На аукционе в Москве продали поддельную картину барабанщика группы «Кино»?

В конце 2014 года на аукционе Vladey в Москве картина Георгия Гурьянова, экс-музыканта «Кино», ставшего знаменитым художником, была продана за 90 тысяч евро

Но друзья и родственники сильно сомневаются в ее подлинности. Уточнить авторство у самого Гурьянова нельзя — он умер в 2013 году. Удивительным образом в этой истории оказался замешан небезызвестный Сергей Бугаев (Африка), с именем которого недавно уже был связан громкий художественный скандал.

В конце 2014 года на аукционе Vladey в Москве картина Георгия Гурьянова, экс-музыканта «Кино», ставшего знаменитым художником, была продана за 90 тысяч евро

«Гурьянов разучился рисовать?»

Бессменный барабанщик легендарной группы «Кино» большую часть жизни посвятил живописи. Сейчас Георгий Гурьянов — один из самых дорогих художников современной России. Его работы находятся в собрании Русского музея и в частных коллекциях.

Еще до торгов на Vladey друзья, соратники и родственники художника заявили, что никогда не видели полотна, приписываемого Гурьянову. Им известны лишь три версии этой картины (причем одна из них была уничтожена автором). Откуда взялся четвертый всплывший на Vladey вариант, не знает никто. Как следует из каталога аукциона, работа «Моряки», холст, акрил, карандаш 170 x 170, была написана в 2003 году. На картине изображены сам художник и его друг по «Кино» — гитарист Юрий Каспарян.

— Серьезные аукционные дома с трепетом относятся к своей репутации. Картины снимают с торгов, как только заходит речь об их возможной подделке. Я была случайным свидетелем того, как Аркадий Ипполитов, куратор, научный сотрудник Эрмитажа, помогал сестрам Георгия составить письмо к Владимиру Овчаренко, финансисту, хозяину аукциона, с просьбой уточнить историю происхождения спорной картины. Однако родственники Гурьянова не получили даже вежливой отписки, — рассказывает художник Ольга Тобрелутс.

С просьбой пролить свет на историю появления картины на аукционе обращался и коллектив экспертов, занимающийся каталогизацией работ Гурьянова.

— Были отправлены запросы всем известным обладателям работ Гурьянова с просьбой прислать максимальную информацию о его произведениях. Насколько я знаю, от аукциона Vladey ответ не получен, — говорит искусствовед и художник Андрей Хлобыстин. — Я был куратором выставки «Моряки и небеса» и постоянно бывал дома у Георгия, когда он работал над выставкой, но картины, недавно проданной на аукционе, у него не видел. Ольга Остерберг, владелица галереи «Д-137», с которой Гурьянов сотрудничал в 2000-е годы, также не видела у него этой версии.

«Выставка «Моряки и небеса» была придумана на нашей с Георгием совместной посиделке, где мы фотографии группы «Кино» рассматривали, — написала Остерберг в Facebook. — С 2000 по 2006 год Гурьянов тесно сотрудничал с моей галереей, я знала, над чем он работает… Если бы картина была датирована не 2003 годом, а после 2006-го, я бы подумала, что Георгий просто разучился рисовать».

Лошадь вместо Каспаряна

Художественный почерк автора проданного на аукционе полотна — еще одна причина, по которой эксперты готовы усомниться в ее подлинности.

— То, что картину не мог нарисовать Георгий, для меня очевидно, — говорит Ольга Тобрелутс. — Тот, кто подделал работу, допустил множество оплошностей, в том числе нарисовав Каспаряну лошадиную челюсть. Почему так вышло? Разгадка проста: подделку делали с картины, выставленной в феврале прошлого года в музее Новой академии. На ней Георгий просто не успел нарисовать Каспаряну голову и оставил белое пятно. Вероятно, на выставке полотно сфотографировали и уже со снимка сделали копию картины. Автору фальшивки пришлось самому искать ракурс бывшего гитариста группы «Кино». В итоге получилась лошадь вместо Каспаряна.

По мнению экспертов, художник никогда бы не продал картину, не будучи уверенным в ее совершенстве. Гурьянов мог уничтожить работу, за которую предлагали миллионы, только потому, что она ему не нравилась.

— Георгий очень любил Каспаряна, ценил его красоту. Зная перфекционизм Гурьянова, сложно предположить, что он мог написать своего друга настолько страшным и непохожим, — говорит Хлобыстин.

Основная причина, по которой Тобрелутс считает проданную на аукционе работу фальшивкой, — неточное следование принципам работы Гурьянова, расставлявшего главные и второстепенные акценты в изображении мышц человека.

— На аукционном варианте, например, «мышца гордецов» (Musculusprocerus) в лице, которую он обожал гипертрофированно усиливать, нарисована неумело, криво, чуть намечена и находится не на своем месте, — рассказывает Ольга. — Хотя, по мнению Георгия, именно эта мышца делает мужское лицо более волевым. Ее он прорисовывал в первую очередь, почти всегда делая более значимой, чем в реальности.

Еще один вопрос возникает при сравнении трех версий «Моряков»: почему на аукционной картине у самого Гурьянова левое ухо заостренной формы, в то время как в двух других вариантах — круглое? Гурьянов, работая над автопортретом, забыл, какой формы у него уши?

Не брал денег в руки

Вопрос о том, мог ли Гурьянов втайне продать неудачную версию «Моряков», не уместен еще и потому, что художник никогда в жизни не занимался самостоятельной реализацией своих произведений.

— Георгию было стыдно говорить про деньги, он испытывал чувство дискомфорта, когда заходила речь о том, какую сумму он хочет получить за свою работу, — рассказывает Ринад Ахметчин, с 1998 по 2000 и с 2006 по 2013 годы занимавшийся продажей его картин. — Даже на передачу гонорара он ездил со мной, потому что физически не мог взять деньги от заказчика.

С 2000 по 2006 год продажей работ Гурьянова занималась галерист Ольга Остерберг, которая и сделала из бывшего барабанщика группы «Кино» модного востребованного художника. Но ни она, ни другие близкие к Гурьянову люди никогда не видели проданной на аукционе картины.

По словам Ринада Ахметчина, петербургский художник и реставратор Александр Архипенко, в свое время ставивший Гурьянову технику, оценив проданную на Vladey картину, экспертно заявил, что ее писал какой-то другой человек.

Есть даже мнение, что «Моряков» выставили на торги и приобрели одни и те же люди. Дескать, так был осуществлен вброс подделки на художественный рынок.

«Бугаева с кисточкой никто не видел»

Многих в этой истории насторожил еще один момент. Спорное полотно было продано на Vladey в один день со скандальной коллекцией картин «Новых художников» Сергея Бугаева «Африки». «МК» в Питере» не раз писал об этой некрасивой истории. Несколько художников в 80-е годы доверили «Африке» свои картины для отправки на зарубежные выставки, но работы куда-то пропали. А два года назад неожиданно всплыли в каталогах, причем уже как собственность Бугаева. Авторы судились с «Африкой», однако проиграли процесс. Победитель-Бугаев в интервью нашей газете заявил, что подумывает, не уничтожить ли ему эти картины. Но в итоге, как теперь выяснилось, выгодно их продал. А вместе с ними на этом аукционе была реализована и спорная картина Гурьянова. Поэтому у некоторых и создалось впечатление причастности «Африки» к истории с возможной подделкой. Впрочем, даже обвинители Бугаева оговариваются: «Конечно, не он сам копировал работу: никто и никогда с кисточкой в руках его не видел».

— Бугаев, как любой публичный человек, давно привык к обвинениям и скандалам. Иногда они заслуженные, иногда — до абсурдности нелепые, — рассуждает Дмитрий Мишенин, художник и приятель Гурьянова. — По-человечески гнусно, что у него осталась коллекция картин «Новых художников». Но объективно — в плане коммерции — Сергей молодец. Сначала провел для придания статуса коллекции выставку в центральном музее Петербурга. Хотя большинство работ этих авторов было сомнительного качества и откровенным хламом. Поучаствовал в пиар-акции в суде с этими самыми авторами. Теперь обеспечил хорошие продажи на аукционе.

Сам Бугаев обвинение в изготовлении копии категорически отвергает.

— Овчаренко — не сумасшедший. Он не выставил бы на торги фальшивку, понимая, что появление спорной работы нанесет урон репутации аукциона, — уверен Бугаев. — О том, что картина Гурьянова поддельная, я слышу в первый раз.

Проверять подлинность спорной картины должны люди, заинтересованные в этом финансово.

— Сейчас идет ажиотажный процесс капитализации творчества Гурьянова, а это — миллионы долларов. Эксперты могу лишь высказывать свои суждения, а выяснять подлинность — дело аукционистов, коллекционеров и родственников Гурьянова, которые в этой капитализации заинтересованы, — резюмирует Хлобыстин.

Единственный человек, способный пролить свет на историю с появлением на Vladey «неизвестной» картины Гурьянова, — хозяин аукциона Владимир Овчаренко. Однако дозвониться до него корреспонденту «МК» в Питере» так и не удалось. Впрочем, мы всегда готовы предоставить ему возможность развеять на страницах нашей газеты слухи о возможной подделке.

 

Фото Павла КОРНЕЕВА, из архива галереи «Д-137» и с Facebook

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 14 января 2015

Заголовок в газете: «Пиратская копия»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру