На продуктовых базах кризисом и не пахнет

«МК» в «Питере» сравнил цены на городских оптовых базах и в магазинах

В Петербурге подорожали чай, замороженная рыба и молоко. На складах заканчиваются репчатый лук, капуста и морковь. Что сегодня происходит на продовольственном рынке Северной столицы, выясняла корреспондент «МК» в Питере», побывавшая на городских оптовых база и выясняла, почему цены там остались докризисными.

«МК» в «Питере» сравнил цены на городских оптовых базах и в магазинах

Молочные реки, кисельные берега. Оптом

Понятно, что розничная цена отличается от оптовой. Пока товар дойдет до прилавка магазина, он «обрастет» всевозможными наценками — налогами, арендой, издержками производства и т. д. Но чем объяснить двойное, а то и тройное подорожание продукта, которое мы видим в магазинах?

— Сети обвиняют нас в ценовой накрутке, а ведь достаточно посмотреть, за сколько мы продаем свою продукцию на оптовой базе, — возмущается Александр Бирюков, глава крестьянского хозяйства во Всеволожском районе Ленобласти. — Изучите ассортимент Софийской базы — одной из самых крупных в городе — и вы все поймете сами.

Ценники на оптовых складах и впрямь обескураживают — начиная от огурцов (70 рублей за кг) и заканчивая горбушей (90 рублей за кг).

— Мы готовы отпускать и маленькими партиями, и большими, как вам будет удобно, — говорит сотрудница складского отдела «Овощи-фрукты». — Можем и скидку дать процентов пять-семь, все зависит от объема.

Мнение, что на оптовых складах можно купить товары только мешками и коробками, оказалось неверным. Здесь вовсю торгуют и в розницу. Люди покупают астраханские яйца (три десятка за 165 рублей) и яблоки (за 50 рублей).

Но поехать за провизией на базы, многие из которых располагаются в промзонах, и там плутать между огромными складами решаются немногие. Большинство покупателей вынуждены отовариваться в магазинах около дома и невольно мириться с теми ценами, которые им диктуют торговые сети. При этом ни прокуратура, ни антимонопольная служба не видят в происходящем ничего преступного. В «ценовом ажиотаже», по данным этих ведомств, никто не виноват.

Сравните! Ниже представлена средняя оптовая цена, которая практически одинакова для всех оптовых продуктовых баз Питера, а в скобках — розничная цена в торговых сетях (цены указаны в рублях за 1 кг).

Овощи:

Картофель — 30 (40–50)

Морковь — 26 (50–100)

Свекла — 26 (45)

Капуста — 38 (50–60)

Репчатый лук — 42 (60–70)

Помидоры — 65–80 (110–200)

Огурцы — 70 (200)

Сухофрукты:

Изюм евросорт — 133 (200–300)

Компотная смесь — 69 (120–200)

Шиповник — 200–300 (400–500)

Грецкий орех — 1000 (2000)

Рыба:

Лосось Чили Премиум — 430 (600–700)

Нототения тушка — 180 (250–300)

Карась, толстолобик — 70 (150)

Горбуша — 90 (200–300)

Мясо:

Свинина, шея — 200 (300)

Говядина — 300 (400–700)

Последние лук и капуста

— Репчатый лук стал еще дороже, — сокрушается работница продуктовой базы, расположенной в районе метро «Пионерская». — Неделю назад оптовая цена была 33 рубля, а сейчас уже 42! Такой резкий скачок! А все потому, что лука в Питере практически не осталось. Все распродали. Вот сейчас привезли лук из Ростова, но партии небольшие…

Эксперты говорят, что в городе на исходе не только лук, но и капуста с морковкой. Это не только сезонный спад, когда в конце зимы на складах почти не остается овощей и фруктов. Причина еще и в том, что отечественные сельхозпроизводители не в состоянии удовлетворить покупательский спрос по объективным причинам — не те объемы и мощности.

— Сельское хозяйство в последние десятилетия было, мягко говоря, неприоритетным направлением, — говорит Александр Быков, глава Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. — А теперь все схватились за голову — начали выделять деньги на развитие отрасли, но это процесс постепенный. Мы не можем сразу насытить рынок всем необходимым.

Импортозамещение себя пока не оправдывает. В январе 2015 года поставщики подняли цены на импортные томаты и сладкий перец из-за плохих погодных условий в Марокко, Израиле и Турции. А в российских теплицах только начинается сбор помидоров после зимнего перерыва.

Тем временем торговые сети обещают заморозить цены на «социально значимые» товары, а правительство собирается отменить продуктовое эмбарго для сельхозпродукции Греции и Венгрии…

Молочный абсурд

А вот почему в середине февраля неожиданно выросли цены на молоко, не понимают даже сами производители. Еще недавно литр молока стоил в среднем 48 рублей. Сейчас цена достигла 55–60 рублей.

— Я — сырьевик. Мое предприятие поставляет сырое молоко, которое используется для производства молока в том виде, в каком мы его видим в магазинах, переработанное и упакованное. В день наше предприятие производит 22 тонны молока, — рассказывает Александр Лебедев, генеральный директор ЗАО «Гатчинское», которое специализируется на разведении крупного рогатого скота и молочном животноводстве. — Сейчас везде говорят, что заводы-производители будут понижать закупочные цены на молоко. Но на деле этого не происходит. Наоборот, на полках в магазинах молоко с середины февраля подорожало! Это полный абсурд. К примеру, сейчас я сдаю молоко по ценам ниже, чем в марте 2014 года. И это с учетом, что все корма с тех пор выросли в цене на 80–90 процентов.

Парадокс еще и в том, что стоимость молока поднялась накануне православного поста, когда многие петербуржцы отказываются от молочных продуктов. То есть, получается, производители работают себе в убыток?

— В итоге представители молокозаводов приходят ко мне и говорят: а нам не надо столько сырья, — рассказывает Александр Лебедев.

«Замороженная» туалетная бумага

Петербуржцы сейчас запасаются дешевыми продуктами. На форуме «Ретейл: ожидания 2015», который недавно прошел в Петербурге, сетевики поделились своими наблюдениями — увеличились продажи овощных и мясных консервов, макарон и круп. Горожане стали охотнее брать молочную продукцию компаний «Просто» и «Баба Валя», чье оформление стилизованно под финскую марку Valio.

На днях крупнейшие сети розничных магазинов договорились о заморозке цен на социально значимые продукты на два месяца. Эксперты считают, что это блеф. Но даже если такая «заморозка» и произойдет, то она приведет лишь к отложенному росту цен.

О замораживании цен заявила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), в которую входят сети «Магнит», X5 Retail Group («Перекресток», «Карусель», «Копейка»), «Ашан», «Дикси», «Лента» и другие. Предполагается, что цены расти не будут на товары, считающиеся «социально значимыми». К ним относятся говядина, баранина, свинина, куриное мясо, замороженная рыба, молоко, сахар, соль, крупы, картофель, капуста, подсолнечное масло и другие продукты массового потребления. Но каждый из ретейлеров станет формировать этот список самостоятельно — то есть конкретного перечня продуктов, на которые нельзя повышать цены, не будет. Более того, каждый сетевик будет сам решать, сколько позиций в нем оставить — грубо говоря, зафиксировать цены на 5 наименований или 25… К примеру, в минувшем феврале розничная сеть «Дикси» решила в течение месяца не повышать цены на муку, крупы, рыбу, масло, макароны и пельмени. А на днях группа компаний «О’Кей» объявила о заморозке на два месяца — с 4 марта по 10 мая — цен на свинину, сливочное и подсолнечное масло, молоко, сахар-рафинад, соль, муку, пшено, репчатый лук, сгущенку с сахаром, кильку в томатном соусе, туалетную бумагу...

Но эксперты, опрошенные «МК» в Питере», считают, что объявления торговых сетей о замораживании цен не более чем формальность, демонстрация «лояльности» к покупателю и по большому счету заигрывание с властью. С конца 2014 года в российских магазинах начались проверки по подозрению в необоснованном повышении цен. В супермаркеты пришли сотрудники прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы. Генпрокурор России Юрий Чайка заявил, что в отдельных регионах ценовая накрутка составляла 400 процентов! Торговые сети тут же объявили виноватыми производителей, которые якобы специально завышают закупочные цены, пользуясь непростой экономической ситуацией. Те в ответ объясняют ценовой рост высокой долей импортной составляющей в себестоимости продукции и говорят, что спекуляция — дело невыгодное для производителя, ведь покупатели могут вообще отказаться от их продукции, и тогда банкротство неминуемо.

Бананы побили 20-летний рекорд

Что будет с ценами на продукты к лету? Какие продукты подорожают больше всего?

— Рост цен продолжится, это очевидно, — говорит аналитик продовольственного рынка, доктор экономических наук Владимир Бурковский. — Мы уже видим, как дорожают товары, в которых высока доля импорта. Поэтому можно в ближайшем будущем ожидать подорожания молочных продуктов, сыров, круп, привозных овощей и фруктов. Сейчас все ценовые рекорды бьют помидоры, огурцы, виноград, бананы.

С бананами творится и вовсе что-то невероятное — по данным Росстата, средняя стоимость килограмма этого фрукта в январе 2015 года выросла на 48 процентов (по отношению к январю прошлого года) — до 70,8 рубля. Эксперты говорят, что бананы достигли своего ценового максимума за последние 20 лет. В некоторых питерских магазинах кило стоит уже 120–130 рублей.

— Ценовая политика зависит от затрат на производство конкретной продукции. Если будет нормальная поддержка от государства, сельхозпроизводители тоже могут заморозить цены, — считает Александр Быков, глава Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. — И тогда сетевики не смогут заявить (как они это делают сейчас), что купили товар у производителя по завышенной цене.

А пока российские фермеры надеются, что правительство все-таки выполнит свое обещание и выделит на развитие фермерских хозяйств 50 миллиардов рублей (для сравнения: в «докризисные» годы такая поддержка составляла максимум 5 миллиардов).

Эксперты между тем говорят, что надо выпустить на рынок именно мелких торговцев — ведь до 50 процентов всех продуктов в стране производится в фермерских хозяйствах. Но проблема в том, что им «не зайти» в сетевые магазины, хотя попытки такие предпринимались еще до наступления кризиса.

Печень из Аргентины, сердце из Парагвая

— Рост цен происходит из-за многих факторов — в том числе на конечную стоимость влияет зимнее хранение продукта, — рассказывает Александр Быков. — Закупка овощей (картофеля, моркови, капусты), естественно, происходит с учетом этого фактора. Продукция фермеров-животноводов напрямую зависит от цены комбикорма — чем она выше, тем больше стоимость мяса.

Но идея властей отменить продуктовое эмбарго для некоторых стран Евросоюза вызывает у ленинградских фермеров возмущение. Напомним, пока речь идет о двух странах — Венгрии и Греции, откуда планируют непрямую поставку сельхозпродукции. Это значит, что в Россию будут привозить давальческое сырье при условии, что греки или венгры проинвестируют создание в нашей стране пищевых предприятий. Замминистра сельхозразвития Греции Панайотис Сгуридис жалуется, что их апельсины, клубника и персики «гниют на складах из-за отсутствия рынка сбыта».

— Закупая продукцию у зарубежного фермера, мы убиваем нашего производителя, — печалится Александр Быков, глава Союза фермеров Ленинградской области и Санкт-Петербурга. — Закупочные цены, к примеру, картошки из Израиля потрясают своей дешевизной — даже учитывая все транспортные расходы и наценки торговых сетей, получается чуть ли не 15 рублей за кило. Еще вопрос — качество этого картофеля. Кто его проверял? Не секрет, что зарубежные производители очень нуждаются в наших покупателях, они даже увеличили посевные площади с учетом российского рынка.

Но ленинградские фермеры честно признаются, что не могут полностью обеспечить Петербург картофелем. С мясом — еще сложнее. Сейчас оптовики везут свинину и говядину из Парагвая, Аргентины, Бразилии, Сербии и Уругвая.

— Украинских и белорусских поставок мяса не ожидается, — говорит перекупщик Андрей. — Поэтому в прайсе один импорт. Говяжья печень из Аргентины, сердце из Парагвая, язык из Уругвая.

Кстати, по сравнению с другими продуктами, мясо дорожает медленнее всего. Петростат даже зафиксировал снижение роста цен — на баранину (–1,5 процента), свинину (–0,23 процента).

Тем временем

Фермерские магазины долго не протянут?

Смольный планирует открыть в Петербурге сеть магазинов, в которых будет продаваться фермерская продукция. Совместно с Правительством Ленобласти предполагается оборудовать пункты приема продукции вблизи дачных садоводств и фермерских хозяйств. Но эксперты рынка говорят, что эта затея — очередной мыльный пузырь. К примеру, заявляется, что координировать магазины будет Ассоциация потребительских кооперативов садоводов, огородников, дачников, фермеров и предпринимателей. Ее еще нет в природе, ассоциацию в Смольном только планируют создать. Но ирония в том, что работающих потребкооперативов ни в городе, ни в Ленобласти просто нет… Кроме того, власти собираются открыть 50 торговых точек. Но фермеры говорят, что не смогут обеспечить их своей продукцией. Сил хватит максимум на 10 магазинов.

Фото Замира Усманова

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру