Почему в метро больше не нужно уступать места пожилым

Неравнодушные петербуржцы заметили: в вагонах метро изменились «надписи вежливости»

Стикеры, призывающие уступать места определенным категориям граждан, стали короче. Раньше над сиденьями были наклейки, оповещающие: «Места для пассажиров с детьми, инвалидов и лиц преклонного возраста». Теперь почему-то «преклонный возраст» из этого перечня изъяли. Горожане удивляются: неужели пожилым людям больше не нужно уступать места в подземке? Или, может, надпись укоротили по ошибке, а то и по злому умыслу?

Неравнодушные петербуржцы заметили: в вагонах метро изменились «надписи вежливости»

Вопрос на засыпку

«МК» в Питере» обратился за разъяснениями сначала в Информационно-справочный центр метрополитена, где ответа получить не удалось. Оператор сама сильно удивилась, узнав, что важная часть «надписи вежливости», оказывается, испарилась из вагонов подземки. Она предложила направить обращение к руководству Петербургского метрополитена, чтобы там разобрались. Ответ на обращение должны прислать по почте через месяц.

В пресс-службе метрополитена запросом «МК» в Питере» тоже были озадачены. Нужно ли уступать старушкам места в метро? Для ответа на этот вопрос потребовалось подключать юридическую службу компании, и целая неделя ушла на подготовку.

«Сами не хотят сидеть»

По словам пресс-секретаря Юлии Шавель, раньше «надписи вежливости» в метро призывали уступать места и пассажирам с детьми, и инвалидам, и «лицам преклонного возраста», как того требуют Правила пользования метрополитеном, утвержденные приказом Комитета по транспорту Петербурга № 233 от 29.06.1998 (в редакции от 03.06.2015 № 99-р). Но потом надписи в метро пришлось поменять… из-за жалоб самих стариков и старушек! Мол, они негодовали и засыпали руководство подземки обращениями, требуя дискриминирующие их надписи убрать.

«В адрес метрополитена начали поступать жалобы от пассажиров, которые указывали на то, что такого понятия, как «преклонный возраст», не существует, нормативных документов, определяющих период указанного возраста, не имеется. Учитывая многочисленные жалобы пассажиров о некорректном указании возраста в данном контексте, макет указанного стикера был изменен», — сообщили в ГУП «Петербургский метрополитен».

Когда наступает «преклонный возраст»?

По словам Юлии Шавель, проблемы возникали из-за того, что не ясно: преклонный возраст — это сколько лет? То есть с какого возраста пассажир уже может требовать, чтобы ему уступали сидячее место, и чем будет доказывать свое право сидеть? И главное: как наказывать тех, кто эти правила не соблюдает? Ведь никакой управы на подобных невеж сегодня нет.

«К сожалению, действующее законодательство не устанавливает ответственность за неисполнение… правил, в связи с чем каким-либо образом воздействовать или привлечь к ответственности гражданина за неисполнение им элементарных моральных и нравственных норм не представляется возможным», — переживают в метрополитене.

По словам Юлии Шавель, когда-то давным-давно горожан возмущал сам факт того, что их учили быть вежливыми в транспорте. «Мы — ленинградцы! Мы сами знаем, кому и когда уступать места!» — сердились они, требуя убрать абсолютно все подобные надписи.

Вообще говоря, аргументация странная. Ну а как тогда быть с инвалидами? Их зачастую еще труднее отличить, чем пожилых. Но даже если инвалид предъявит справку, тот, кто не уступит ему место, точно так же, как и в случае с пожилыми, никакого наказания не понесет. Однако инвалиды в объявлениях метрополитена почему-то остались, а пенсионеры нет.

— Никакие напоминания и объявления на невоспитанных пассажиров не действуют. Все зависит только от воспитанности самого человека, — уверены в подземке.

Но попыток воспитать невеж в ГУП «Петербургский метрополитен» все равно не оставляют. Объявления по громкой связи в вагонах метро регулярно призывают пассажиров помогать пожилым людям, инвалидам, беременным и женщинам с детьми. Вдруг на кого-то и подействует?

А как у них?

Беременные с чипами, дедушки с понтами

В большинстве стран мира с уважением относятся к почтенному возрасту, поэтому уступать престарелым места в транспорте принято везде. Об этом пассажирам напоминают пиктограммы. Как правило, они состоят из четырех картинок (в Петербурге только из двух), показывающих, кому нужно предложить место: беременным, инвалидам, пожилым и пассажирам с детьми.

В некоторых странах особо заботятся о беременных, выдавая им специальные значки при входе в транспорт (не всегда ведь можно на глаз отличить женщину в положении от просто толстой дамы). В лондонской подземке беременные могут получить в кассах значок «Baby on board». Остальные пассажиры, увидев его, должны освободить сиденье.

В Южной Корее для беременных изобрели особый чип, который с помощью современных беспроводных технологий включает на поручнях вагона розовые лампочки, сигнализирующие о том, что в вагон зашла дама в положении и нужно уступить ей место. Одновременно такая же лампочка загорается у беременной на брелоке, прикрепленном к сумочке или к одежде.

Во все странах будущие мамы благодарны, когда им уступают место в общественном транспорте. Чего не скажешь о пенсионерах. Не секрет, что многие заграничные старики и старушки очень бойкие. Европейцы и американцы считают пенсию второй молодостью и поэтому негодуют, если кто-то подчеркивает их возраст, предлагая присесть в метро.

Например, 68-летний стоматолог Уэйн Макентри из США так сильно обиделся, когда ему уступили место в подземке, что… сделал горизонтальную стойку на руках, чтобы доказать, что он вовсе не старый, а «еще о-го-го». Акробатические «понты» дедушки запечатлел на фото его внук Бриттон Баркер, опубликовавший затем снимки в «Твиттере». Фото бодрого дедушки собрало 140 тысяч лайков и 110 тысяч ретвитов.

Осторожно: фальшивка!

По соцсетям и новостным сайтам Петербурга гуляет ложная информация о помощниках в метро

В сообществах «ВКонтакте» и «Фейсбук», имеющих сотни тысяч подписчиков, появилась информация о том, что ГУП «Петербургский метрополитен» якобы оказывает услуги сопровождения в метро.

«Позвонив по телефону… вы можете попросить сопровождать вас в метро. Помогают всем: пожилым, школьникам, мамам с детьми, многодетным семьям и даже беременным с багажом. Операторы… сами подберут оптимальное количество помощников. Сопровождающие одеты в яркие жилеты желтого цвета, спереди на которых нанесена эмблема метрополитена, а сзади — надпись «Служба движения». У каждого из них есть при себе карточка с личными данными и удостоверение работника метрополитена с фотографией.

Те, кто уже воспользовался этой услугой, отмечают, что помощники очень вежливы. Они помогают пройти через турникеты, катят по лестницам коляски и тащат сумки, держат детей за руки при переходах и посадках в вагон, показывают дорогу, а также следят, чтобы никто не отстал и вас не обокрали в толпе.

Правда, заказывать такое сопровождение лучше не позднее чем за три часа до поездки. Услуга бесплатна, и предоставляет ее Центр обеспечения мобильности пассажиров. Сопровождение возможно ежедневно, в том числе по выходным дням с 8:30 до 19:30», — говорится в сообщении, распространяемом якобы от имени петербургского метрополитена.

В Информационно-справочном центре ГУП «Петербургский метрополитен» официально заявляют, что это ложная информация. Подобных услуг они не оказывают. Помогают только инвалидам-колясочникам и инвалидам на ходунках.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру