Почему в Петербурге не дешевеют продукты и как с этим бороться

Понижение цен в условиях укрепления рубля многие поставщики считают «меценатством»

Сумасшедший рост цен в конце прошлого — начале этого года объясняли обвалом рубля. Говорили: а что вы хотите, мы зависим от курса валют, а потому надо потерпеть и умерить свои аппетиты. Петербуржцы терпели. Сейчас рубль укрепился, он даже почти вернулся к показателям конца ноября. Вот только цены почему-то не спешат опускаться. Более того, производители и поставщики продовольствия не исключают, что будет и подорожание! «МК» в Питере» выяснил, почему. 

Понижение цен в условиях укрепления рубля многие поставщики считают «меценатством»

Копеечное удешевление

В конце января евро стоил 78,11 рубля. К 12 апреля рубль подорожал почти на 30 процентов. По идее, примерно на столько же должны были опуститься и цены. Вот только этого не произошло. Конечно, удешевление на некоторые продукты все-таки есть, но оно — копеечное. Например, говядина по сравнению с мартом упала в цене всего на 0,4 процента, кисломолочные продукты — на 0,1, картофель и капуста — на 0,5. При том, что с начала года, по данным «Петростата», продукты подорожали на 12,3 процента! Единственное, что сделали для покупателей крупнейшие ретейлеры, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли, так это заморозили цены на социально значимые продукты (в том числе на молоко, крупы, макароны, колбасы, мясо, сахар, соль). Правда, и здесь они «подстелили себе соломку»: во-первых, каждый магазин сам определяет перечень и количество «замороженных» продуктов, а во-вторых, акция действует только до конца апреля. Потом ее могут продлить, а могут и нет.

— Почему продукты резко не дешевеют? Но ведь цены зависят не только от курса валют, но и еще от стоимости энергоносителей, от логистики, — говорит руководитель управления по связям с общественностью X5 Retail Group (она управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») Владимир Русанов. — Мы сами сейчас пытаемся понять, что происходит на рынке, как себя ведут поставщики, производители. Ведь ценообразование начинается с них. Мы же не устанавливаем стоимость на товары, исходя из курса доллара. Пока сложно сказать, что будет с ценами дальше. Возможно, какая-то коррекция произойдет в июне, когда в продаже появятся наши сезонные овощи. Но и это зависит от того, каким будет урожай, как себя поведут поставщики, производители. Поэтому вам лучше обращаться к ним.

Цены, которые не падают

Производители утверждают, что, несмотря на укрепление рубля, цены все равно будут расти. И виноваты в этом ретейлеры.

— У нас срок выращивания рыбы три года. Поэтому такие сиюминутные падения, скачки валюты никак не могут повлиять на продукцию нашей экокультуры, — говорит президент Союза рыболовов Ленинградской области Владимир Конюхов. — Да, сейчас чуть-чуть доллар опустился, завтра подымется снова. А рыбу мы вырастим только послезавтра. Но задирать цену на нее нам все равно невыгодно. Повышают стоимость торговля, переработка. А нас, по большому счету, вполне устраивает та рентабельность, которую боженька заложил в наш процесс. А это порядка 30 процентов.

Тем не менее Конюхов уверен, что к осени рыба, выращенная в Ленобласти, обязательно подорожает по сравнению с прошлым годом. И сколько там будет стоить рубль по отношению к доллару, не так уж и важно…

— Корм для рыбы мы покупаем сейчас, за валюту, — говорит Владимир Конюхов. — Если в прошлом году один килограмм стоил 70–80 рублей, то сейчас в два раза больше. И эти расходы будут заложены в стоимость нашего продукта, который появится на прилавках осенью. Конечно, если в будущем рубль резко вырастет, то мы однозначно снизим оптовую цену на нашу продукцию. Все-таки мы хотим, чтобы она продавалась. Вот только потребители от этого вряд ли выиграют. Потому что в торговле наша рыба вряд ли станет дешевле. Вы же понимаете, если цена достигла какой-то высоты, она очень редко потом снижается. Допустим, что-то стоило 3 рубля, а потом вдруг стоимость выросла до пяти. Даже если обстоятельства изменятся в лучшую сторону, этот товар снова не будет идти по старой цене. Максимум сделают 4,5 рубля. Для политики. Или имиджа…

С этим согласна и коммерческий директор ЗАО «Микельанджело» (компания занимается производством сыров в Ленинградской области) Людмила Александрова:

— Если стоимость товара выросла один раз, то она потом и держится на этом уровне. Мы, например, подняли цены на нашу продукцию только однажды: в ноябре на 10 процентов. Больше мы этого не делали, несмотря на все валютные скачки. А сыры в розничной продаже тем временем все равно дорожали. Так, в одну из сетей супермаркетов мы поставляли сыр за 98 рублей (упаковка в 125 граммов), а в продаже он шел уже за 172 рубля. То есть ретейлеры, воспользовавшись ситуацией, поднимали стоимость, даже когда мы этого не делали. А ведь и нам непросто держать цены. Натуральную закваску, сыворотку, необходимую для производства сыров, мы покупаем за границей за евро. Оборудование у нас на производстве итальянское. И если что-то ломается, мы вынуждены снова заказывать его в Европе.

Жадность — философский вопрос

Несмотря на рост курса рубля, не снижают свои цены и поставщики, которые завозят в Петербург импортные товары. Например, вино. Хотя они-то запросто могли бы сейчас сбить цены. В производство им вкладываться не надо, покупать за рубежом оборудование — тоже. Корреспондент «МК» в Питере» попыталась узнать у крупнейшего в стране оператора алкогольного рынка, почему сейчас не дешевеет импортное вино.

— Мы стараемся не комментировать вопросы, связанные с ценообразованием, — коротко сказали в компании. — К тому же рубль вырос еще не так уж сильно...

— А если он еще больше вырастет и будет стоить по отношению к доллару, допустим, не 52 рубля, а 30, цены на импортный алкоголь снизятся?

— Вы задаете вопрос философского характера. Все зависит от того, какую политику та или иная компания воплощает. Одни, может, и будут снижать цены, другие — нет. Вы сами себя поставьте на место хозяина бизнеса. Кто-то занимается меценатством, а кто-то нет.

— То есть понижение цен в условиях укрепления рубля — это меценатство?

— Ну, давайте я вам пример приведу. Вы плетете уникальные лапти. И можете их продать за 150 рублей, а можете — за тысячу. И это ваше дело. Вопросы, которые вы мне задаете, больше касаются не экономики, а мировоззрения.

Вот и получается, что ценообразование для многих компаний — это «философский вопрос», который решается очень просто: евро растет — растет стоимость товаров. Евро падает — товары, в лучшем случае, «замораживают».

— И такая ситуация у нас во всем. Почему-то за границей такого не происходит, — говорит Людмила Александрова. — Надо бороться с неоправданным ростом цен. И штрафы здесь не помогут. Если какого-то ретейлера оштрафуют, он просто внесет эти потери в стоимость товара. И заплатят за это в итоге простые потребители. Нужны показательные уголовные дела. Как в Китае. Поднял неоправданно цены, нарушил грубо закон? К стенке и расстрел.

 

Фото tumix.ru 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру