Металлодетекторы парализуют работу питерского метро

С начала 2016 года на всех станциях питерской подземки заработают металлоискатели. Их в большом количестве уже устанавливают в вестибюлях. Вскоре попасть в метро можно будет только через эти досмотровые рамки. «МК» в Питере» выяснил, смогут ли они защитить нас от террористов и при этом не создать чудовищных пробок на входе в метрополитен.

Металлодетекторы парализуют работу питерского метро
Фото Замира Усманова

Безопасны для здоровья

То, что металлоискатели в вестибюлях метро стали активно ставить после катастрофы А321 «Когалымавиа», — всего лишь совпадение. На самом деле в Смольном начали работать над проектом по расстановке досмотровых рамок еще в конце 2013 года. Этим летом тендер на поставку металлоискателей в подземку выиграла московская компания ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (ЗАО «СНТ»). За 60 миллионов рублей она должна оборудовать все станции метро металлоискателями собственного производства SmartScan С18. Всего их будет 325 штук. В вестибюлях количество рамок разнится. Так, на станциях «Владимирская» и «Рыбацкое» их по шесть, на «Площади Восстания» со стороны Московского вокзала — три, а со стороны Лиговского — четыре. Но во всех случаях между металлоискателями и стеной оставлено довольно большое свободное пространство. Так что пройти к турникетам, минуя рамки, все-таки реально. Но такой «льготой» смогут воспользоваться лишь люди на инвалидных колясках, мамы с маленькими детьми и сердечники.

— Металлоискатели, установленные в аэропортах, на вокзалах, могут нарушить работу кардиостимулятора, — говорит главврач частной кардиологической клиники Надежда Алексеева. — Причина — электромагнитные волны. Неслучайно и в Россия, и за границей на металлоискателях расположены специальные значки, которые предупреждают людей с кардиостимуляторами об опасности. Показав специальную справку, они подвергаются только ручному досмотру. Возможно, за последние годы придуманы какие-то новые модели рамок, не влияющие на работу кардиостимуляторов. Но я не инженер и ничего о них не слышала.

В самом ЗАО «СНТ» уверяют, что их рамки безопасны абсолютно для всех граждан.

— Это миф, что металлодетекторы влияют на работу кардиостимуляторов, — говорит сотрудник ЗАО «СНТ» Павел Ардентов. — Для использования подобного оборудования в метро и на вокзалах необходимо заключение ФСБ. Ее сотрудники в специальном центре в Москва тестируют рамки, а потом выносят вердикт: соответствует ли оборудование ГОСТу, правильно ли работает. А в ГОСТе прописано, что металлодетекторы не должны создавать никаких помех, в том числе электромагнитных. Если совсем просто, то рамки оказывают на человека такое же влияние, как и мобильный телефон. Но ведь люди с кардиостимуляторами не боятся мобильной связи и не отказываются от нее.

Тем не менее на питерских рамках есть предупреждающие надписи: «Проход пассажиров с кардиостимуляторами воспрещен». В ЗАО «СНТ» уверены, что питерское метро таким образом просто перестраховывается.

Шахида заставят снять пояс

Не менее важно, смогут ли рамки выявить возможного террориста. Металлоискатели работают просто — показывают сотруднику службы безопасности, в какой части тела пассажира находится больше всего металла. Если его количество превышает некое допустимое (например, 600 граммов; столько весит пистолет Макарова), то рамка зазвенит.

— Возьмем для примера пояс шахида, — рассуждает Павел Ардентов. — Там есть не только взрывчатое вещество, которое наши рамки определить не могут, но и металлические поражающие элементы: гвозди, шарики… Вот их-то детектор засечет. После этого сотрудник службы безопасности должен остановить подозрительного человека и отвести его для более детальной проверки в пункт досмотра, который есть на каждой станции.

Если детекторы будут работать в таком режиме, существенных пробок в метро перед рамками возникнуть не должно. По крайней мере их нет в московской подземке, где ЗАО «СНТ» уже установило такие же рамки. Другое дело, если у спецслужб вдруг появится информация о готовящемся теракте в стране…

— Как вы знаете, у нас есть несколько уровней террористической угрозы, — объясняет Павел Ардентов. — Синий — повышенный, желтый — высокий и красный — критический. Допустим, спецслужбы в силу каких-то причин решили изменить синий уровень до желтого. Что делает метро? Буквально за секунды там перенастраивают чувствительность металлодетектора на нахождение более мелких предметов. И рамки начинают работать практически как в аэропорту — «улавливают» мельчайшее скопление металла.

В этом случае «зазвенят» все пассажиры: у кого-то детектор «учует» телефон, у кого-то ключи или бляху ремня. Работники метро будут вынуждены работать в том же режиме, что и их коллеги в аэропорту. Вот только в том же Пулково и техники для проверки людей, и сотрудников службы безопасности больше, чем на станциях метрополитена. Так что, скорее всего, персоналу подземки придется либо закрывать глаза на постоянные сигналы тревоги, либо останавливать каждого пассажира и отправлять его на досмотр. А это, как показали расчеты «МК» в Питере», полностью парализует работу метро.

40 рамок на один вестибюль!

Мы решили высчитать пропускную способность подземки в периоды высокого уровня террористической угрозы, когда рамки должны работать на «полную мощность». При этом основывались на опыте аэропорта Пулково. Там металлодетекторы стоят в двух зонах — на входе в терминал и непосредственно на досмотре. В первой зоне пропускная способность одной рамки — 200 человек в час. Во второй зоне (где имеются также аппараты для просвечивания вещей и мониторы, в которые смотрят сотрудники, где пассажиров просят разуться и снять ремень и т. д.) — около 100 человек в час.

А теперь возьмем для примера станцию метро «Елизаровская». В пиковый час — с 8 до 9 утра — она принимает на вход около 2660 человек. Если попытаться ввести там такой же уровень контроля, как в первой зоне Пулково, и при этом избежать скопления людей, то понадобится установить 13 детекторов (2660 разделить на 200). А если досматривать пассажиров еще более тщательно, как при посадке на авиарейс, то рамок потребуется 26! При этом на «Елизаровской» с ее маленьким вестибюлем, как сообщили «МК» в Питере» работники Полиция на станции, можно установить максимум два детектора… А скорее всего, даже один. Примерно так же, если не хуже, обстоят дела на других станциях. По нашим расчетам, на «Гражданском проспекте» и «Академической» в час в среднем проходит около 2900 тысяч человек. Значит, там для проведения минимального по авиационным меркам досмотра должно быть не меньше 14 рамок, а максимального — 28. А, скажем, для «Проспекта Просвещения» это количество выглядит и вовсе устрашающим — соответственно 23 или 46 металлоискателей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру