Как уничтожение «Трансаэро» превратит Петербург в провинцию

Пикет в поддержку «Трансаэро» прошел в минувшее воскресенье, 8 ноября, на Марсовом поле в Петербурге

Уничтожение этой авиакомпании обернется не только массовыми увольнениями, ростом цен на билеты, но и превращением Петербурга в заштатный городок, из которого долететь прямым рейсом можно будет лишь в столицу. Огромный новый терминал Пулково уже сейчас пустеет на глазах.

Пикет в поддержку «Трансаэро» прошел в минувшее воскресенье, 8 ноября, на Марсовом поле в Петербурге
Фото Замира Усманова

Ошибка в расчетах

«Трансаэро» была второй по величине (после «Аэрофлота») и первой по безопасности авиакомпанией России. Миллионы перевезенных пассажиров, 12 тысяч сотрудников, 164 направления полетов.

— Руководство компании просчиталось, когда в лучшие годы вкладывалось в развитие, надеясь, что ее пассажиропоток продолжит расти. Но оно не могло предвидеть войны на Украина последние новости и падение курса рубля. А обслуживание самолетов почти полностью привязано к доллару, — объяснила одна из организаторов пикета Светлана Бородина. — Оказавшись в сложной ситуации, «Трансаэро» обратилось за поддержкой к властям. В ответ государство предложило: отдайте «Трансаэро» за один рубль, а мы найдем выход и сохраним компанию. На деле же было введено внешнее управление под контролем Сбербанк и «Аэрофлота».

По сути «Трансаэро» отдали их главному конкуренту. И тот без лишних проволочек уничтожил «соперника».

— А ведь был шанс на спасение, — уверена Бородина. — Авиакомпания S7 предлагала выкупить акции «Трансаэро», но ей не дали это сделать, подписав решение об отзыве сертификата эксплуатанта задним числом.

Официально Росавиация приняла такое решение и аннулировала основополагающий документ, разрешающий авиакомпании совершать полеты, 26 октября. Запретив летать, «Трансэро» по сути лишили доходов и всякой возможности рассчитаться по кредитам.

— И между прочим, в сложившейся ситуации при уничтожении «Трансаэро» долги компании никто не будет выплачивать. От этого пострадают и кредиторы, и многочисленные партнеры, которые попросту лишатся своих средств. Об этом почему-то тоже никто не думает, — отметила Светлана.

Удар по безопасности

Банкротство «Трансаэро» — ощутимый удар по конкуренции в пассажирской авиации Россия. Но это чревато лишь негативными последствиями — начиная с роста цен на полеты и заканчивая возможным развалом авиаотрасли.

Сейчас, отправляясь в Европу или на Ближний Восток, петербуржцам зачастую выгоднее покупать билеты у Air France или British Airways, чем в отечественной авиакомпании. То есть граждане России отдают деньги иностранцам.

Конкуренция стимулировала развитие новых услуг, заставляла авиагигантов следить за комфортом, чистотой на борту, даже за разнообразием подаваемой пассажирам еды. Но самое главное — это безопасность.

«Аэрофлот» вытеснил с рынка «Трансаэро», но не смог закрыть ее рейсы своими самолетами. Многие направления просто аннулированы, причем как по России, так и за границу. Например, оголенным оказался наш Дальний Восток. Воспользовавшись ситуацией, недавно небольшая компания Pegas Fly (по сути чартерная, которая обслуживала туроператора «Пегас Туристик») открыла свои регулярные рейсы в Благовещенск и Магадан из Москвы. С одной стороны, это спасает жителей Дальнего Востока. С другой — если на смену крупной «Трансаэро» придет ряд мелких компаний, то не скажется ли это на безопасности полетов? И тут трудно отделаться от мыслей о «Когалымавиа» и прочих маленьких авиаперевозчиках со старыми самолетами.

— Я не знаю, чем закончится расследование авиакатастрофы над Синаем, но, имея всего 9 самолетов, эта авиакомпания не содержит собственную техническую базу для их обслуживания, — говорит пилот «Трансаэро», командир «Боинга-747» Андрей (свою фамилию он назвать не решился). — Ей это невыгодно и потом приходится договариваться с другими предприятиями. Будут ли они заинтересованы в ответственном обслуживании? Да, они обязаны все делать качественно, но все равно это чужие самолеты и подход к ним — соответствующий. А у «Трансаэро» была своя техническая база, причем очень хорошая, так что теперь ее механики нарасхват.

Гинеколог за штурвалом

В Петербурге базировался отдельный летный отряд «Трансаэро». Именно питерские экипажи работали на рейсах, вылетавших из Пулково. И теперь все они оказались в вынужденном отпуске. Их судьба должна решиться до 15 декабря. Возможно, кому-то предложат должности в «Аэрофлоте». Питерские «авиаторы» не в восторге от такого решения, ведь тогда им придется работать в Москва по сути «вахтовым методом» и в перерывах между рейсами жить в столице.

— Наши профессии считаются опасными. Почему мы должны проводить время вдали от семей во время своих законных выходных, жить в гостиницах, а не у себя дома? Ведь у нас же не будет нормального отдыха, — возмущалась одна из стюардесс «Трансаэро» на пикете в минувшее воскресенье.

По телевидению и радио звучат обещания всех трудоустроить. По факту переговоры идут о работе для половины сотрудников компании — то есть для 6 тысяч человек. Реально же, по данным организаторов пикета, на сегодняшний день новое место получили менее 30 человек.

— Я уже не раз проходил через банкротство авиакомпаний, я знаю, как это бывает, — говорит еще один трансаэровский командир воздушного судна Игорь. — Обещать могут много, но на деле трудоустройство — это предложения от биржи труда переучиться чуть ли не на сантехника. Это явно не соответствует нашему уровню знаний. Зачем мы столько лет учились, стажировались, повышали квалификацию?

Не найдя достойной работы дома, пилоты «разлетаются» в Китай, Таиланд, Турция, в страны Африки, где сейчас летчики очень востребованы.

— Чтобы подготовить хорошего пилота, государству нужно затратить массу ресурсов, денег, времени, а тут уже готовые пилоты. И если в России этот кусок пирога оказался не нужен, его сейчас начнут откусывать очень интенсивно в других странах, — объясняет Игорь. — Но учтите, что пройдет год-два — и ситуация в стране исправится. Сейчас у нас спад в сфере авиаперевозок, у пассажиров мало денег на полеты, курс рубля упал, но это же не навсегда, начнется расцвет, люди станут летать чаще, и что тогда — опять введут экспресс-курсы для пилотов. Так уже было три года назад, когда летчиков гражданской авиации готовили за 2–3 месяца. И в пилоты шли бывшие пограничники, шахтеры, я знал даже одного гинеколога.

Пулково опустеет

Питерский аэропорт Пулково считался для «Трансаэро» частично домашним. Отсюда регулярно совершались перелеты в Европу, Азию и по России. Что особенно важно — это были прямые рейсы. И теперь петербуржцы оказываются в заложниках у «Аэрофлота», который понемногу подчиняет всю авиаотрасль своим интересам. Он базируется в Москве и туда перетягивает все рейсы.

— Мы возвращаемся в ситуацию времен СССР, где действовала только одна авиакомпания — «Аэрофлот» — и не было никакой альтернативы. Это планомерное уничтожение всей авиаотрасли, — считает представитель независимого профсоюза аэропорта Евгений Феоктистов, пришедший поддержать сотрудников «Трансаэро» на пикете.

Однако Евгений не совсем прав, сравнивая нынешнюю ситуацию с СССР. В то время «Аэрофлот» хоть и был монополистом, но обеспечивал самолетами даже самые захудалые аэропорты и организовывал очень широкую сеть полетов. В наши дни у компании, похоже, совсем другая цель — собирать максимум пассажиров в Москве, а оттуда отправлять дальше.

— Это уже хорошо видно — ощутимо увеличилась загрузка рейсов из Шереметьево, — говорит Евгений Феоктистов. — Одновременно иностранные компании, по своим причинам, отказываются от полетов через Пулково. Многие рейсы теперь пойдут через столицу. А это, естественно, скажется и на стоимости билетов, и элементарно неудобно для людей — нужно стыковать рейсы, тратить время на пересадки. И, наконец, нас просто лишают альтернативы, возможности выбора.

Выбор, конечно, остается, но весьма странный. До недавних пор свои услуги активно предлагали украинцы. Но, чтобы воспользоваться их дешевыми услугами, петербуржцам приходилось делать пересадку в Киев. Теперь на смену Киеву пришел Минск, по-прежнему пользуются спросом аэропорты Финляндии. В общем, летаем как угодно, но только не по прямой. И в этом, очевидно, виновато само государство, убивающее конкуренцию в небе.

А Петербург из-за этого превращается в заштатный город, у которого стремительно сокращается прямое авиасообщение со страной и миром. Все чаще безлюдным кажется огромный новый терминал. Спрашивается: зачем его было строить? С отправкой рейсов на Москву справился бы и старый аэровокзал.

По словам Евгения Феоктистова, уничтожение «Трансаэро» грозит Пулково увольнениями. Логика проста: чем меньше рейсов обслуживается в аэропорту, тем ниже прибыль предприятия. У «Трансаэро» из Петербурга летали большие дальнемагистральные «Боинги-747», вмещающие более 500 человек. А у тех же «Аэрофлота» и «России» в нашем городе базируются в основном лайнеры, предназначенные для полетов не на дальние, а на средние расстояния.

— И, кстати, по сравнению с 2014 годом пассажиропоток «Трансаэро» в Пулково вырос в 2015-м на 28 процентов. И в этот момент компанию обанкротили, — отметил Феоктистов.

А ведь каждый самолет приносил прибыль аэропорту. Теперь ее нет. Прибавьте сюда общее снижение пассажиропотока из-за политической и экономической обстановки, прекращение полетов на Украину, а теперь еще и в Египет. Такими темпами мы рискуем получить пустой терминал без пассажиров и персонала.

Трансаэровские пилоты-пикетчики Андрей и Игорь удивлены, что два главных человека в стране — Путин и Медведев — оба петербуржцы — фактически оставляют свой родной город и своих земляков без нормального авиасообщения.

— Кстати, это и стратегически неправильно переводить все рейсы в Москву, — считает Андрей. — Нельзя стягивать в одно место весь летный состав России. В экстренной ситуации это может иметь плачевные результаты.

Урок истории

Как Петербургу подрезали крылья

До 2005 года в городе существовало единое авиапредприятие «Пулково», в которое входили и аэропорт, и своя авиакомпания с дальнемагистральными лайнерами и рейсами по всему миру. Это мощное авиапредприятие (одно из лучших в стране) могло само выстраивать свою стратегию авиаперевозок в интересах города и горожан, не подстраиваясь под интересы Москвы. Но при губернаторе Валентина Матвиенко под давлением из столицы его решили разделить — аэропорт отдельно, самолеты отдельно. Якобы такая схема рыночная, а потому лучше работает. Как раз тогда пулковскую авиакомпанию превратили в ГТК «Россия», которая через 6 лет стала «дочкой» «Аэрофлота».

По нашим сведениям, «папа» ее не балует. Сейчас летный состав «России» поставлен перед выбором — сокращение зарплаты на 30 процентов (а с учетом всевозможных доплат — до 50 процентов) либо увольнение. Некоторые пилоты уже начали трудоустраиваться в Китае…

Кстати

Онкобольные остались без авиапомощи

Поддержать «Трансаэро» во время пикета пришли и представители благотворительного фонда «Адвита», помогающего в Петербурге онкологическим больным.

— «Трансаэро» была первой и единственной авиакомпанией, которая стала помогать не только детям — их многим жалко, — но и взрослым больным, — рассказала Светлана Головина, координатор по работе с компаниями фонда «Адвита». — У нас в Петербурге в Институте детской гематологии и трансплантологии имени Раисы Горбачевой делаются операции пациентам со всей страны. И «Трансаэро» бесплатно предоставляло места на своих рейсах для таких пациентов. Причем с ними можно было договориться о срочной перевозке — за одну-две недели до вылета. А мы же понимаем, сколько стоят билеты при бронировании в такие короткие сроки. Что особенно важно, «Трансаэро» — единственная авиакомпания, которая из Петербурга летала на Дальний Восток без пересадок. Теперь оттуда в Питер больным людям придется добираться транзитом, а это дополнительные трудности и расходы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру