Почему петербуржцы не пользуются Невой и Финским заливом

В Северной столице зарегистрировано всего 70 тысяч лодок

Петербург принято называть городом-портом, городом морской славы. Он стоит на берегах реки Невы и Финского залива. Но как часто обычные жители видят море или гуляют по набережным? 

В Северной столице зарегистрировано всего 70 тысяч лодок

Пустынные берега

В Венеции у каждой семьи в центре города есть как минимум лодка с мотором. В Амстердаме по рекам и каналам не просто передвигаются, на них живут — вдоль берегов тянутся лодки, яхты или баржи-квартиры. Берега Сены заставлены плавучими ресторанами — и их там не с десяток, как в Питере, а сотни. Почему же петербуржцы не используют водный ресурс города?

— В границах Петербурга протяженность береговой линии — рек, залива и прочих водоемов — 219 километров, — говорит Александр Уралов, исполнительный директор общественной организации «Аура-Берег», которая занимается разработкой концепции развития прибрежных зон Петербурга. — Большая ее часть занята либо дорогами, либо промышленными объектами. Еще есть немного жилых домов и совсем чуть-чуть рекреационных зон — то есть не просто газонов или лесов, а настоящих благоустроенных парков или пляжей.

Так в нашем городе сложилось исторически. Вдоль реки еще с петровских времен строили крупные производства, начиная с верфей. По берегам прокладывались дороги. И в последние десятилетия за набережными закрепили статус «скоростных» городских магистралей, которые стараются максимально разгрузить с помощью бессветофорных развязок.

— В Петербурге очень развиты такие морские и речные направления деятельности, как судостроение, образование, подготовка кадров для флота, но обычные горожане реками и морем по большому счету не пользуются, — сетует Уралов.

Людям зачастую неудобно выходить на набережные. И если в самом центре города у воды еще гуляют, то стоит отъехать чуть подальше, например, за Литейный мост, как берега становятся пустыми. Даже в теплую погоду там очень мало прохожих. Что и неудивительно, ведь пешеходные переходы на набережных могут располагаться друг от друга на расстоянии нескольких километров.

— Мы провели небольшой опрос на Невском проспекте. Поинтересовались у 150 прохожих, когда они последний раз видели море в Петербурге. Вы не поверите, большинство удивленно спросило: а где у нас море? Город не воспринимается как морской, — резюмировал Александр Уралов.

Конечно, летом горожане массово выезжают на берег залива. Но это происходит пару раз за сезон. И в эти дни обычно и электрички на Выборгском направлении забиты, и машины паркуются вдоль Приморского шоссе чуть ли не друг на друге. Потому что парковки если и есть, то в основном у ресторанов.

Причал на овощебазе

Та же история в Петербурге и с водным транспортом. Конечно, в летний сезон и Нева, и прочие реки и каналы пестрят от обилия прогулочных катеров. Но ими пользуются в основном туристы. А горожане, если уж и катаются по воде, то только по праздникам — на выпускной, на свадьбу или во время корпоратива. А те же аквабусы уже который год признаются убыточными. Спрос на них невелик, пассажиры почти не используют их по прямому назначению, чтобы добираться на работу и по делам. Для этого удобнее ездить на наземном транспорте или в метро. Просто у петербуржцев нет привычки пользоваться рекой.

— В пятимиллионном городе только примерно у ста тысяч человек есть свои лодки или катера. Из них официально зарегистрированы 70 тысяч. Это притом, что лодки стоят на уровне легковых машин — примерно от 280 тысяч. По идее их могли бы позволить себе все те, кто купил иномарку. — подсчитал Александр Уралов. — Но мало приобрести лодку. Гораздо сложнее решить в Петербурге вопрос с ее хранением.

В нашем морском и речном городе есть нормальные места для хранения только 35–40 тысяч лодок и катеров. Всем остальным владельцам приходится как-то выкручиваться.

— Зимой где только ни увидишь лодки — на обычных автостоянках, на овощебазах, на территориях заводов, — рассказывает Уралов. — Многие уводят плавсредства за 200–300 километров в строну Ладоги и там сдают на хранение местным «шабашникам», которые так подрабатывают.

Более того, многие счастливые обладатели катеров и небольших яхт перегоняют их в Финляндию. Там и места найти проще, и инфраструктура подходящая, и даже цены были ниже до падения курса рубля в конце прошлого года.

— Можно понять, почему городские власти не занимаются этим вопросом. Залив и Нева — федеральная территория. На уровне государства, а не региона, можно комплексно решать вопрос. Но все же руководство Петербурга могло бы активнее в этом участвовать, быть инициативнее, — считает общественник.

Кронштадтский Шанхай

Классический пример такого властного безволия — ситуация с яхт-клубами. Их и без того немного в Петербурге, а существуют они на птичьих правах — сегодня есть, а завтра могут снести и застроить коттеджами.

— Будь ты хоть миллионер и владелец крутой яхты, хоть рыбак на весельной лодке, но на воде все равно устаешь — там в любом случае холоднее, чем на суше. И, вернувшись на берег, хочется согреться и отдохнуть — сходить в баню или сауну, посидеть в кафе или баре. А еще надо залить в бак нового топлива, подключиться к розетке, утилизировать содержимое туалета, если такой есть, — объясняет Уралов. — В Питере почти нет мест, где бы все это можно было совершить легко, быстро и удобно. И люди выходят из положения своими силами. Посмотрите на яхт-клуб в Кронштадте. Мы называем его Шанхай. Изначально там были только гаражи для лодок, потом они стали разрастаться, достраиваться, сверху появились комнаты, и гаражи превратились в полноценные дачи — победнее и побогаче. И туда приезжают целыми семьями, детские площадки сделали, тещи там цветочки сажают. А когда пожарные прицепились, что это опасно, — народ все обил железом, кто во что горазд. И похожая ситуация, разве что без железа, в других клубах.

Из-за этих неурядиц в Питере крайне неуютно чувствуют себя туристы-яхтсмены. Их пограничники вообще отправляют для стоянки только в два клуба — на Крестовском острове и на Петровской косе. А те расположены аккурат возле ночных клубов. Музыка там так гремит, что слышно даже на соседних берегах. Интуристы, промучившись пару ночей, убираются восвояси.

— Есть и положительные тенденции — например, заправки для катеров наконец начали строить. Их становится больше. А пару лет назад все носились с канистрами, покупая топливо на обычных автозаправках, — говорит Александр.

Еще одна забота его общественной организации — гребной канал. В Питере, казалось бы, должны развиваться водные виды спорта, а нормального гребного канала, безопасного и отвечающего спортивным нормам, — нет. Это тоже неправильно. Сейчас место для него активно ищут. Скорее всего, он появится в Колпино. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру