Как дома и общественный транспорт общаются со слепыми

В Петербурге разработали систему «Говорящий город», которая позволяет незрячим легко ориентироваться на улицах

19 сентября 2016 в 13:54, просмотров: 1704

Небольшая коробочка размером с мобильный телефон «рассказывает» слепым, мимо каких магазинов, остановок или музеев они проходят. Разработкой питерских ученых уже заинтересовались в Германии и Финляндии.

Как дома и общественный транспорт общаются со слепыми
Фото предоставлены проектом «Говорящий город»

Стресс на всю жизнь

Все началось с «пищащих» светофоров. Это те самые, что издают звуковой сигнал, который помогает незрячим переходить дорогу.

— Занимаясь разработкой этой системы, мы познакомились со многими инвалидами по зрению и после общения с ними поняли, что у этих людей очень серьезные проблемы с независимым передвижением по городу, — говорит генеральный директор предприятия-разработчика ООО «Спецтехноприбор» и главный конструктор системы «Говорящий город» Леонид Аронов. — Например, считается, что при посадке в транспорт слепой испытывает такой же стресс, как и пилот пассажирского самолета при аварийной посадке... И так всю жизнь. Вот мы и решили создать технику, которая рассказала бы незрячим людям о самых важных объектах вокруг них.

Система «Говорящий город» состоит, по сути, из двух частей. Первая — небольшая коробочка размером со смартфон, которую держит в руках незрячий человек (сами разработчики именуют это устройство «Ориентир»), вторая — так называемые радиоинформаторы. Это специальные приборы, которые крепятся на домах, остановках или общественном транспорте. Они передают информацию о «своем» объекте на «Ориентир».

— Связь осуществляется по радио, — рассказывает Леонид Аронов. — Поэтому у незрячих нет проблем с трафиком и скоростью Интернета. Когда такой человек подходит к тому или иному объекту, «Ориентир» начинает вибрировать или подавать звуковой сигнал. При этом окружающие ничего не слышат. Во-первых, это очень важно для инвалидов по зрению, которые не любят, когда на них обращают внимание. Во-вторых, подобные «радиолекции» не мешают прохожим или жителям окрестных домов. Сейчас наше устройство может работать в двух режимах: рассказывать о транспорте и стационарных объектах.

Стационарные объекты — это аптеки (более 80), музеи («Говорящий город», например, установлен в Исаакиевском соборе), пешеходные переходы (около 200), библиотеки и ДК. Скажем, подходя к аптеке, слепой с помощью «Ориентира» может услышать, что это за филиал, на какой улице он расположен, сколько ступенек перед входной дверью и даже в какую сторону она открывается. «Говорящий город» помогает и зайти внутрь: если нажать специальную кнопку на «Ориентире», радиоинформатор, установленный над дверью в аптеку, начнет издавать звуковой сигнал, по которому легко найти вход.

Автобусы с девичьей памятью

Еще удобнее с общественным транспортом. За 10–15 метров до его приближения «Ориентир» начинает вибрировать, а потом сообщает незрячему хозяину, какой номер автобуса, троллейбуса или трамвая прибыл, что у него за маршрут и даже оборудован ли транспорт низким полом. Если инвалиду по зрению это подходит, он нажимает кнопку на «Ориентире» — и в кабине водителя на специальном пульте тут же загорается надпись: «Внимание! Садится инвалид!».

— Водители рассказывали нам, что, зная о незрячем на остановке, они аккуратнее подъезжают и паркуются, — говорит Леонид Аронов. — После того, как транспорт останавливается, над его дверями звучит звуковой сигнал, благодаря которому инвалид по зрению может подняться в салон. Такой системой уже оснащены около 1300 троллейбусов и трамваев города — это почти 95 процентов парка — и 400 автобусов.

С автобусами, кстати, все чуть сложнее. Информацию о номере и маршруте движения (ее потом через «Ориентир» получит слепой) сначала на специальный пульт в кабине должен ввести шофер. Почему-то в троллейбусах и трамваях водители это делают, а в автобусах — довольно часто забывают. В итоге незрячему приходит неправильная информация, и он, скажем, вместо проспекта Просвещения уезжает в сторону Рыбацкого.

— Это, конечно, очень нервирует инвалидов, — признается главный конструктор. — Поэтому мы придумали специальное устройство, которое позволяет вводить информацию о маршруте в каждый автобус или троллейбус автоматически по данным от системы управления городским пассажирским транспортом. Правда, и к ней еще есть вопросы, поэтому новинка пока не установлена там, где это необходимо.

Зато «Говорящий город» уже работает в Москве, Ярославле, Краснодарском крае, Волгограде, Тюмени, Перми, Улан-Удэ. Местные власти, кстати, вполне могли бы заказать для своих незрячих и зарубежные аналоги питерской системы. Но, оказывается, они — хуже.

— Есть, например, израильская и французская системы, — рассказывает Леонид Аронов. — Но они не работают на транспорте. А израильская к тому же информирует незрячих очень громко, создавая дополнительную нагрузку на окружающую среду. Недаром наш «Говорящий город» очень заинтересовал общество слепых в Финляндии и Германии. Они ничего подобного еще не видели.

Сочинский цирк

«Говорящий город» работал и во время Олимпиады в Сочи. Там незрячие получали через «Ориентир» информацию даже о том, через сколько минут общественный транспорт прибудет на остановку.

— В Сочи почти 100 остановок были оборудованы нашей системой: радиоинформаторы для незрячих устанавливались на табло, которое показывало время, оставшееся до прибытия следующего автобуса, — говорит Леонид Аронов. — Но после окончания Олимпиады там начался какой-то цирк: местные власти не могли решить, кто будет отвечать за табло и автоматизированную систему информирования пассажиров. Поэтому оборудование просто сняли и положили на склад. В итоге «Говорящий город» в Сочи больше не рассказывает незрячим, когда придет нужный им автобус. Это, конечно, позор.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга




Партнеры