Молочные реки, кисельные берега. Оптом
Понятно, что розничная цена отличается от оптовой. Пока товар дойдет до прилавка магазина, он «обрастет» всевозможными наценками — налогами, арендой, издержками производства и т. д. Но чем объяснить двойное, а то и тройное подорожание продукта, которое мы видим в магазинах?
— Сети обвиняют нас в ценовой накрутке, а ведь достаточно посмотреть, за сколько мы продаем свою продукцию на оптовой базе, — возмущается Александр Бирюков, глава крестьянского хозяйства во Всеволожском районе Ленобласти. — Изучите ассортимент Софийской базы — одной из самых крупных в городе — и вы все поймете сами.
Ценники на оптовых складах и впрямь обескураживают — начиная от огурцов (70 рублей за кг) и заканчивая горбушей (90 рублей за кг).
— Мы готовы отпускать и маленькими партиями, и большими, как вам будет удобно, — говорит сотрудница складского отдела «Овощи-фрукты». — Можем и скидку дать процентов пять-семь, все зависит от объема.
Мнение, что на оптовых складах можно купить товары только мешками и коробками, оказалось неверным. Здесь вовсю торгуют и в розницу. Люди покупают астраханские яйца (три десятка за 165 рублей) и яблоки (за 50 рублей).
Но поехать за провизией на базы, многие из которых располагаются в промзонах, и там плутать между огромными складами решаются немногие. Большинство покупателей вынуждены отовариваться в магазинах около дома и невольно мириться с теми ценами, которые им диктуют торговые сети. При этом ни прокуратура, ни антимонопольная служба не видят в происходящем ничего преступного. В «ценовом ажиотаже», по данным этих ведомств, никто не виноват.
Сравните! Ниже представлена средняя оптовая цена, которая практически одинакова для всех оптовых продуктовых баз Питера, а в скобках — розничная цена в торговых сетях (цены указаны в рублях за 1 кг).
Овощи:
Картофель — 30 (40–50)
Морковь — 26 (50–100)
Свекла — 26 (45)
Капуста — 38 (50–60)
Репчатый лук — 42 (60–70)
Помидоры — 65–80 (110–200)
Огурцы — 70 (200)
Сухофрукты:
Изюм евросорт — 133 (200–300)
Компотная смесь — 69 (120–200)
Шиповник — 200–300 (400–500)
Грецкий орех — 1000 (2000)
Рыба:
Лосось Чили Премиум — 430 (600–700)
Нототения тушка — 180 (250–300)
Карась, толстолобик — 70 (150)
Горбуша — 90 (200–300)
Мясо:
Свинина, шея — 200 (300)
Говядина — 300 (400–700)
Последние лук и капуста
— Репчатый лук стал еще дороже, — сокрушается работница продуктовой базы, расположенной в районе метро «Пионерская». — Неделю назад оптовая цена была 33 рубля, а сейчас уже 42! Такой резкий скачок! А все потому, что лука в Питере практически не осталось. Все распродали. Вот сейчас привезли лук из Ростова, но партии небольшие…
Эксперты говорят, что в городе на исходе не только лук, но и капуста с морковкой. Это не только сезонный спад, когда в конце зимы на складах почти не остается овощей и фруктов. Причина еще и в том, что отечественные сельхозпроизводители не в состоянии удовлетворить покупательский спрос по объективным причинам — не те объемы и мощности.
— Сельское хозяйство в последние десятилетия было, мягко говоря, неприоритетным направлением, — говорит Александр Быков, глава Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. — А теперь все схватились за голову — начали выделять деньги на развитие отрасли, но это процесс постепенный. Мы не можем сразу насытить рынок всем необходимым.
Импортозамещение себя пока не оправдывает. В январе 2015 года поставщики подняли цены на импортные томаты и сладкий перец из-за плохих погодных условий в Марокко, Израиле и Турции. А в российских теплицах только начинается сбор помидоров после зимнего перерыва.
Тем временем торговые сети обещают заморозить цены на «социально значимые» товары, а правительство собирается отменить продуктовое эмбарго для сельхозпродукции Греции и Венгрии…
Молочный абсурд
А вот почему в середине февраля неожиданно выросли цены на молоко, не понимают даже сами производители. Еще недавно литр молока стоил в среднем 48 рублей. Сейчас цена достигла 55–60 рублей.
— Я — сырьевик. Мое предприятие поставляет сырое молоко, которое используется для производства молока в том виде, в каком мы его видим в магазинах, переработанное и упакованное. В день наше предприятие производит 22 тонны молока, — рассказывает Александр Лебедев, генеральный директор ЗАО «Гатчинское», которое специализируется на разведении крупного рогатого скота и молочном животноводстве. — Сейчас везде говорят, что заводы-производители будут понижать закупочные цены на молоко. Но на деле этого не происходит. Наоборот, на полках в магазинах молоко с середины февраля подорожало! Это полный абсурд. К примеру, сейчас я сдаю молоко по ценам ниже, чем в марте 2014 года. И это с учетом, что все корма с тех пор выросли в цене на 80–90 процентов.
Парадокс еще и в том, что стоимость молока поднялась накануне православного поста, когда многие петербуржцы отказываются от молочных продуктов. То есть, получается, производители работают себе в убыток?
— В итоге представители молокозаводов приходят ко мне и говорят: а нам не надо столько сырья, — рассказывает Александр Лебедев.
«Замороженная» туалетная бумага
Петербуржцы сейчас запасаются дешевыми продуктами. На форуме «Ретейл: ожидания 2015», который недавно прошел в Петербурге, сетевики поделились своими наблюдениями — увеличились продажи овощных и мясных консервов, макарон и круп. Горожане стали охотнее брать молочную продукцию компаний «Просто» и «Баба Валя», чье оформление стилизованно под финскую марку Valio.
На днях крупнейшие сети розничных магазинов договорились о заморозке цен на социально значимые продукты на два месяца. Эксперты считают, что это блеф. Но даже если такая «заморозка» и произойдет, то она приведет лишь к отложенному росту цен.
О замораживании цен заявила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят сети «Магнит», X5 Retail Group («Перекресток», «Карусель», «Копейка»), «Ашан», «Дикси», «Лента» и другие. Предполагается, что цены расти не будут на товары, считающиеся «социально значимыми». К ним относятся говядина, баранина, свинина, куриное мясо, замороженная рыба, молоко, сахар, соль, крупы, картофель, капуста, подсолнечное масло и другие продукты массового потребления. Но каждый из ретейлеров станет формировать этот список самостоятельно — то есть конкретного перечня продуктов, на которые нельзя повышать цены, не будет. Более того, каждый сетевик будет сам решать, сколько позиций в нем оставить — грубо говоря, зафиксировать цены на 5 наименований или 25… К примеру, в минувшем феврале розничная сеть «Дикси» решила в течение месяца не повышать цены на муку, крупы, рыбу, масло, макароны и пельмени. А на днях группа компаний «О’Кей» объявила о заморозке на два месяца — с 4 марта по 10 мая — цен на свинину, сливочное и подсолнечное масло, молоко, сахар-рафинад, соль, муку, пшено, репчатый лук, сгущенку с сахаром, кильку в томатном соусе, туалетную бумагу...
Но эксперты, опрошенные «МК» в Питере», считают, что объявления торговых сетей о замораживании цен не более чем формальность, демонстрация «лояльности» к покупателю и по большому счету заигрывание с властью. С конца 2014 года в российских магазинах начались проверки по подозрению в необоснованном повышении цен. В супермаркеты пришли сотрудники прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы. Генпрокурор России Юрий Чайка заявил, что в отдельных регионах ценовая накрутка составляла 400 процентов! Торговые сети тут же объявили виноватыми производителей, которые якобы специально завышают закупочные цены, пользуясь непростой экономической ситуацией. Те в ответ объясняют ценовой рост высокой долей импортной составляющей в себестоимости продукции и говорят, что спекуляция — дело невыгодное для производителя, ведь покупатели могут вообще отказаться от их продукции, и тогда банкротство неминуемо.
Бананы побили 20-летний рекорд
Что будет с ценами на продукты к лету? Какие продукты подорожают больше всего?
— Рост цен продолжится, это очевидно, — говорит аналитик продовольственного рынка, доктор экономических наук Владимир Бурковский. — Мы уже видим, как дорожают товары, в которых высока доля импорта. Поэтому можно в ближайшем будущем ожидать подорожания молочных продуктов, сыров, круп, привозных овощей и фруктов. Сейчас все ценовые рекорды бьют помидоры, огурцы, виноград, бананы.
С бананами творится и вовсе что-то невероятное — по данным Росстата, средняя стоимость килограмма этого фрукта в январе 2015 года выросла на 48 процентов (по отношению к январю прошлого года) — до 70,8 рубля. Эксперты говорят, что бананы достигли своего ценового максимума за последние 20 лет. В некоторых питерских магазинах кило стоит уже 120–130 рублей.
— Ценовая политика зависит от затрат на производство конкретной продукции. Если будет нормальная поддержка от государства, сельхозпроизводители тоже могут заморозить цены, — считает Александр Быков, глава Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. — И тогда сетевики не смогут заявить (как они это делают сейчас), что купили товар у производителя по завышенной цене.
А пока российские фермеры надеются, что правительство все-таки выполнит свое обещание и выделит на развитие фермерских хозяйств 50 миллиардов рублей (для сравнения: в «докризисные» годы такая поддержка составляла максимум 5 миллиардов).
Эксперты между тем говорят, что надо выпустить на рынок именно мелких торговцев — ведь до 50 процентов всех продуктов в стране производится в фермерских хозяйствах. Но проблема в том, что им «не зайти» в сетевые магазины, хотя попытки такие предпринимались еще до наступления кризиса.
Печень из Аргентины, сердце из Парагвая
— Рост цен происходит из-за многих факторов — в том числе на конечную стоимость влияет зимнее хранение продукта, — рассказывает Александр Быков. — Закупка овощей (картофеля, моркови, капусты), естественно, происходит с учетом этого фактора. Продукция фермеров-животноводов напрямую зависит от цены комбикорма — чем она выше, тем больше стоимость мяса.
Но идея властей отменить продуктовое эмбарго для некоторых стран Евросоюза вызывает у ленинградских фермеров возмущение. Напомним, пока речь идет о двух странах — Венгрии и Греции, откуда планируют непрямую поставку сельхозпродукции. Это значит, что в Россию будут привозить давальческое сырье при условии, что греки или венгры проинвестируют создание в нашей стране пищевых предприятий. Замминистра сельхозразвития Греции Панайотис Сгуридис жалуется, что их апельсины, клубника и персики «гниют на складах из-за отсутствия рынка сбыта».
— Закупая продукцию у зарубежного фермера, мы убиваем нашего производителя, — печалится Александр Быков, глава Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. — Закупочные цены, к примеру, картошки из Израиля потрясают своей дешевизной — даже учитывая все транспортные расходы и наценки торговых сетей, получается чуть ли не 15 рублей за кило. Еще вопрос — качество этого картофеля. Кто его проверял? Не секрет, что зарубежные производители очень нуждаются в наших покупателях, они даже увеличили посевные площади с учетом российского рынка.
Но ленинградские фермеры честно признаются, что не могут полностью обеспечить Петербург картофелем. С мясом — еще сложнее. Сейчас оптовики везут свинину и говядину из Парагвая, Аргентины, Бразилии, Сербии и Уругвая.
— Украинских и белорусских поставок мяса не ожидается, — говорит перекупщик Андрей. — Поэтому в прайсе один импорт. Говяжья печень из Аргентины, сердце из Парагвая, язык из Уругвая.
Кстати, по сравнению с другими продуктами, мясо дорожает медленнее всего. Петростат даже зафиксировал снижение роста цен — на баранину (–1,5 процента), свинину (–0,23 процента).
Тем временем
Фермерские магазины долго не протянут?
Смольный планирует открыть в Петербурге сеть магазинов, в которых будет продаваться фермерская продукция. Совместно с Правительством Ленобласти предполагается оборудовать пункты приема продукции вблизи дачных садоводств и фермерских хозяйств. Но эксперты рынка говорят, что эта затея — очередной мыльный пузырь. К примеру, заявляется, что координировать магазины будет Ассоциация потребительских кооперативов садоводов, огородников, дачников, фермеров и предпринимателей. Ее еще нет в природе, ассоциацию в Смольном только планируют создать. Но ирония в том, что работающих потребкооперативов ни в городе, ни в Ленобласти просто нет… Кроме того, власти собираются открыть 50 торговых точек. Но фермеры говорят, что не смогут обеспечить их своей продукцией. Сил хватит максимум на 10 магазинов.
Фото Замира Усманова