Путиных штампуют в Поднебесной

На рынке сувениров Запад нам не конкурент. А вот Китай непобедим?

Петербург готовится к туристическому сезону. Учитывая тенденцию последних лет, гостей этим летом снова будет много — причем как иностранцев, так и наших соотечественников. А что нужно туристу? Музеи, экскурсии, отели, рестораны и, конечно, сувениры — память о поездке. «МК» в Питере» решил выяснить, какую память о себе оставляет Петербург. Продолжая тему импортозамещения, мы изучили рынок сувенирной продукции.

На рынке сувениров Запад нам не конкурент. А вот Китай непобедим?
Фото: Яна Михайлова

Денег меньше, но туристов больше

В прошлом году впервые прошел всероссийский конкурс «Российский сувенир». Выбирали самых достойных производителей памятной мелочовки, сделанной исключительно в нашей стране. На конкурс заявилось около 1300 участников из 55 регионов. Довольно представительное собрание получилось. Однако прозвучавшая на подведении итогов статистика приводит в уныние. По словам турэксперта Геннадия Шаталова, 80 процентов сувенирного рынка в нашей стране отдано на откуп китайцам.

Прежде были еще поставщики из Германии и Польши, которые могли похвастаться действительно своими изделиями. Но курсы валют сделали их товары слишком дорогими. В остальной Европе собственных производств сувениров уже практически не осталось. Доходило до смешного. Российские продавцы закупали на Западе то, что было сделано в Китае.

Кризис, конечно, сказался на сувенирном рынке. С одной стороны, покупательская способность снизилась — путешествуя по городам, россияне стали реже покупать безделушки. Но есть и другая тенденция:

— Падения продаж на сувенирном рынке не должно ощущаться. В России с каждым годом растет количество иностранных туристов, да и сами россияне по определенным причинам стали больше путешествовать по стране. Думаю, что поставщики и продавцы сувениров довольны складывающейся ситуацией, — считает президент Международной ассоциации презентационной продукции (МАПП) Лео Костылев.

По его словам, число игроков на сувенирном рынке постоянно увеличивается. Сейчас в нашей стране выпуском подарков на память занимается около 2,5–3 тысяч компаний. Правда, только для четверти из них это основное занятие, для большинства же побочный заработок.

Фальшивый янтарь и президент

Сувенирный рынок — понятие довольно размытое. Потому что сувениром может быть и магнит на холодильник, и тельняшка от Военторга, и ювелирное украшение. Из-за этого трудно оценить все изменения, происходящие в индустрии. По мнению экспертов, за прошедшие полтора года сувениры почти не подорожали, особенно российского производства. А такие все-таки еще есть. Например, матрешки как делались, так и делаются у нас — в основном в Вятке и Нижнем Новгороде. Там изготавливают болванки, которые потом расходятся по всей России. Другой вопрос, что расписывают их — кто во что горазд. Ревнителей национальной культуры возмущают «поделки» — матрешки-президенты или футболисты. Но туристы такое любят и покупают.

Неизменным успехом пользуются у гостей города платки с традиционными узорами, палехские шкатулки, гжель и хохлома. Правда, эти расцветки все чаще подделывают. Еще одна проблема — янтарь. Его очень любят китайцы. За последние три года в Петербурге появились десятки сувенирных магазинов, в которых янтарь — главный товар. Но, по мнению специалистов, до 30 процентов этого камня — фальшивка, сваренная из химических материалов.

Очевидна тенденция развития патриотической сувенирной продукции — футболок и кружек с Путиным, «вежливыми людьми», символикой России. Народ раскупает эти изделия. Это могло бы стать хорошим толчком для отечественных производств. Но Китай и тут нас опередил.

— Кружки и футболки, скорее всего, произведены в Азии — в Китае, Индии, Бангладеш. Большинство сумок там же. Крупные партии подобных изделий выгоднее заказывать с нанесением изображения, так что часть портретов Путина производится руками китайских же тружеников, — объясняет Лео Костылев.

В поисках «Сделано в Петербурге»

По данным Ростуризма, в Петербург на минувших майских праздниках приехало 300 тысяч туристов, что на 10 процентов больше, чем в прошлом году. В Москву прибыли 1,5 миллиона. Несмотря на то, что в последнее время приток гостей в наш город неуклонно растет (китайцев за пару лет стало почти в два раза больше, европейцы пользуются подешевевшим рублем, соотечественники выбирают Питер вместо заграницы), нам все-таки не угнаться за столицей. По оценкам экспертов, на Москву приходится 70–80 процентов всего рынка сувениров. На Петербург — только 5 процентов. Тут бы и взять качеством, если уж по количеству мы так безнадежно отстаем. Но не получается.

— В петербургских магазинах 50 процентов сувениров — китайские, но еще 30 процентов — контрафакт и подделки, и только 10–20 процентов — настоящие отечественные изделия, — считает председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим Савченко. — Причем это везде так — и в палатках у достопримечательностей, и в магазинах на Невском, и даже в лавках при крупных музеях и храмах. Не смотрите, что там продают ушанки, кукол или деревянных лошадок. Все это штампуется в Азии. У нас могут быть лишь небольшие доработки.

С Вадимом Савченко мы прошлись по сувенирному отделу крупного магазина в центре города. На лучших местах выставлены магниты, ручки, кружки с видами Петербурга, котами, матрешками, российским флагом и гербом.

— Тут, конечно, не указано «Made in China» — они давно так не делают, чтобы не пугать покупателей. Но и «Сделано в России» тоже не пишут, — обратил внимание Савченко.

Уже много лет он добивается открытия в городе хотя бы одного магазина, который бы торговал сувенирами, произведенными исключительно в Петербурге. В Москве, кстати, подобный магазин есть.

Несмотря ни на что, в городе все же можно найти немало вещиц, выполненных городскими мастерами, а не привезенных из Китая. В Питере, например, все еще работает завод оловянных солдатиков, развито кузнечное дело, производство изделий из стекла, можно найти мастеров лаковых эмалей. Последний вид ремесла, кстати, считается исконно петербургским, что большая редкость для города, в котором почти не было традиционных, местных промыслов.

В сложившейся ситуации нельзя не упомянуть Императорский фарфоровый завод, чья продукция может быть и повседневной, и подарочной. По словам его руководства, в кризис им удалось удержать объемы производства. Даже на фоне снижения потребительских возможностей покупателей (если года два назад к праздникам покупали целые сервизы, то теперь чаще ограничиваются чашкой с блюдцем). Зато завод смог расширить сеть продаж, заняв освободившиеся магазины в центре Петербурга и Москвы.

Магнитик вместо автомата

Еще одна положительная тенденция — развитие молодежных сувенирных брендов. В городе много неформальных достопримечательностей — корюшка, кошки, группа «Ленинград», Купчино (существует марка одежды с этим брендом), питерские словечки (серия продуктов под маркой «Говори как петербуржец»). И даже наша погода и настроение могут быть продаваемыми брендами, что и происходит — в книжных и сувенирных магазинах, ориентированных на молодежь, нетрудно найти набор серых карандашей или открытки «С апатией и безразличием из Петербурга».

Все эти сувениры рассчитаны, скорее, на внутреннего туриста, чем на иностранцев. Но современный дизайн выглядит привлекательно и может быть хорошей альтернативой уже надоевшим народным промыслам.

Не спадает спрос и на советскую атрибутику. Ее, конечно, тоже активно подделывают, штампуя красные звезды из пластика. На этот рынок, пользуясь ситуацией, в ближайшее время планирует выйти и концерн «Калашников». Недавно представитель компании сообщил, что оружейники теперь будут выпускать свою фирменную одежду и сувениры, отчасти компенсируя потери из-за запрета США на поставки российского оружия на их рынок. Ранее свои сувениры представил «Уралвагонзавод», предложивший модели танков и настольные игры. Возможно, в скором времени подобные подарочные мелочи будут выпускать и другие «серьезные» компании — в конце концов не только матрешками и балетом славится наша страна, ракеты мы по-прежнему делаем.

Кстати

Наш ответ

Производители матрешек из Кировской области недавно удивили китайцев, показав им своих кукол в виде панды. Идея так понравилась, что кировчане намерены в ближайшее время экспортировать свою продукцию и торговать ею в заповеднике провинции Сычуань. Наконец-то не в России будут торговать китайскими сувенирами, а в Китае российскими.

~ Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга ~

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру