Исследования Марса дадут России возможность сохранить Арктику

Когда-то на Марсе были целые озера воды. Потом что-то произошла, и она практически вся исчезла, а сама планета превратилась в пустыню

Но недавно ученые из НАСА объявили, что немного жидкой воды там все-таки осталось. Доцент Московского физико-технического института, старший научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Родин рассказал «МК» в Питере», почему эта новость особенно важна для России.

Фото: izans.ru

Кто живет в марсианском песке?

— НАСА объявила, что нашла на Марсе воду в жидком виде. Но некоторые ученые отнеслись к этому заявлению скептически. Так есть все-таки вода на Красной планете?

— Ученые обнаружили солевые отложения, которые были интерпретированы как следы воздействия недавно просочившейся жидкой воды. На Марсе условия таковы, что она может существовать там только в очень ограниченном объеме в виде грунтовых вод. Пить ее, конечно, нельзя, ведь это очень сильные растворы различных солей. Да и выглядит такая вода не так, как мы привыкли. Скорее, это слегка влажный песок. Но в отличие от земного, который мы можем наблюдать на берегу реки или пруда, воды в марсианском песке в десятки тысяч раз меньше. Ученые уже проводили исследования, возможно ли существование жизни в такой грунтовой воде. Были опубликованы данные, которые с очень большой натяжкой показывают, что кто-то, в принципе, может там выжить. Но это еще вопрос обсуждения в кругу специалистов. У нас пока нет никаких оснований полагать, что где-то за пределами земной биосферы есть жизнь.

— А могла быть на Марсе жидкая вода в привычном для нас виде в ранние стадии формирования планеты?

— Плотная атмосфера и самая настоящая жидкая вода там действительно были. Водоемы, умеренно соленые озера встречались довольно часто. Вода наполняла метеоритные кратеры, были и селевые тропические потоки. Следы этого мы сейчас видим на Марсе. Около 30 лет назад, когда с этой планеты были получены первые картинки с более-менее приличным разрешением, то все увидели на поверхности каналы, которые напоминали русла рек. Тогда и возникла идея, что когда-то на Марсе был мягкий и теплый климат, потом он поменялся в результате какой-то катастрофы, и мы получили ту пустыню, которую наблюдаем теперь. Но сейчас мы уже знаем, что на Красной планете никогда не было приятной для человека температуры.

— Если на Марсе раньше было достаточное количество жидкой воды, значит, там могла быть и жизнь?

— Существует такое поверье: там, где есть жидкая вода, там есть и какие-либо микроорганизмы. Это неправда. На самом деле мы до сих пор не понимаем, как возникает жизнь. Мы только знаем, что без воды ее не бывает. Это необходимое условие, но не достаточное. На Марсе мы пока не обнаружили ни окаменелостей, ни других следов жизни. В свое время на марсианском метеорите (его нашли в 1984 году в Антарктиде. — Ред.) с помощью электронного микроскопа ученые обнаружили некие образования, похожие на окаменевшие микроорганизмы. Но потом стало ясно, что эта интерпретация ошибочна, в частности потому, что, пока этот метеорит лежал во льдах Антарктиды, в него попали наши бактерии.

Человеку нечего делать на Красной планете

— Если вероятность жизни в марсианской воде крайне низка, то, может быть, она возможна под слоем грунта, в пещерах?

— Очень многие специалисты по экзобиологии надеются найти под землей в грунте живые организмы. Во-первых, там перепады суточной и сезонной температуры гораздо меньше, чем на поверхности. Если забраться не очень глубоко, то температура там будет порядка минус 50 градусов по Цельсию. В Антарктиде многие бактерии прекрасно живут в этих условиях. А во-вторых, в марсианских пещерах нет радиации.

Существует одно косвенное свидетельство, что, теоретически, живые организмы могут быть на Красной планете. В 2004 году в атмосфере Марса при помощи наземного телескопа обнаружили метан. Около года назад в «Сайнс» — одном из самых авторитетных в мире научных журналов — опубликовали статью с утверждением, что этот газ действительно там есть, но его содержание примерно в 20 раз меньше, чем наблюдалось 10 лет назад. Это значит, что метан имеет какие-то локальные источники, возможно, в недрах Марса. На Земле одним из таких источников является крупный рогатый скот. А еще болота, торф. На Марсе этого нет. Метан мог бы выбрасываться в атмосферу за счет каких-то тектонических процессов, химического разложения горных пород или… некой микроскопической бактериальной жизни. Но ни одна из таких гипотез убедительного подтверждения не имеет. Это пока загадка Марса.

— Возможно, в этой загадке мог бы разобраться человек, ступив на поверхность этой планеты, увидев марсианскую воду...

— Безусловно, человек на Марсе будет. Туда слетают американцы, мы, китайцы. А потом, на мой взгляд, человечество успокоится. Потому что людям, по-большому счету, нечего делать на этой планете. Конечно, было бы красиво, если бы человек ступил на поверхность Марса, увидел жидкую воду. В смысле пиара — это очень здорово, но к науке не имеет никакого отношения.

Все необходимые исследования роботы проведут гораздо лучше человека. К тому же если говорить о жидкой воде, то она обнаружена где-то в средних широтах. А местом посадки пилотируемой экспедиции может стать, на мой взгляд, экватор, где грунт полностью лишен воды. Зато там больше возможности обеспечить безопасность космонавтов.

— Разве на Марсе есть места, которые хотя бы даже относительно безопасны для человека?

— Конечно, везде на Марсе присутствует радиация. На Земле нас от нее прикрывает атмосфера, которая равносильна примерно трехметровой бетонной стене. Чтобы человеку относительно долгое время находиться на Марсе, придется, видимо, построить такой купол. Вот только жить в нем будет, наверное, тоскливо. Но вопрос безопасности включает в себя не только радиацию. Прежде всего надо обеспечить надежную посадку. А значит, место для нее должно быть настолько ровным, чтобы потом еще и гарантированно улететь с планеты. Важны и погодные факторы, связанные с пылевыми бурями, температурным режимом.

Марс — лабораторная крыса

— Исследование Марса, подготовка к отправке туда человека — это огромные деньги. Зачем Россия их тратит?

— Если вспомнить историю, то станет понятно, что те страны, которые неизвестно зачем исследуют и осваивают окружающее пространство, в конечном счете и выигрывают: в войнах, спорте, культуре, экономике. Таких «любопытных» народов не очень много: русские, англичане, немцы, японцы... Я уверен, что мы, жители России, просто обречены изучать окружающий мир. Это первая философская причина. Вторая — практическая — заключается в том, что человечество уже довольно заметно воздействует на нашу климатическую систему, а ресурсы Земли не безграничны. Для того, чтобы понять и просчитать реакцию этой системы на наше воздействие, сохранить планету, а возможно, даже как-то залечить ее раны, нам нужно понимать, как она функционирует, изменяется, деградирует. Помните, как учились врачи в средневековье? Они брали крысу, считали, что она в чем-то подобна человеку, внимательно изучали, как работает ее организм, и только потом брались оперировать людей. Марс для нас — это тоже некая лабораторная крыса. Согласно нашим современным гипотезам, он в процессе своего формирования имел достаточно близкие к Земле начальные условия, а потом почему-то стал развиваться совершенно другим путем. То же самое касается, кстати, и Венеры, которая по внешним параметрам — размерам, изначальному составу — еще больше похожа на нашу планету. А сейчас она радикально изменилась! Почему? Ответ на этот вопрос позволит нам, в том числе, предотвратить возможные подобные негативные изменения и на Земле. Особенно это важно для нашего народа.

— Почему?

— Чтобы ответить на этот вопрос, я вернусь к воде. Теперь мы понимаем, что ее круговорот бывает не только такой, как на Земле, но и как на Марсе. Основываясь на этих знаниях, мы можем строить более совершенные теории, которые, в частности, позволят предсказать, как поведет себя Земля, в случае если продолжится глобальное потепление и растает почти весь арктический лед. Специалисты предсказывают, что это может случиться уже в течение текущего 21-го века. А теперь давайте вспомним об огромных северных пространствах, которые достались нашим предкам практически бескровно потому, что никто, кроме русских, там жить не мог. Ситуация тут же изменится, если из-за глобального потепления Арктика станет доступнее. Наверняка многие захотят обладать гигантским количеством углеводородных, водных ресурсов, которые там есть. Поэтому для нас понимание климатических процессов, умение управлять ими является вопросом выживания как нации. И Марс нам в этом может помочь.