80-летняя блокадница объездила полмира в поисках приключений

Петербурженка Маргарита Сычева месяц назад вернулась из Эквадора и с Галапагосских островов, а зимой собирается в новое путешествие — в Кению и Занзибар

Ровесницы только ахают и охают, когда узнают о планах своей подруги, и спрашивают ее: «Неужели тебе дома не сидится?! В твоем-то возрасте!» Но 80-летняя блокадница говорит, что ее с детства тянуло в дальние странствия и останавливаться она не собирается.

Петербурженка Маргарита Сычева месяц назад вернулась из Эквадора и с Галапагосских островов, а зимой собирается в новое путешествие — в Кению и Занзибар
Фото из архива Маргариты Сычевой

Блокадное детство

В детстве Маргариты не было и намека на будущие экзотические путешествия — когда девочке исполнилось пять лет, началась война. Семья не эвакуировалась: отец ушел на фронт, мать продолжала работать.

— Мы провели в Ленинграде все 900 дней, — говорит Маргарита Анатольевна. — Память многое не сохранила, но помню, как я уговаривала маму во время бомбежек не спускаться в бомбоубежище — это тоже могло быть опасным, иногда вход в них засыпало, люди там погибали. В дом напротив нас попала бомба, но дымоход остался цел, а рядом с ним прямо между этажей каким-то чудом застряла чья-то кровать. Я убеждала маму, что во время обстрела надо держаться поближе к печке — тогда есть шанс выжить.

Маленькую Маргариту отдали в детский сад, именно поэтому, как она считает, ей удалось выжить, ведь там все-таки кормили. Многих своих подруг, с которыми потом женщина дружила всю жизнь, она встретила именно там — в блокадном детсаду.

— Я этого не помню, но подруги говорят, что, когда мы прятались в бомбоубежище, нам показывали диафильм про трех поросят, — говорит блокадница.

О путешествиях Маргарита начала мечтать уже после войны, когда училась в школе, — девочка зачитывалась приключенческими романами Жюля Верна и хотела объездить весь свет. Больше всего мечтала побывать на другом конце земли — в Австралии.

— В школе нас возили в поход по всему Кавказу, — вспоминает она. — Потом я поступила в Горный институт, ездила в геологические партии по тайге, работала в степях Казахстана. После учебы меня взяли на работу в «ящик», поэтому путь за границу был закрыт. Лишь после выхода на пенсию, уже в 1990-е, я получила загранпаспорт и смогла приступить к исполнению своей мечты.

«Лемур слизал пот с моего лба»

За последние десять лет Маргарита Сычева объездила почти весь земной шар — была в Китае, на Бали, на Филиппинах, в Намибии, Перу, Венесуэле, Мексике, Коста-Рике. Воплотила мечту детства и проехала через всю Австралию.

— Больше всего мне понравился Сидней, он чем-то даже на Питер похож, — говорит Маргарита Анатольевна. — Еще впечатлил Большой барьерный риф, опускалась на батискафе под воду, это тоже было моей детской мечтой...

В каждой стране пожилая путешественница старается объездить как можно больше укромных уголков, познакомиться с местными жителями.

— Удивительно, как люди в Азии тянутся к искусству, — продолжает Маргарита Сычева. — На Бали почти все жители расписывают ткань, причем не только для туристов, но и для себя тоже, так как считают, что искусство приближает их к богу. Очень полезно поездить, посмотреть, как живут люди в других странах, многие из них даже не знают о существовании России. Когда говоришь им, откуда ты, лишь смущенно улыбаются. Приходится объяснять, что это большая страна на севере, где суровый климат и много людей.

— На Мадагаскаре мне на плечо сел лемур, — вспоминает она. — Местные жители считают, что в этих животных живут души умерших родственников. Один из лемуров посмотрел мне в глаза, что-то там увидел, а потом слизнул капли пота у меня со лба.

В прошлом году путешественница ездила на Аляску «по следам Джека Лондона» — и говорит, что это удивительная страна, которая… утопает в цветах.

«Путешествуй, пока молодой»

Компания, в которой Маргарита Сычева путешествует, уже много лет стабильна и состоит в основном из «взрослых» петербуржцев и москвичей.

— Большинству участников нашей группы около 50, иногда побольше, — объясняет путешественница. — Я, конечно, выбиваюсь из возрастных рамок, хотя есть еще один мужчина, ему 78. Не так давно он организовал себе тур из Канады в Антарктиду. Его девиз: «Путешествовать надо, пока ты молодой».

Сама Маргарита Сычева свой возраст особо не скрывает. Все тяготы путешествия блокадница переносит легко: многочасовые перелеты, переезды на автобусах, смену климата и часовых поясов.

Иногда случаются и неприятные сюрпризы — например, по дороге с Филиппин пожилой путешественнице стало плохо, а уже в Петербурге выяснилось, что она подхватила тропическую лихорадку Денге.

— Пришлось полежать в больнице Боткина, благо у меня была хорошая медицинская страховка, — вспоминает блокадница.

Гипертонический криз на экваторе

В этот раз, во время поездки по Эквадору, Маргарите Анатольевне тоже стало плохо.

— Мы путешествовали три недели, было много переездов, перелетов, — говорит она. — Эквадор — горная страна, перепад высот от тысячи до 3500 метров. Я сама в прошлом горнолыжница, туристка, горный воздух очень люблю и чувствую себя на высоте прекрасно, кислорода мне хватает. Но последний год возникли проблемы с давлением, надо за ним следить, принимать таблетки. А я, как назло, забыла взять с собой тонометр. И в одном из горных эквадорских городков — Баньосе — почувствовала себя нехорошо. Сообщила нашему гиду, что мне обязательно нужно померить давление, та отвела меня в местную поликлинику. Пока она договаривалась с врачами, я сидела на скамейке в коридоре и оглядывалась по сторонам. Почему-то мне стало очень спокойно, как будто я дома, в Питере. Пригляделась — а на стенах висят фотографии Исаакия, Петропавловки, Спаса на Крови. Я уже решила, что у меня галлюцинации. Но потом меня приняла врач, и оказалось, что она — моя землячка, просто вышла замуж за эквадорца и теперь работает здесь. Она с медсестрой-индианкой меня уложила на койку, вколола лекарство, и через несколько часов я уже пришла в себя.

Гипертонический криз — отнюдь не повод отказываться от дальнейших экскурсий.

— Мы побывали на линии экватора, там находится музей, где можно наблюдать удивительные вещи, — рассказывает Маргарита Анатольевна. — Например, если ты — по северную сторону от экватора, то вода стекает против часовой стрелки, а в каком-нибудь метре с южной стороны — по часовой стрелке.

Услыхав про приключения в больнице Эквадора, друзья Маргариты решили, что теперь-то она больше уже никуда не поедет — поймет, что безопаснее сидеть дома и ездить на дачу. Но не тут-то было!

— У меня еще много планов, — говорит Маргарита Анатольевна. — Я уже отходила на курсы испанского языка, потому что в Латинской Америке никто толком не знает английский. Теперь собираюсь на интенсивные курсы португальского, чтобы в следующем году съездить в Бразилию и на остров Пасхи. Слава небесам, здоровье мне позволяет пока, хотя тонометр я всегда теперь буду брать с собой. Зимой поеду в Кению, Танзанию и Занзибар. Хотелось сначала в тур к высокогорным гориллам, но потом здраво оценила свои силы и передумала — к ним нужно будет идти несколько километров вверх по камням, это уже в моем возрасте тяжеловато.

«Вкалываю, чтобы накопить на поездки»

Большинство пенсионеров не могут себе позволить такие экзотические поездки не только по состоянию здоровья, но главное — из-за денег. Откуда у среднестатистической питерской пенсионерки три тысячи долларов на трехнедельный тур?

— После официального ухода на пенсию я стала работать в крупной страховой компании, — говорит Маргарита Сычева. — Работаю там уже почти 20 лет, у меня большая база корпоративных клиентов, я выполняю все планы, приношу прибыль компании. Чтобы накопить на путешествия моей мечты, мне приходится вкалывать, ведь работа страховщика достаточно напряженная, сейчас много конкурентов, которые не всегда применяют честные методы борьбы. У меня взрослые дети и внуки, они уже сами зарабатывают, в моей помощи не нуждаются. Они меня всячески поддерживают и всегда интересуются: «Бабушка, куда ты поедешь в следующий раз?»

Маргарита Сычева все равно иногда ощущает себя «белой вороной» — среди русских туристов ее ровесников почти нет.

— Меняла в этом году загранпаспорт, так мне отказались выдавать его на 10 лет, выдали только на пять, — жалуется она. — Когда я спросила, почему, уклончиво ответили, мол, если что, потом продлите. А с каждым годом ограничений будет все больше! Поэтому на ближайшее время планирую самые дальние поездки, а потом, когда сил будет поменьше, хочу побывать во Франции и Италии — уж туда-то я и в 90 лет смогу доехать!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру