Есть ли программисты в своем отечестве

Почему наши айтишники выигрывают престижные международные чемпионаты, но своей Силиконовой долины в России до сих пор нет

Российские программисты считаются одними из лучших в мире. За их светлыми головами охотятся Google и Microsoft. Вот только у себя на родине цифровой рай создать пока не получается. «МК» в Питере» разузнал у питерских программистов, почему в отечестве нет своего Windows и нужен ли он вообще.

Почему наши айтишники выигрывают престижные международные чемпионаты, но своей Силиконовой долины в России до сих пор нет
Фото: dpersonnel.ru

Как «ВКонтакте» Facebook обошел

Недавно питерские программисты в пятый раз подряд стали лучшими в мире. Золото одной из самых статусных международных студенческих олимпиад по программированию ACM/ICPC с 2012 года кочует из СПбГУ в ИТМО и обратно. Перед новоиспеченными компьютерными гениями из Северной столицы распахиваются двери ведущих зарубежных и российских компаний. А пару лет назад победителей соревнования звал даже министр обороны. 

Предложения о работе из-за границы до сих пор получает даже победитель олимпиады 15-летней давности Андрей Лопатин. В 2000 году он вместе с братом Павла Дурова Николаем завоевал первое российское золото престижного чемпионата. Тогда студентам СПбГУ удалось сломить многолетний триумф американских и европейских сверстников.

Сейчас Андрей преподает в альма-матер и уже сам готовит ребят к международным соревнованиям.

— На олимпиаде в первую очередь нужна хорошо работающая голова. Да, важен и элемент тренировки. Но задачи, которые решают ребята, — чистая практика. По сложности и новизне они похожи на те, которые нужно решать в том же «Вконтакте». Коды, которые пишут ребята на соревнованиях, — это их гениальная догадка, которую до этого никто не предлагал, — объяснил Лопатин и гордо-загадочно добавил: — Не случайно ведь «Вконтакте» работает быстрее Facebook.

В свое время Андрей вместе со своим товарищем Николаем Дуровым сделал популярную соцсеть быстрее. Когда она перестала справляться с наплывом посетителей, они разработали уникальные алгоритмы, позволившие без проблем создавать миллионы новых страниц. Вместе с Николаем они стояли и у истоков Telegram. Сейчас Андрей занимается стартапом, связанным с транспортной логистикой.

— Если участника олимпиады посадить писать какие-то стандартные вещи вместо того, чтобы придумывать инновационные решения, то ему это скоро наскучит, — уверен Андрей Лопатин.

Дома тоже неплохо платят

Проблем с поиском и выбором работы у нынешних участников олимпиады нет. Многие осели «Вконтакте», на «Яндексе», других переманили Microsoft и Google, третьи пытаются создавать свои проекты. Гораздо сложней приходилось программистам-первопроходцам в 90-е годы.

— Когда я закончил учиться в начале 2000-х, в России не существовало никакого крупного бизнеса, — вспомнил один из первых участников международных соревнований по программированию от России Роман Елизаров, выпускник ИТМО. — Тогда наши программисты массово эмигрировали. Мой тренер уехал, к примеру, работать в Microsoft. Туда же отправились и еще трое знакомых. В те времена в Россию делегациями приезжали сотрудники иностранных компаний и пачками увозили наших ребят. У моего поколения было два пути — уезжать или организовывать свое дело.

Роман пошел по второму пути и в 2000-е годы открыл свою компанию по разработке программ для финансовой сферы, где трудится до сих пор.

Сейчас в России недостатка в работодателях нет — открылось огромное количество как отечественных компаний, так и офисов иностранных. Массовой миграции программистов тоже нет. И за этим, как ни странно, стоят еще и практические финансовые причины.

— Сколько бы программист в Силиконовой долине не зарабатывал, шанс когда-нибудь купить там квартиру равен нулю. У нас же успешный специалист вполне может рассчитывать на собственную крышу над головой, — рассказал Елизаров.

В Петербурге, по его оценкам, работает более 50 тысяч программистов. И даже в кризис они нарасхват.

— Спрос постоянно растет, а если посмотреть на количество поступающих в вузы по этой специальности, то там роста нет, — уточнил Роман.

На российском рынке сложилось даже своеобразное географическое деление. Московские и питерские специалисты обслуживают заграницу, а программисты Урала, Сибири пишут коды для отечественного потребителя.

— Не знаю, почему так сложилось. Возможно, услуги столичных фирм дороги для отечественного рынка. Да и Питер с Москвой исторически ближе к Западу — жители двух столиц чаще контактируют с зарубежными коллегами.

Слоны и мухи оборонзаказа

Феерические победы российских программистов вызывают вполне резонный вопрос: а где же тогда наши Биллы Гейтсы и Стивы Джобсы?

— Мы создаем продукты не хуже, — уверен Андрей Лопатин. — Просто западные специалисты были в свое время первыми. Но у нас уже есть «Яндекс», Mail.ru, «Вконтакте». Да, с операционными системами пока пробел. Хотя примерно ясно, как их создавать. Мы с Колей Дуровым этим в школе развлекались. Но, чтобы создать полноценную систему, нужно ею серьезно заниматься, как минимум несколько лет, а в это время надо еще и что-то кушать. Хотя перспективы существуют. Про современные операционные системы я ничего хорошего сказать не могу — они работают с кучей ошибок и слишком медленно. Так что есть что улучшать.

А вот Роман Елизаров считает, что создавать российские операционные системы или наши Word c Exсel, нет смысла — невыгодно.

— Сфера IT подчиняется простым законам экономики, — объяснил бизнесмен-программист. — Стоимость товара обратно пропорциональна объему рынка, на который она выходит. Западные компании делают программы для миллиардов пользователей по всему миру. В России их купят миллионы. Соответственно, и цена на продукт будет дороже в десятки раз. Да и непонятно еще, к какому преимуществу это все приведет. Конечно, импортозамещение кого-то в России обогатит, и лоббируют эту идею компании, которые и занимаются производством таких программ.

По мнению Романа, замещать заморские разработки стоит лишь в одном случае — в интересах национальной безопасности. К примеру, в оборонке, где нельзя зависеть от чужаков и все должно быть сделано своими производителями.

— На цену вопроса в оборонке закрывают глаза во всем мире. Это самая затратная часть любого бюджета страны. Про дороговизну нашей оборонки уже ходят анекдоты. Но мало кто знает шутку про американскую: «Что такое слон? Это муха, сделанная по американскому военно-оборонному заказу».

Мозги есть, а денег нет

Есть и еще одна причина, по которой импортозамещение в сфере IT буксует.

— Чтобы создать огромную успешную компанию, нужны два важных компонента. Во-первых, команда с толковыми управленцами. Во-вторых, большой капитал. В нашей стране нет ни того, ни другого. Деньги утекают за границу и сосредоточены в руках ограниченного числа людей, совершенно не заинтересованных в инвестициях в науку и технику. А умение организовывать людей в нашей стране до сих пор не очень хорошо развито. Да, есть бизнес-школы. Но мы пока все равно очень сильно отстаем от Запада в умении воспитать управленческие кадры, — считает Роман Елизаров.

Держится же отечественное программирование исключительно на хорошей математической школе, сложившейся в России. Практически все айтишники — выпускники школ с углубленным изучением алгебры, геометрии и физики. Поэтому российским ребятам нет равных в решении сложнейших задач, с которыми мало кто справляется.

— В части же массового производства нас кладут на лопатки западные компании, у которых программисты на потоке штампуют стандартные программы. Наших очень много в стартапах, где нужно решать нетривиальные задачи. Какие-то из них при финансировании становятся успешными.

Впрочем, не все так грустно. Россия входит в тройку стран (наряду с США и Китаем), у которых есть свои поисковые системы, социальная сеть и почта.

— В мире высоко котируются отечественные антивирусные программы («Лаборатория Касперского», Dr.web). Возьмите приложения для торговли на валютных и банковских рынках — практически все они написаны в России, — оптимистичен Роман.

В целом же к разговорам об импортозамещении программисты относятся с некоторой иронией. Создавать велосипеды смысла они не видят, а на поиски своей уникальной ниши могут уходить годы.

Программы пока не наши

Эксперты утверждают, что около 80 процентов всех продаваемых программ в нашей стране — иностранные. Российский рынок ПО оценивается в 5–6 миллиардов долларов. И, несмотря на кризис, специалисты предрекают его рост. Так что упущенная прибыль российских разработчиков может стать еще больше.

Русская доля в Силиконовой долине

По некоторым оценкам, в знаменитой американской кузнице кодов и цифр трудится около 10 тысяч русскоговорящих выходцев из стран бывшего СССР. Как правило, это простые программисты-солдатики, работающие за зарплату. Но есть среди мигрантов и счастливчики, которые владеют долей в той или иной компании.

По итогам одного из исследований, в четверти из двух тысяч случайно выбранных фирм Силиконовой долины нашелся хотя бы один владелец — выходец из другой страны. Предприимчивей всех оказались индусы — их среди всех мигрантов-бизнесменов 33 процента, за ними, сильно отстав, идут китайцы — чуть более 8 процентов. В тройке лидеров также британцы — 6 процентов. Русских же среди мигрантов — основателей компаний всего 2,4 процента.

~ Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга ~

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру