Стадион на Крестовском: меняется ли результат от перестановки слагаемых

Прежний подрядчик стройки «Инжтрансстрой» не только изгнан, но на два года отлучен от госзаказов — компанию внесли в реестр недобросовестных поставщиков.

Самый известный в России долгострой — «Зенит Арена» — получил нового подрядчика — компанию «Метрострой», почти четверть активов которой принадлежит Комитету имущественных отношений Петербурга.

Прежний подрядчик стройки «Инжтрансстрой» не только изгнан, но на два года отлучен от госзаказов — компанию внесли в реестр недобросовестных поставщиков.
Фото gov.spb.ru и piterarena.com

Вице-губернатор Игорь Албин с оптимизмом заявляет, что спортивное сооружение будет достроено к сроку, то есть до конца года. Хотя для этого за четыре месяца придется выполнить работы, которые, как утверждалось еще недавно, невозможно выполнить за пять.

Ничто не предвещало …

История возведения «Зенит Арены» выглядит как захватывающий экономический триллер. За 9 лет на объекте сменили двух генподрядчиков, несколько раз переносили сроки строительства, 4 раза меняли проектную документацию, возбудили несколько уголовных дел против субподрядных организаций. Это могло бы продолжаться еще долго, если бы Россия не выиграла право на проведение чемпионата мира — 2018. Стадион предполагалось сделать одной из главных площадок мундиаля. И тут запахло международным скандалом.

Неудивительно, что по мере приближения конечного срока сдачи и городское, и федеральное правительства стали проявлять нервозность, в результате чего профильный вице-губернатор Игорь Албин взял возведение стадиона на Крестовском под личный контроль. До этого лета все выглядело вполне пристойно: чиновник приезжал на стройку в сопровождении телекамер, давал благодушные комментарии. Даже увеличение стоимости строительства стадиона на 4,3 миллиарда рублей депутаты петербургского ЗакСа утвердили без особых вопросов. Но в июне наступило время «Ч»: Контрольно-счетная палата внезапно провела проверку расходования средств и заявила, что стадион, скорее всего, в срок сдан не будет, а Комитет по строительству не осуществляет надлежащий контроль за целевым использованием генподрядчиком бюджетных средств.

Далее последовала цепь странных событий, которая только подлила масла в огонь разгорающегося скандала. Генподрядчик — строительная компания «Инжтрансстрой» — 14 июля заявил о попытке рейдерского захвата со стороны субподрядчиков, которые вдруг стали требовать денег за выполненные работы, хотя ранее это обсуждали только в кабинетах. Грузовая техника субподрядчиков заблокировала проезды автотранспорта, препятствуя доступу строителей к рабочим местам. На следующий день город в лице вице-губернатора Игоря Албина заявил о разрыве контракта, который и был прекращен 26 июля. В рекордные сроки объявили конкурс на выбор нового генподрядчика, результаты которого подвели 10 августа.

У семи нянек…

За 25 дней, от момента объявления о разрыве контракта до окончания конкурса, случилось немало событий, которые заставляют сомневаться в здравомыслии инициаторов конфликта. Оскорбленная компания «Трансстрой» сделала ряд заявлений, переложив вину за постоянные задержки строительства на заказчика. По ее мнению, работы велись медленно из-за бесконечных изменений проекта, недобросовестных субподрядчиков, которых навязывали чиновники, затягивания согласований и необоснованных требований со стороны городских властей. После разрыва контракта «Инжтрансстрой» потребовал у своих субподрядчиков прекратить работы, так как до составления акта выполненных работ ни о какой оплате речи быть не может.

В свою очередь город, понимая, что полная остановка работ не ускорит сроки строительства, стал давить на подрядчиков, требуя продолжать работы под устные гарантии оплаты. Причем все эксперты сходятся на том, что эти гарантии на данный момент ничем не подкреплены. У компаний договор был с «Инжтрансстроем», поэтому город за прошлый период никаким образом рассчитаться со строителями не может. Привлекать их к выполнению работ по прямым договорам без проведения тендера невозможно. Гарантий, что новый генподрядчик продолжит с ними договорные отношения, — нет. Рассчитывать, чтобы в этой ситуации субподрядчики вели работы в соответствии с графиком и на совесть, не приходится.

Доказательством этому служат два факта. 31 июля, когда «Зенит Арена» уже формально являлась бесхозным объектом, ураганный ветер сорвал металлические листы с кровли стадиона. Через несколько дней из-за недоделок системы водоотведения стадион был затоплен прошедшими в городе ливневыми дождями. Таким образом, новому генподрядчику придется не только заниматься проектными работами, но и устранять последствия бардака, который творился на объекте последние недели, о чем красноречиво свидетельствуют комментарии сотрудников субподрядных организаций в СМИ и социальных сетях.

Что это было?

Поразительно, но менее чем за месяц тональность заявлений городских чиновников, вещавших о катастрофическом положении дел, сложившемся по вине прежнего генподрядчика, сменилась на прямо противоположную. После замены генерального подрядчика на подконтрольный Смольному «Метрострой» все проблемы девятилетнего долгостроя словно бы улетучились или решились сами собой.

Уже 12 августа вице-губернатор Игорь Албин, принимая на Крестовском министра спорта Виталия Мутко, заявил, что стадион будет полностью сдан к концу декабря текущего года. Притом, что часть работ экс-подрядчика «Инжтрансстрой-СПб», по его словам, придется переделывать. Правда, поверить, что новый генподрядчик, который заходит на объект в буквальном смысле с чистого листа, сможет за четыре с небольшим месяцам завершить работы на объекте, готовность которого месяц назад оценивалась в 85 процентов, сложно. Ведь еще месяц назад накануне расторжения контракта с «Инжтрансстроем» возможность завершить тот же объем работ за пять месяцев ставилась под сомнение. Правда, Смольный, а вслед за ним и Федеральная антимонопольная служба указывают, что «Инжтрансстрой» систематически нарушал обязательства по контрактам, чем ставил под угрозу сроки сдачи объекта. Но тогда почему расторжение контракта произошло только сейчас, когда времени на исправление недоделок почти не остается? Складывается впечатление, что руководство строительного блока администрации стало жертвой внезапной панической атаки, которая случайно совпала по времени с завершением проверки Контрольно-счетной палаты ЗакСа.

Сомнительное приобретение

В прошедшем конкурсе на достройку стадиона СМИ и Фонд по борьбе с коррупцией Алексея Навального усмотрел немало нарушений, однако с самого начала было ясно, что процедура — не более чем формальность. Среди трех никому не известных компаний («Технопром», «Охрана» и «СК «Ника-2000»), подавших заявки на участие в тендере, реальной альтернативы «Метрострою» не было. Предполагалось, что достройкой стадиона может заняться ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», но предприятие от сомнительной славы уклонилось, сославшись на невозможность исполнения в этом случае собственной инвестпрограммы. Директор «Метростроя» Вадим Александров в июле заявлял, что его компания также не будет претендовать на данный объект. Но в отличие от влиятельного Феликса Кармазинова, видимо, не смог противостоять давлению городских властей, которые контролируют 21 процент акций предприятия и львиную долю его заказов.

«Метрострой», пожалуй, единственная компания, обладающая необходимой квалификацией для завершения работ по стадиону. Проблема в том, что на сегодняшний день в работе у нее находятся десятки крупных объектов, по многим из которых объявлено о переносе сроков сдачи, так как подрядчик не справляется с объемами. Например, станции «Южная», «Дунайский проспект» и «Проспект Славы» должны были построить до конца прошлого года. Теперь их запуск ожидается не раньше 2018-го. Недавно стало известно, что «Метрострой» на месяц отстает с прокладкой туннеля к станции «Новокрестовская», хотя и обещает компенсировать отставание. Ранее Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга подал несколько исков к компании, а в марте ФСБ установила, что город оплатил строительство станций «Беговая» и «Юго-Западная» полностью, а построили их не до конца. Контракты закрыты, стоимость невыполненных работ, по оценкам ФСБ, составила 120 миллионов рублей. Иными словами, с точки зрения исполнительской дисциплины, а именно это основная претензия города к «Инжтрансстрой-СПб», «Метрострой» трудно назвать идеальной заменой. Скорее, на ум приходит известная пословица про шило и мыло.

Однако одно принципиальное отличие все-таки есть. В случае с «Метростроем» город в лице профильного вице-губернатора Игоря Албина может включить ручное управление, что, судя по всему, уже было проделано в части понуждения компании выйти на объект.

Судя по недавним откровениям в СМИ представителей подрядных организаций, работающих на стадионе, контролировать стройку в ручном режиме профильный вице-губернатор начал несколько месяцев назад, когда стало ясно, что сдача объекта в срок под угрозой. Однако тезис о том, что «заказчик всегда прав», имеет свои пределы. В случае с «Инжтрансстроем» этот предел, как можно предположить, был достигнут месяц назад. Причем проблема заключалась не в весьма оригинальной, судя по отзывам, манере вице-губернатора Албина проводить планерки, не чураясь нецензурной лексики, а в попытке заставить подрядчика достроить стадион в срок ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ.

«Метрострою», в отличие от предшественника, отступать некуда — в октябре оценивать готовность объекта приедут функционеры ФИФА. Чем придется пожертвовать в процессе авральной работы, чтобы первые лица города и спортивные функционеры смогли сохранить лицо и избежать международного скандала, остается только гадать.

Сюжет:

Дело Навального

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру