На Донбасс возвращаются беженцы и украинская артиллерия

В питерском музее Новороссии «пополнение» — прибыли новые экспонаты

Руководители экспозиции лично съездили за ними на Донбасс — в разрушенные города и деревни и на передовые позиции ополченцев. Директор музея Герман Владимиров рассказал «МК» в Питере» о том, как ДНР и ЛНР восстанавливаются после прошедшей войны и готовятся к новой.

В питерском музее Новороссии «пополнение» — прибыли новые экспонаты
Фото vk.com/museum_novorossya

Донецк — самый чистый город

— Мы были в Новороссии две недели. Проехались по основным «горячим точкам» — были в Горловке, Донецком аэропорту и соседнем Иверском монастыре, на Саур-Могиле, конечно, в самих Донецке и Луганске, — рассказывает Герман Владимиров. — До этого ездили туда в октябре 2015-го. Безусловно, жизнь там восстанавливается, выстраивается вертикаль власти. В пять утра на улицы Донецка выезжает уборочная техника, и город вылизывают до кристальной чистоты. Он безупречно чистый, и там много цветов. Видно, что восстанавливаются разрушенные здания — вставляются стеклопакеты, крушу перекрывают. Люди хотят снова жить у себя дома. Но при этом все две недели, сколько мы там были, с 20 июня по 5 июля, там фоном слышались разрывы. Это работала украинская артиллерия. Обстреливали в основном позиции ополченцев. Но и мирным достается, например, все той же многострадальной Горловке (там люди до сих пор в бомбоубежищах живут). Атаки усиливаются около девяти часов вечера и продолжаются до рассвета. Потом становится спокойней.

Герман показывает новые «экспонаты» — маленькие дротики. Такими начиняют кассеты, которые взрываются над головами, выстреливая этими иголками в людей. Международные конвенции запрещают такое оружие. Но у украинской армии оно в ходу.

— На Донбассе продолжают гибнуть люди. И жертв, к сожалению, будет еще больше, — считает Герман, — потому что сейчас многие беженцы возвращаются домой — было же несколько месяцев затишья. А теперь «укропы» снова стягивают силы к Новороссии. Недавно они попытались прорваться в районе Логвиново, прошли на четыре километра, и их откинули назад. Мне кажется, это была проверка боеспособности украинской армии.

Зарплата — 7 тысяч, пенсия — 4 тысячи

Одним из новых экспонатов музея стала карта полетов самолетов из Донецкого аэропорта. Когда-то из него отправлялись рейсы по десяткам направлений. Сейчас от аэровокзала ничего не осталось. Его даже бессмысленно восстанавливать — только строить новый, когда-то в будущем. Сильно пострадал находящийся неподалеку женский Иверский монастырь. Монахини из него ушли, маковки с храмов посбивало взрывами.

— «Укропы» постоянно ведут разведку. И используют для этого велосипедистов. Ополченцы рассказывают, что такие шпионы в форме спортсменов, с велошлемами, постоянно ездят по улицам. Они даже уже не особо скрываются — из рюкзаков торчат камеры, карты. Но то ли уже всем кажется, что война закончилась, то ли это просто разгильдяйство, — их не отлавливают. Это зря, конечно, — рассуждает Герман.

По наблюдениям питерских «музейщиков», Россия продолжает помогать Донбассу, делает это тихо, чтобы не вызывать лишних вопросов у так называемых международных наблюдателей. На въездах в большие города можно увидеть плакаты «Россия, спасибо за помощь». Но остается и много проблем. Так, например, до сих пор не налажена почтовая связь с республиками — поэтому трудно отправить письмо или посылку из нашей страны в Новороссию. Невозможно сделать банковский перевод. Трудно налаживаются торговые связи.

— С другой стороны, по местным паспортам ДНР и ЛНР людей спокойно пропускают через границу в Россию. Более того, почти повсеместно в ходу рубль. По сути республики перешли на наши деньги, — говорит Герман Владимиров. — Цены там, как у нас. А вот доходы существенно меньше. Зарплаты — 5–7 тысяч рублей, пенсии — 2–4 тысячи. Кто может, устраивается на 2–3 работы. Спасают огороды, которые есть почти у всех, и низкая плата за ЖКХ.

МК-Мнение

В предрассветной тишине

Гостем встречи, посвященной возвращению «музейщиков» из Новороссии, стал писатель, публицист Герман Садулаев, который ранее и сам ездил на Донбасс.

— Людям здесь кажется, что ничего никогда не изменится — всегда будут машина, телевизор, супермаркеты, никто не прилетит их бомбить. Но мирная жизнь — это тонкий слой, который легко разорвать, нарушить, — говорит Герман Садулаев. — Перед рассветом самый крепкий сон. И перед войной кажется, что ничего не будет. Наверное, 21 июня 1941 года жители Советского Союза были убеждены, что война, если и начнется, то когда-нибудь потом, и она не придет к ним, а развернется на дальних рубежах и малой кровью. Мы всегда оказываемся не готовы к войне.

Я хочу, чтобы мы понимали: эти люди — добровольцы, которые ушли воевать на Донбасс, сражаются за нас. Я очень рад, что в нашем российском народе есть такие люди, что герои не перевелись. Эпоха безвременья, потребительства, буржуазной диктатуры не убила в нас героический дух. Но этого мало. И Российское государство должно принимать самое деятельное участие в судьбах Новороссии, не боясь никого и ничего. Казалось, что и Крым не вернуть. Это же уже другое государство, а что скажут в Вашингтоне, да на нас войной пойдут... Сколько было отговорок. А потом просто решили и взяли, и никто не вякнул.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру