Питерские спортсмены открыли счет олимпийским наградам

Олимпиада в Рио вышла на финишную прямую

В воскресенье погаснет огонь Игр. Олимпийские объекты расположены в четырех кластерах: на Маракане рядом со знаменитым футбольным стадионом есть еще и старый, но давно освоенный волейболистами зал «Мараказиньо». Плюс одной олимпийской зоной стал знаменитый пляж Копакабана, где соревнуются пловцы на открытой воде, железные люди из триатлона и велогонщики. Они, конечно, не по песку гоняют, а по идущему параллельно пляжу шоссе. Два других кластера расположены на дальних окраинах города, но, пожалуй, только там можно ощутить дух Олимпиады.

Олимпиада в Рио вышла на финишную прямую

Наш экстремал дошел до Рио

В центре и даже в районе знаменитых пляжей ничто не напоминает о том, что в Рио проходит главное спортивное событие четырехлетия. Исключением является открытый рядом с фортом Копакабана «Русский дом болельщиков». Вот там на небольшом кусочке, арендованном у бразильского музея, царит дух Олимпиады. Отбоя от желающих посетить «Русский дом» нет. Попасть туда просто: нужно предъявить удостоверение личности. Проверяют их волонтеры, причем один из местных парней при температуре около 30 градусов встречает посетителей в шапке-ушанке с гербом России. Как пояснил его коллега, это местный русскоговорящий бразилец, которому здешней зимой холодно.

В «Русском доме» большой популярностью пользуется спортсмен-экстремал из Петербурга Сергей Лукьянов. Он задался целью, проходя в день в среднем по 40 километров, совершить кругосветное путешествие. Стартовав 1 апреля прошлого года на Дворцовой площади, он уже посетил Азию и Австралию, а маршрут по Южной Америке спланировал так, чтобы попасть в Рио в день открытия Олимпиады. Опоздал на два дня.

Путешествие ведь проходит действительно в экстремальных условиях! Ночует Лукьянов на пляжах или в аэропортах. В Аргентине и Уругвае его уже дважды ограбили, но экстремал не сдается. Между континентами, правда, совершает перелеты и очень огорчен, что придется залететь на несколько дней в родной город, чтобы оформить шенгенскую визу. Без нее из Северной Африки, куда направится Сергей из Бразилии, в Испанию или Францию не попадешь. Оформить же необходимые документы в российских консульствах за границей не получается.

Организаторы «Русского дома» даже вручили нашему экстремалу билет на соревнования. У Лукьянова был выбор, и он предпочел родную ему легкую атлетику. Ведь он является рекордсменом СССР и России в ходьбе на 100 километров. Более того, побеждал в соревнованиях, когда на дистанции нужно было находиться от суток до двух.

Выстраданное серебро многодетной мамы

За гонками велосипедистов можно было наблюдать, выйдя к обочине шоссе. Именно на велотрассе питерским спортсменам (если быть точным — спортсменке) удалось завоевать первую медаль Олимпиады-2016.

В «разделке», самой трудной шоссейной гонке, отличилась 36-летняя мать троих детей Ольга Забелинская. Гены у нее чемпионские: отец — олимпийский чемпион по велоспорту Сергей Сухорученков, победивший в Москве в 1980 году. Правда, Ольга встретилась с ним уже после того, как добилась первых успехов на велотрассах. Мама у нее тоже ведь велогонщица. Отстоять право выступать в Рио для Забелинской было гораздо тяжелее, чем завоевать медаль.

Ее не допускали к участию в Играх из-за допинговой истории двухлетней давности. В пробе был обнаружен жиросжигающий препарат, и спортсменка до сих пор убеждена, что это ошибка контролеров из антидопинговой лаборатории. Ведь в тот момент она кормила родившуюся уже после Олимпиады в Лондоне дочку грудью и вообще не пользовалась фармакологией.

Уже очень давно Ольга живет вместе с семьей на Кипре, но по-прежнему считает себя петербурженкой. Готова даже вернуться в родной город, чтобы возглавить в качестве «играющего тренера» профессиональную велокоманду. Да только никто ее в Питер не зовет. Чиновники предпочитают рапортовать о ее победах, а не что-то делать для того, чтобы в нашем городе появились новые звезды велоспорта.

Победная мотивация от зарубежных тренеров

Питерская фехтовальная школа, несмотря на все трудности, живет и готовит олимпийских чемпионов. Саблистка Екатерина Дьяченко тоже продолжает семейные традиции. Она 19 лет тренировалась у своих родителей, а кумиром называет брата Алексея, бронзового призера Олимпиады-2004 в командных соревнованиях саблистов. Свое золото Катя тоже завоевала вместе с подругами по команде. В финальном матче против сборной Украины она не фехтовала, уступив место на дорожке Юлии Гавриловой.

Правила командного турнира в фехтовании очень жестокие. Если ты числился запасным, но не выходил на дорожку, медаль тебе не полагается. Тренеры сборной России изначально решили, что весь квартет саблисток достоин наград. Дьяченко фехтовала в четвертьфинале и полуфинале, внеся достойный вклад в победы сборной России. Особенно в полуфинальном поединке против сборной США, считавшейся нашим главным соперником.

В этой команде фехтовали экстравагантные спортсменки: получившая недавно американское гражданство Дагмара Возняк покорила всех фиолетовыми волосами, а выросшая в Нью-Йорке Ибтихадж Мухаммад выходила на дорожку в хиджабе. Она строго соблюдает мусульманские традиции, а побеждать соперниц повязанный на голову платок не мешает. Все равно ведь приходится закрывать его фехтовальной маской.

— У всех команд эта часть экипировки окрашена в национальные цвета — это напоминает, что мы выступаем за Россию, придает дополнительную мотивацию, заряжает энергией, — призналась после завершения командного финала наша олимпийская чемпионка. — Когда смотришь на соперницу сквозь маску с триколором, вспоминаешь, насколько сильна наша держава, и гордишься тем, что можешь для нее что-то сделать.

Фехтовальщики в Рио действительно сделали для страны очень много. Четыре года назад в Лондоне в активе нашей сборной впервые за долгие годы не оказалось золотых медалей. В Рио было завоевано четыре.

Конечно, российские фехтовальщики сейчас находятся в привилегированном положении по сравнению с другими видами спорта, о которых у нас — чего уж тут скрывать — вспоминают раз в четыре года во время Олимпиад. Президент Международной федерации фехтования Алишер Усманов, оставивший после избрания на этот пост должность главы председателя Федерации фехтования России, о спортсменах не забывает. Да только созданные условия еще не гарантируют побед.

— Мы постарались грамотно организовать работу, — раскрыл секреты успехов наших фехтовальщиков Мамедов. — Раньше у тренеров много времени занимала бумажная волокита. Они должны были составлять планы, отчитываться по ним, оформлять визы, покупать билеты, решать бытовые проблемы спортсменов. Сейчас всем этим занимаются специально нанятые менеджеры, а тренеры работают там, где должны — в зале. Правильно мы используем и приглашенных зарубежных специалистов. Поверьте: наши не хуже разбираются в фехтовании, но итальянец Стефано Чериони, работающий с рапиристами, и француз Кристиан Бауэр, занимающийся с саблистами, — превосходные мотиваторы. Они заставили наших спортсменов поверить в свои силы.

Это подтвердила после своего олимпийского триумфа и Дьяченко, отметившая вклад Бауэра. Родители, конечно, научили ее фехтовать, но поверить в то, что она может стать чемпионкой, заставил именно француз.

Рио-де-Жанейро

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру