Как ведут себя туристы в Петербурге: китайцы галдят, американцы хихикают, русские путают лавру с Лувром

Лето — самый разгар туристического сезона в Петербурге, самое «хлебное» время для экскурсоводов

Один из питерских гидов Алексей Ильин рассказал «МК» в Питере» о том, какие туристы приезжают в наш город и чего стоит сохранить невозмутимое выражение лица, когда они задают свои вопросы во время экскурсии.

Лето — самый разгар туристического сезона в Петербурге, самое «хлебное» время для экскурсоводов
Фото: Из личного архива

Китайцы больше не ходят парами

Алексей Ильин работает гидом больше 16 лет, до этого занимался синхронным переводом. Он показывает город русским, китайцам, американцам и европейцам и привык к почти любым туристским чудачествам.

— Первыми моими клиентами в середине 90-х годов были как раз китайцы, — рассказал Алексей Ильин. — Они сильно изменились за последние 16 лет. В те времена туристы из Поднебесной были очень дисциплинированными: в музеях ходили парами за гидом, никуда не отклоняясь. Если в общей толчее они теряли экскурсовода из вида, то останавливались и терпеливо ждали, когда старший группы их найдет. Но сейчас китайцы уже «расслабились»: они ходят толпой, галдят и отвлекаются. У них нет никакого представления о личном пространстве, поэтому они протискиваются везде, чтобы поближе рассмотреть и сфотографировать, при этом громко шумят. Бабушки-смотрительницы в Эрмитаже и Русском музее их за это недолюбливают, как итальянцев.

Проще всего работать с американскими туристами — они, как правило, не знают про Россию почти ничего, поэтому к любым историям, рассказанным гидом, относятся с большим доверием и интересом.

— Им, конечно, нужно адаптировать экскурсию, — объясняет Алексей. — Например, пояснять, что наш царь Александр II освободил наших «рабов»-крестьян на два года раньше, чем произошла отмена рабства в Америке. Тогда им становится понятно и интересно. Хотя бывают и казусы. Мне коллега-экскурсовод рассказывала: водит американцев по Эрмитажу, приходят в галерею героев 1812 года. Объясняет им про войну с Наполеоном, показывает портреты героев, подводит к портрету Веллингтона и говорит: это, мол, Duke of Wellington, что в переводе означает как раз «герцог Веллингтон». Она уже собралась дальше рассказывать про битву при Ватерлоо, но тут один из туристов вдруг возмущается: «Но он же совсем не похож!» Гид начинает объяснять, да, мол, это же парадный портрет, на самом деле Веллингтон был не так красив, говорят, у него был уродливый нос... Американец ее прерывает: «Да нет же! Он был черным!» Оказывается, турист решил, что в Эрмитаже висит портрет джазового музыканта Дюка Эллингтона...

Зачем строить дворец рядом с аэропортом?

Один из первых навыков любого профессионального гида — сохранять невозмутимое выражение лица и улыбку в ответ на самые странные вопросы туристов.

— Классика, с которой сталкивался каждый экскурсовод в Эрмитаже: когда показываешь работы Рафаэля и Да Винчи, то тебя спрашивают: «Почему Мадонну всегда рисуют с маленьким мальчиком, но никогда с девочкой?», — вспоминает Алексей Ильин. — Причем от бывших советских атеистов этот вопрос еще как-то можно понять, но его задают иногда и европейцы тоже. Главное правило экскурсовода — ни в коем случае не скатиться в нравоучения: я радостно улыбаюсь и объясняю, что в Библии был такой персонаж — Иисус, и на картинах Мадонна — мать Иисуса — держит на руках именно его... Кстати, вы не замечали, что Иисуса канонически изображают в двух ипостасях — он либо младенец на руках у матери, либо 33-летний взрослый мужчина? А в Петербурге в Спасе на Крови есть уникальная мозаика — там он — подросток.

Очень часто туристы ожидают увидеть то, чего в Петербурге на самом деле нет. Например, очень многие гости Северной столицы уверены, что Янтарная комната находится в Зимнем дворце, поэтому сильно расстраиваются, когда узнают, что для этого им придется ехать в Пушкин. Некоторые ожидают увидеть болота — ведь город построен «на болоте».

— Люди очень удивляются, когда я им объясняю, что Петербург вовсе не «построен на болоте», — говорит Алексей Ильин. — Да, болота были, но 99 процентов зданий в петровское время строились на высоких песчаных берегах среди сосен. А фразу: «Быть Петербургу пусту, из болота вышел, в болото и уйдет» придумала Евдокия Лопухина. Первая жена Петра, «списанная» им в монастырь, ненавидела детище своего мужа и постоянно говорила про Петербург гадости. Кстати, еще один интересный факт — город был основан вовсе не 27 мая! Потому что в этот день, в 1703 году, если судить по походному дневнику императора, он был совсем в другом месте — в районе Лодейного Поля.

Некоторые случаи вообще похожи на анекдоты.

— Однажды знакомая гид из Интуриста водила по Эрмитажу мужа с женой, — говорит Алексей Ильин. — Муж говорит: «Ну все, веди нас к знаменитой Джоконде». Гид в легком замешательстве отвечает, что Джоконды в Эрмитаже, к сожалению, нет, она находится в Лувре. Он спорит: «Да нет ее в Лувре, мы там все уже обошли!» Тут жена толкает его в бок: «Мы были не в Лувре, дурак, а в лавре!» У меня тоже были похожие случаи: в Павловске иногда приходилось приостанавливать экскурсию на несколько секунд, когда мимо с громким гулом на посадку заходили самолеты — ведь рядом находится аэропорт Пулково. Не раз раз туристы поражались: ну как можно было построить дворец рядом с аэропортом, здесь же так шумно! Очень многих туристов интересует вопрос, куда попадает снаряд после полуденного выстрела пушки — неужели долетает до Финского залива? А другие уверены, что во время Октябрьской революции штурмовали не Зимний дворец, а Смольный.

Есть и другой тип гостей — въедливые и всезнающие туристы, которые стараются «подловить» гида.

— Например, меня спрашивают, знаю ли я, где находится мост «18 яиц»? — говорит Алексей Ильин. — К счастью, эту байку все хорошие гиды знают — имеется в виду Аничков мост с конями Клодта, где надо подсчитать некие части тела у коней и всадников. И не забыть прибавить «яйца» городового, который до революции постоянно дежурил на пересечении Невского проспекта и Фонтанки.

Увидеть могилу Кости Могилы

Еще одно правило гида — никогда не спорить с туристами о политике и взглядах на историю.

— Однажды я вез группу из Уругвая в Царское Село и заговорил с ними о том, что после поражения Германии многие нацисты сбежали к ним в страну, — говорит Алексей. — Уругвайцы так обиделись, что буквально выпрыгнули из машины на полпути. Иногда происходит обратная ситуация, когда сдерживаться приходится мне. Например, я каждый раз вздрагиваю, когда иностранцы начинают хихикать, видя мемориальную надпись «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Они не в курсе истории с блокадой, поэтому искренне удивляются «нелепице», что за артобстрел в центре города? Этот смех меня, как ленинградца, коробит, но обычно я спокойно объясняю, почему надпись появилась и как много людей в Ленинграде погибло под обстрелами и бомбежками.

Есть определенная категория туристов, которым неинтересны ни Эрмитаж, ни Петергоф — они приезжают в Северную столицу, чтобы посмотреть «Кресты», просят показать им места «громких убийств» 90-х: Галины Старовойтовой, Михаила Маневича... Маневича, например, убили на Невском проспекте — показываю гостям города слуховое окно, в котором сидел киллер с чешским автоматом Калашникова и оптическим прицелом.

— Обязательный пункт программы — посещение могил убитых «братков», например, едем на Северное кладбище, чтобы почтить память одного из «авторитетов» — Кости Могилы, — говорит Алексей Ильин. — Любители таких экскурсий и сами имеют кое-какое криминальное прошлое, приезжают из разных уголков России, например, из Братска или Челябинска. Кстати, большинство из них ведут себя очень вежливо и корректно, сейчас редко встречаются те, кто считает гида обслуживающим персоналом: «Пацанчик, метнись за водочкой».

 

МК-факт

Из Питера больше не видно моря

И русские, и иностранные туристы часто просят показать им удивительное «пресное» море, которое к тому же замерзает зимой. Но увидеть Финский залив в городе с каждым годом становится все сложнее.

— Раньше я привозил туристов к гостинице «Прибалтийская», — вспоминает Алексей Ильин. — Был даже такой аттракцион зимой: ездили на машине прямо по льду. Но теперь там с километр намывных территорий и зданий. Еще полтора года назад можно было посмотреть в морскую даль с Канонерского острова, но теперь там достроили ЗСД, который «испортил» весь вид. Единственное сохранившееся место, откуда виден Финский залив, — это парк 300-летия Петербурга. Теперь всех гостей вожу туда или в Кронштадт.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру