Оружие и Смешарики — лучшая альтернатива подешевевшей нефти

От импортозамещения к экспортонаступлению

Не нефтью единой — так можно обозначить настроение прошедшего экономического форума. Рано или поздно санкции в отношении России снимут. Импорт «запрещенных» товаров возобновится. Но в то же время расширятся возможности и для экспорта. По мнению экспертов, России будет что предложить загранице.

От импортозамещения к экспортонаступлению

На пороге четвертой революции

Одно из деловых заседаний на форуме вел лично Герман Греф. Называлось это мероприятие весьма агрессивно — «Изменись или умри». Речь шла о том, что российским предприятиям нужно как-то о себе заявлять. Потому что мало изобрести что-то гениальное, надо еще и уметь это продать. Эксперимент с импортозамещением показал, что, в принципе, наши производители делают многие вещи как минимум не хуже иностранцев. Только об этом прежде никто не знал даже на родине. Эксперты дают нам 15 лет на исправление ошибок. По мнению экономистов, мы стоим на грани четвертой технологической революции, которая наступит примерно в 2030-х годах. И к этому моменту надо бы занять хорошие позиции, чтобы не проиграть уже на старте.

Судя по тематике конференций на форуме, нефть перестала считаться «черным золотом» и ей спешно ищут замену. Одна из сессий на ПМЭФ так и называлась: «Что, если не нефть?». В первую очередь энергия. Сейчас на ее долю в экспортном пироге приходится около 30 процентов. Примерно столько же продается сырья (в том числе нефти и газа). И еще столько же занимают остальные группы товаров и услуг. По словам Петра Фрадкова, главы появившегося летом прошлого года Российского экспортного центра, из поступивших к ним около тысячи заявок на сопровождение сделок с иностранцами 30 процентов относились к отрасли машиностроения, 20 процентов — к сельскому хозяйству.

Стабильным спросом за границей пользуются наше оружие, космические и атомные технологии. С недавних пор растет сектор высокотехнологичной продукции от полиэфирных волокон (основа большинства современных ненатуральных тканей) до искусственных суставов. Стремительно развиваются медицинские технологии, тут мы не только не отстаем, но и порой опережаем иностранцев (по крайней мере в сфере разработок).

Человечные технологии

Обсуждая вопрос развития экспорта, первый замминистра экономического развития России Алексей Лихачев обратил внимание, что сейчас по набору товаров, которые наши компании особенно успешно продают иностранцам (оружие, атомные технологии), за границей складывается впечатление о нас как о чересчур агрессивной стране. Это, конечно, еще и шлейф советского имиджа за нами тянется.

— Но мы можем предложить более разносторонние, человечные технологии, — сказал Лихачев.

Он сообщил, что в 2015 году российские IT-фирмы (компьютерное программирование и смежные отрасли) экспортировали своей продукции на сумму около 7 миллиардов долларов. А это почти половина от экспорта ВПК и более половины в сфере сельского хозяйства.

Агропродукция в России может и должна быть одной из лидирующих статей продажи за рубеж. И не нужно бояться стереотипов о «деревенщине». Как заметил экс-премьер-министр Австралии Кевин Рад, технологические революции пусть происходят, но люди все равно хотят есть. А население Земли стремительно увеличивается. И продажа пшеницы или овощей в скором времени может оказаться не менее выгодной, чем поставки нефти. И между прочим, по оценкам экспертов, в этом году Россия экспортирует зерна (23,5 миллиона тонн) больше, чем США (21,8 миллиона тонн) и Канада (20,5 миллионов тонн).

Мягкая и пушистая сила

Можно продавать Западу российское оружие, КамАЗы и пшеницу, но, как выяснилось, не менее популярны и наши мультики. На ПМЭФ даже всерьез обсуждали, можно ли уже нашу страну считать центром мировой мультипликации. Это не просто амбициозные замашки. Они основаны на реальных цифрах. Серия «Маша + каша» (из мультсериала «Маша и Медведь») стала самым популярным мультиком на «Ютубе», собрав более 1,4 миллиарда просмотров. Российские мультсериалы — кроме «Маши и Медведя», это «Смешарики», «Фиксики», «Барбоскины», «Лунтик» — нарасхват как на Западе, так и на Востоке. А недавно на первые места рейтингов пробился и наш полнометражный мультфильм «Снежная королева».

И тут важно, что иностранцы не только платят российским аниматорам. Возможно, гораздо ценнее то, что их дети растут на наших мультиках, впитывая наши ценности. В этом заключается суть так называемой «мягкой силы».

А по словам продюсера питерской студии «СТВ» (серия мультиков про трех богатырей, Ивана-царевича и Серого Волка) Сергея Сельянова, сейчас мультфильмы перестали быть исключительно детским развлечением, все чаще их смотрят и люди в возрасте. И таких взрослых зрителей будет становиться все больше, потому что при нынешних объемах информации, которые нам нужно постоянно обрабатывать, принимать и понимать анимацию становится гораздо проще благодаря ее условному языку образов.

~ Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга ~

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру