Крановщица из Донбасса смогла подать документы на российское гражданство, только совершив подвиг

Российский паспорт легко получают богатые и знаменитые

Актеры вроде Жерара Депардье, спортсмены вроде Роя Джонса-младшего. Обычные мигранты простаивают днями в очередях УФМС. Тамара Пастухова стала знаменитой на всю страну после того, как, рискуя жизнью, спасла троих рабочих во время пожара на строительстве ЗСД. Она приехала из Донбасса и мечтает получить российское гражданство. Но, как оказалось, даже свершенный подвиг не гарантирует заветной корочки.

Российский паспорт легко получают богатые и знаменитые
Фото: Фонтанка.ру

Вместо квартиры — медаль и часы

Вечер 19 января стал для троих строителей ЗСД вторым днем рождения. Парни работали на 100-метровой высоте, когда на опоре разгорелось пламя. Спуститься вниз они уже не могли. От неминуемой смерти их спасла крановщица из Донбасса Тамара Пастухова. Она подцепила на кране люльку с земли и подвела ее к горящей опоре. Строители благополучно спустились в этой люльке.

Смелую крановщицу наперебой с экрана телевизора хвалили чиновники. Министр транспорта Максим Соколов наградил ее знаком «Почетный дорожник России», от МЧС она получила медаль «За отвагу на пожаре». Пастухову даже пригласили вступить в ряды Российского союза спасателей.

— Куда-то приглашать меня, конечно, могут, но я же работаю сутки через сутки, — рассказала отважная крановщица. Никаких поблажек знаменитой спасительнице трех человек на работе не делают. — Сами понимаете, без жилья остались (дом Тамары в Донбассе сгорел во время бомбежек. — Ред.), так надо теперь деньги зарабатывать.

Услышанное удивило — как без жилья? Ведь после столь смелого поступка Пастуховой обещали подарить квартиру — об этом писали в СМИ. Но, оказывается, никто никакой квартиры Тамаре Петровне не покупал и даже не обещал.

— Впервые слышу. Мы как жили на съемной квартире на проспекте Просвещения, так и живем.

По словам Пастуховой, после того ЧП работодатель помог ей «капельку» деньгами. А городское правительство подарило... медаль и часы. Вот и все.

«Продавец из меня не получился»

Сама Тамара родом из Уфы. Училась на Украине, где и осталась после распада СССР, осела в Донбассе. На башенном кране работает с 18 лет. В Северную столицу на заработки начала ездить с 2004 года: в родных краях устроиться по специальности не смогла.

— Кем я только не работала! На рынке даже торговала. Подруга заманила. Но хороший продавец из меня не получился.

Работу по специальности Тамара Петровна искала в Питере через газетные объявления. Но без регистрации не брали. Она признается, что некоторое время пришлось даже трудиться нелегально. А в разгар военного конфликта в Донбассе ее дом под Донецком сгорел. Пастухова окончательно поняла, что обратного пути уже нет, и решила получать российское гражданство. Но для этого ей надо было сделать сначала РВП (разрешение на временное проживание. — Ред.), а потом вид на жительство.

— Вы просто не представляете, как я сдавала документы на РВП, это был ужас. Три месяца ходила, отмечалась в списках на очередь. Никто не спрашивал, работаешь ты или нет. Принимают там всего дважды в неделю по два часа. Проходит всего 5–6 человек в день. А я в очереди была во второй сотне. Так же ходила сдавать документы для получения вида на жительство, — вспоминает бюрократические муки Тамара Пастухова.

Почти два года она собирала документы: некоторые из них остались на Украине, другие попросту пропали во время пожара в доме. Благодаря подвигу, совершенному на ЗСД, Тамара Пастухова получила вид на жительство на неделю раньше, чем через положенные полгода. Должны были выдать 4 февраля, а вручили 28 января.

В месяце от мечты

Но память чиновничья, судя по всему, коротка. И если бы не журналисты, то исполнения своей мечты — стать гражданкой России — Тамаре Пастуховой, скорее всего, пришлось бы ждать еще очень долго. Уже после пожара она стала собирать документы для получения долгожданного паспорта. Да вроде как и чиновники намекали, что после такого поступка за героиню похлопочут. Но как только дело дошло до УФМС Выборгского района, то никакого особого отношения женщина к себе не почувствовала.

— Я приходила и стояла в очередях, консультировалась: то не так написано, то чего-то не хватает... В общем, множество «всяких» заморочек, в которые в обычной жизни мы даже не вникаем. Три-четыре раза приходила в УФМС. А потом журналисты написали о моих проблемах, и мне сразу позвонили и пригласили на прием, — рассказала Тамара Пастухова.

Необходимый пакет документов она наконец-то подала всего две недели назад.

— Мне велели звонить. Конкретного срока не назвали. Но вроде намекнули, что, возможно, паспорт сделают в срочном порядке.

А это значит, что уже через месяц мечта Пастуховой может исполниться. Если же за нее слово никто не замолвит, то ей придется ждать еще полгода.

Впрочем, Тамара Петровна, справившая в марте свое 65-летие, не унывает и уверена, что все равно своего добьется. Да и не привыкла она, чтобы ей кто-то в жизни помогал.

Есть у Тамары Петровны и еще одна мечта — построить свой домик с садом и огородом, чтобы детям и внукам было куда приезжать. Семья у нее большая: четверо взрослых детей — три дочери и сын, да еще и внуки. Двое из ее детей — приемные. Одну из своих девочек Тамара когда-то забрала к себе из Уфы после смерти своей родственницы, мамы двухлетней малышки. А сын приходится родным ее мужу. К сожалению, супруга у Тамары уже нет — он умер еще до переезда в Питер.

Сейчас Пастухова делит съемную «однушку» с одной из своих дочерей, зятем и внуком. Так уж вышло, что все в квартире крановщики: дочь работает вместе с мамой, на автокрановщика учится и внук, зять тоже когда-то работал по этой профессии, но пока зарабатывает на жизнь ремонтом холодильников.

Тамара Петровна говорит, что вместе с семьей дочери жить экономней. Так можно хоть что-то отложить. За квартиру они платят около 25 тысяч. Час работы на кране стоит 200 рублей. В месяц выходит порядка 40 тысяч. Можно поработать и сверхурочно, если силы останутся. А еще Пастухова помогает другой своей дочери, которая несколько лет назад тоже переехала в Петербург и сейчас одна воспитывает четверых детей.

Забот у знаменитой крановщицы из Донбасса хватает. Но все тяготы и невзгоды она привыкла стойко переносить. Главное, чтобы были здоровы ее дети и внуки.

Хорошо быть конькобежцем

Быстро гражданами России удается становиться только спортсменам да актерам. В прошлом году красными книжицами с двуглавым орлом обзавелись знаменитые бойцы Рой Джонс-младший и Джефф Монсон. Причем оба не отказались и от американского гражданства, как говорится, на всякий случай. Не стал этого делать, хоть и не раз об этом заявлял, и самый знаменитый русский иностранец — актер Жерар Депардье. Вместе с российским паспортом «за особые заслуги» он получил еще и огромную квартиру, правда, в Чечне от Рамзана Кадырова. Апартаменты ему хотели преподнести и мурманские депутаты, но, видимо, посчитали, что с жилищными условиями у Жерара и без них все хорошо.

Счастливым обладателем 100-метровой квартиры на Неве стал и российский с 2011 года шорт-трекист из Кореи Виктор Ан. Апартаменты на берегу Невы спортсмену подарил один из застройщиков. Причем до этого русскому корейцу уже презентовали особняк в Подмосковье.

А вот спасшей троих человек Тамаре Пастуховой квартиру ни депутаты, ни застройщики дарить не захотели. Да и с гражданством ей начали помогать только после шумихи, поднятой журналистами. Видимо, спасение жизней — случай не «особый» и рекламы на нем не сделаешь.

Обиделся на мигранта

Пару недель назад еще один мигрант, на этот раз выходец из Таджикистана, прославился добрым поступком. Юсуф Каримов принял роды у петербурженки прямо на КАД. Он оказался единственным водителем, кто остановился помочь. Правда, с прессой герой общаться отказался. Обиделся за то, что в новостях его «обозвали»… мигрантом. Видимо, давно уже считает себя петербуржцем.

Урезать во благо?

ФМС ждут большие потрясения — штат службы сократят на треть и присоединят ее к МВД. Как после этого будут работать вечно жалующиеся на нехватку рабочих рук «миграционщики», непонятно.

Бывший председатель правления Фонда помощи трудовым мигрантам из Средней Азии Махмут Маматмуминов уверен, что такие перемены пойдут ведомству только на пользу. Он считает, что все разговоры о нехватке людей в Федеральной миграционной службе — чушь. А очереди создаются искусственно для того, чтобы зарабатывать на стороне.

— Весь этот хаос с очередями нужен для того, чтобы люди обращались в специальные юридические фирмы, которые явно связаны с кем-то из сотрудников УФМС, — уверен он.

Сокращение штата УФМС на треть и присоединение к МВД Махмут Маматмуминов приветствует и считает, что таким образом многие из недобросовестных сотрудников исчезнут, а регистрацией мигрантов МВД будет заниматься куда эффективней.

А вот правозащитница Светлана Ганнушкина, занимающаяся вопросами миграции, назвала объединение ФМС с МВД «чудовищным решением».

— При чем тут МВД? Как вопросами гражданства, получения убежища, интеграцией мигрантов в российское общество может заниматься Министерство внутренних дел? Все это приведет к тому, что миграционная служба станет заниматься исключительно нелегальной миграцией. Ведь МВД — ведомство, призванное бороться с чем-то и чего-то не допускать.

К чему приведет сокращение? Сегодня приходит человек к пяти утра в УФМС, а там уже очередь из 50 таких же, как он. А успевают за день принять троих — не хватает работников. А их еще и сократят на треть! На моей памяти, это восьмая или девятая попытка реорганизации управления миграцией. Как можно существовать в такой нервной обстановке? Только наладишь работу с людьми — и тут очередная реорганизация.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру