К русским туристам в китайской провинции до сих пор относятся как к диковинке

Китай уже давно не считается неведомой страной, но большинство россиян (особенно с детьми!) все же предпочитают отдыхать в более «цивилизованных» местах

Петербурженка Татьяна Бедарева с двумя малышами решила сломать этот стереотип и отправилась путешествовать по неизвестному Китаю. О своих приключениях в Поднебесной, о том, что ее шокировало, но почему туда все равно стоит поехать, Татьяна рассказала «МК» в Питере».

Китай уже давно не считается неведомой страной, но большинство россиян (особенно с детьми!) все же предпочитают отдыхать в более «цивилизованных» местах

В метро под конвоем

Татьяна Бедарева с мужем и двумя детьми — четырехлетней дочкой и двухлетним сыном — бывалые путешественники, всегда планирующие свои поездки самостоятельно.

— В Китае нам очень хотелось посмотреть малоизвестные для русских туристов провинции Чэнду, где живут гигантские панды, заповедник Чжандзядзе с «летающими» горами, которые вдохновили создателей «Аватара», заповедник Цзюджайгоу с разноцветными озерами, — перечисляет Татьяна Бедарева. — Конечно, некоторые, узнавая, что мы с детьми собираемся путешествовать по китайским провинциям, крутили пальцем у виска, но нас это не остановило. Немного смущало лишь то, что мы не очень хорошо говорим по-английски, но были уверены, что всегда сможем объясниться жестами. Позже стало ясно, как мы ошибались...

В Чэнду русских туристов практически не бывает, поэтому о приезде «русской семьи» знал заранее чуть ли не весь город.

— В уезде Аньжень, который находится рядом с Чэнду, ради нас устроили на главной улице праздник, — рассказывает Татьяна. — Местный университет организовал чтение стихотворений Пушкина на китайском! Когда дочка в микрофон прочитала Пушкина по-русски, ей аплодировали, как суперзвезде, приехало много местных журналистов, фотографировали ее для газет, потом выстроилась очередь из китайцев, которые тоже хотели сфотографироваться с нашими детьми. Там же на главной улице организовали фотовыставку в честь России, со снимками российских достопримечательностей. Кстати, китайцы очень интересуются нашей страной — во многих городах мы видели плакаты с изображениями собора Василия Блаженного или Красной площади.

Интерес к «русской семье» сопровождал петербуржцев все путешествие. Особенно удивляли китайцев дети — с двойной коляской, в которой сидели малыши, фотографировались прохожие, некоторые местные старались снять необычных детей на телефон втайне.

— В метро в Чэнду нас даже сопровождала полиция! — удивляется Татьяна. — В Китае везде в метро вход через металлоискатели, сумки тщательно просвечивают, как в аэропортах. Но, видимо, мы казались такими странными, что охранники следовали за нами с оружием на поясе от входа в метро до самого выхода. В вагоне ехали в паре метров от нас и делали вид, что следят не за нами. Может быть, они нас охраняли? Кстати, в метро там есть и лифты, и туалеты, и питьевая вода на каждой станции.

Пешеходы — низшая каста

А вот поведение самих китайцев в метро стало для петербуржцев шоком.

— Во-первых, у них не принято уступать место женщинам, пожилым или мамам с детьми, — говорит Татьяна. — Наоборот, мужчины вбегают в вагон первыми и очень гордо смотрят на тех, кто не успел сесть, мол, выиграли. Не помогают с коляской. До смешного — часто были ситуации, когда два здоровых сидящих мужика обсуждали моего сына у меня на руках, они улыбались, восхищались, знаками показывали мне, что, мол, такой хорошенький ребенок, но у них даже мысли не возникало, что мне тяжело. Потом нам объяснили, что это не со зла — просто у китайцев почти полностью отсутствует эмпатия, умение «влезть в шкуру» другого человека. Во-вторых, в час пик при выходе из вагона приходилось «таранить» людей коляской — они, даже видя выезжающую коляску, все равно заходили в вагон, никого не пропуская! И в-третьих, в вагонах рядом с тобой обязательно кто-то кашляет: мне рассказали, что больничных в Китае не существует.

Впрочем, дорожное движение в китайских городах оказалось для петербургских путешественников шоком еще большим.

— Правила дорожного движения в Поднебесной весьма условны, хотя по внешнему виду шикарных дорог возникает ложное чувство безопасности, — говорит Татьяна

Бедарева. — Неслучайно количество ДТП в Китае самое высокое в мире. Переходить дорогу даже в крупных городах было очень страшно! Зеленый свет на светофоре на пешеходной дорожке ничего не значит. Поворачивающий на полной скорости с любой стороны автобус имеет преимущество! То есть, когда переходишь с коляской дорогу по всем вроде бы правилам, никакой гарантии безопасности нет. Все, кто поворачивает направо, — главнее пешеходов! Даже если тебя водитель видит — ты, как пешеход, в Китае никто и ничто. Многие, особенно мотоциклисты, правила вообще не соблюдают. Они, как и велосипедисты, их просто не знают.

«В каждом городе есть «славянофилы»

Английский язык в Китае не в почете — в этом семья Бедаревых убедилась достаточно быстро. Даже в самых туристических местах на английском почти никто не разговаривает.

— Китайцы активно вкладываются в образование своих детей, поэтому лучше всего по-английски говорят школьники, — рассказывает Татьяна. — Если нам надо было разобраться, куда идти, мы спрашивали у детей. Люди старше 20 лет обычно уже языка не знают. Оказалось, что жестами с китайцами тоже не объясниться: они с их помощью только считают деньги и показывают стоимость товара, все остальные жесты не понимают.

К счастью, почти в каждом городе можно найти китайских «славянофилов» — любителей русского языка и культуры, потому что в определенном кругу интеллектуалов есть возрастающий интерес ко всему российскому. В Чэнду петербуржцы познакомились с китаянкой, которая даже взяла себе русское имя Катя.

— Катя помогала нам покупать билеты на вокзалах, возила на экскурсии, многое рассказала про местные традиции, — объясняет Татьяна. — Например, в Чэнду в одном из парков каждый выходной собираются китайцы старшего поколения с какими-то странными бумажками. Оказалось, что это «папки для знакомств». Молодые очень много работают, поэтому им некогда заниматься поисками второй половины. Зато у их родителей, пенсионеров, времени много. Они делают специальные досье на своих детей — с фотографиями и параметрами: возраст, рост, цвет глаз, образование, работа, хобби. Родители подсаживаются друг к другу, обмениваются папками, подбирают подходящую кандидатуру, идут семьями вместе с молодыми в ресторан. Если дети друг другу нравятся, то начинают «дружить». Кстати, китаянки намного более целомудренны, чем россиянки. Например, у них не принято знакомиться на улице. И даже самые короткие мини-юбки имеют внутри вшитые шорты.

Курица — с когтями, помидоры — с сахаром

Но когда переводчицы Кати рядом не было, петербуржцам приходилось разбираться самим.

— Особенно трудно объясниться в ресторанах, ведь ошибка при выборе блюда может быть фатальной, — говорит Татьяна. — Поэтому мы заранее распечатали иероглифы, которые обозначали понятия «Я не ем острое», «Лапша», «Принесите вилку» и несколько других.

Всем приезжающим туристам стоит быть готовыми к тому, что еда в Поднебесной — это всегда лотерея и не имеет никакого отношения к той адаптированной «китайской» пище, к которой мы привыкли в России.

— Утка, курица — все порублено вместе с костями, жилами, куриные лапки подают с когтями, — объясняет Татьяна. — Как-то нам принесли блюдо, состоящее из куриной кожи и огуречных очисток! В другой раз — суп с сырой курицей и рис с тухлыми креветками. Хозяйка объяснила, что так и было «задумано». Помидоры подают как фрукт с сахаром в салате с апельсинами. Бычьи яйца — тоже особый деликатес, продаются прямо на улицах. Так же, как и гниющий сыр тофу — его на полгода закапывают в землю и только потом едят. Мимо таких прилавков я проходила, зажав рот и нос. Во всех блюдах очень много перца. Хорошо, что взяла полчемодана еды для детей из России. Кстати, привычные нам продукты в переводе на местные деньги в Китае стоят очень недешево. Например, килограмм яблок — около 360 рублей, бананы — 200 рублей, литр молока — 500 рублей, йогурт — 130 рублей. На еду для детей потратили очень много, а еще спасались местными пельменями, хотя иногда они вдруг оказывались с травой или чем-то сладким.

Несмотря на трудности, семья Бедаревых говорит, что не влюбиться в Китай невозможно.

— Жаль, что «вездесущий» русский турист не уезжает дальше Пекина, Шанхая и пляжного Хайнаня, — говорит Татьяна. — Если не бояться отойти от стандартных маршрутов и немного подготовиться, то можно посетить удивительные места — например, разноцветные озера Цзючжайгоу, входящие в список наследия ЮНЕСКО. За туристами там следят видеокамеры, чтобы те не трогали уникальную воду руками. Или пройтись по «тропе страха» в горах Чжанцзяцзе. И даже коляска с двумя маленькими детьми не помеха, потому что на вершину горы тебя поднимает скоростной лифт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру