Рядовые жители США даже не вникают, куда именно. Просто получают прибыль, на которую потом живут.

За счет такой схемы многие американские пенсионеры являются довольно обеспеченными людьми. В России, к сожалению, финансовые инструменты в силу ряда причин развиты плохо. Во-первых, рыночная экономика у нас совсем недавно, а во-вторых, мы в 2000-е годы ошибочно не уделили достаточного внимания развитию инструментов инвестирования, страхования, поддержке работы специальных управляющих компаний и частных пенсионных фондов.

— Что сейчас все-таки могут сделать 30–40-летние, чтобы в старости получать более-менее нормальные деньги?

— Если есть возможность, я бы все-таки посоветовал добровольно вкладывать деньги в частные пенсионные фонды и покупать недвижимость, которую в старости можно будет сдать или продать. Но это все, конечно, сложно, ведь у большинства россиян денег не хватает на текущую жизнь, недвижимость у нас дорогая, ипотека — тоже... Зато вполне реально, например, вкладываться в себя. Заботиться о собственном здоровье, чтобы как можно дольше работать. Посмотрите, в какой великолепной форме 72-летний Джон Керри или наш министр Сергей Лавров, которому 66 лет. Надо равняться на такие примеры. Ну и, конечно, сейчас необходимо постоянно повышать свою квалификацию. А у нас сейчас как? Человек закончил вуз черт знает когда и считает, что за счет этого, получая приличную зарплату, доживет до пенсии. Ничего подобного! Кто у нас чаще всего вылетает на самые низкоквалифицированные должности на рынке труда? Люди, которым за 50 лет и которые не думают о продолжении образования. В общем, надо тщательно планировать собственную старость, а не надеяться, что вам бросят это несчастное пенсионное пособие.

— Все это, конечно, хорошо, но в России всегда есть риск, что все твои отложенные «пенсионные» деньги в какой-то момент сгорят, как это у нас уже было... Тогда стоит ли вообще копить?

— Послушайте, мы же все-таки предполагаем, что у России есть успешное будущее? Если в это не верить и думать, что нас ждет очередная социальная, экономическая катастрофа, то тогда, конечно, остается только расслабиться и получать удовольствие. Но я рассчитываю на куда более благоприятное будущее. И думаю даже, что нынешняя молодежь его увидит.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру