Выживет ли малый бизнес после "черного вторника"?

Что думают об этом сами петербургские предприниматели

О том, что малый и средний бизнес надо развивать, в Петербурге говорят часто и охотно. Власти обещают предпринимателям всяческую поддержку — от финансовой до образовательной. А как обстоят дела на самом деле? Кто в реальности поддерживает бизнесменов в нашем городе? Об этом «МК» в Питере» узнал у специалистов.

Что думают об этом сами петербургские предприниматели

О торговом сборе

Согласно официальной статистике, в Петербурге работают около 370 тысяч предпринимателей. По факту, правда, цифра иная. Тех, кто реально платит налоги в бюджет и сдает не нулевую отчетность, почти вчетверо меньше — 100–120 тысяч. А в скором времени, возможно, число бизнесменов еще больше сократится. По крайне мере этого опасаются эксперты.

Помощник депутата Государственной Думы Александр Ольховский:

— Малые и средние предприниматели традиционно работают у нас в той сфере, где капиталоемкость меньше — то есть в производственном секторе их крайне мало. В основном они в торговле. И я полагаю, что в ближайшее время мы увидим отток с рынка значительной доли бизнесменов, потому что введение новых налогов очень негативно на них скажется. В частности, торговый сбор в городах федерального значения. Это фактически сбор за право торговли в мегаполисах. А еще точнее — административная взятка, только узаконенная. Это полностью непроизводительный налог, он повлияет на рынок однозначно негативно. Люди будут сворачивать свой бизнес либо уводить его в тень.

Заместитель председателя Ассоциации торговых предприятий «Союз» Илья Пинский:

— По нашим прикидкам, из-за торгового сбора налоговая нагрузка на магазины может увеличиться в два-три раза. К чему это приведет? Однозначно, окончательно это ляжет на плечи покупателей, а значит, на нас с вами. К тому же большое количество легальных и добросовестных предпринимателей, не выдержав данной нагрузки, будут вынуждены уйти в тень, чтобы просто выжить, что может привести к обратному эффекту — снижению поступлений в бюджет. И, к сожалению, такой пример уже есть: взгляните на алкогольный рынок — ставка акцизного сбора увеличивается, но, как ни странно, сборы при этом снижаются.

Магазины будут стараться максимально компенсировать свои затраты. Вдобавок в последние дни мы все почувствовали дестабилизацию рынка из-за падения стоимости рубля. Из-за колебания курсов валют многие товары продаются ниже себестоимости, что только подогревает ажиотаж. Рынок лихорадит, и особенно товары с большой импортной составляющей, а таких, к сожалению, большинство. Обычная система ценообразования в данных условиях явно не работает, и возникает дисбаланс доходности. Представьте: сегодня мы покупаем товар за 10 рублей и продаем за 12, а завтра этот же товар мы закупим уже за 15. В итоге выручки вместе с наценкой нам не хватит, чтобы приобрести новый товар.

Поставщики увеличивают цену, разница между выручкой и новой стоимостью товара ложится на магазины. Выход один: закладывать валютные риски в наценку. Пока подорожание в розничных магазинах держится на уровне 5–10 процентов. Но цены еще будут расти, просто постепенно, потому что импортные товары обходятся нам дороже. К некоторых случаях, к примеру, дорогой зарубежный алкоголь подорожал на 70 процентов. В сегодняшних реалиях введение ставок торгового сбора может просто убить малый бизнес.

О санкциях

После введения ответных санкций многие опасались, что полки в магазинах опустеют. Другие же полагали, что, напротив, начнут ломиться от отечественных товаров. Пока не произошло ни первого, ни второго. И дальнейшее развитие событий зависит от многих факторов.

Александр Ольховский:

— Сами по себе санкции не хороши и не плохи. Их влияние на рынок зависит от нашей способности быстро реагировать. Санкции — то есть запрет импорта определенной продукции — могут стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, позволив им занять освободившиеся на рынке ниши. Но без жесткого административного регулирования экономических процессов это невозможно. Чтобы поддержать на плаву компании, занимающиеся импортозамещением, необходима системная поддержка и федерального, и городского правительств. Санкции ударили по малому бизнесу с двух сторон: с одной — рост курса доллара ограничил возможности для закупки иностранных товаров и комплектующих. С другой — рост цен на товары снизил покупательную способность российского населения, покупатели стали сокращать свои траты, и выручка предпринимателей начала падать.

Но, повторюсь, если правительство отработает правильно и поможет бизнесу, то все наладится. К примеру, в период прошлого серьезного падения экономики наше птицеводство успело перестроиться и отвоевать у ввозившихся тогда «ножек Буша» свою долю рынка. Если государство ограничится помощью только банковскому сектору, экономические трудности превратятся в кризис.

Президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей Роман Пастухов:

— Я смотрю в будущее с оптимизмом. Сделаны пока только первые шаги в этом направлении, но нельзя же сразу в одночасье решить проблему. Если на протяжении многих лет мы все получали из-за границы — и оборудование, и товары, и даже продукты, — вдруг сразу заменить все это нашей продукцией не получится. Но первые шаги уже сделаны.

Взять, к примеру, легковые машины. Степень локализации иномарок растет. Я считаю, мы получим хорошие автомобили из отечественных комплектующих, на которых будем с удовольствием ездить.

Об административных препонах

Проблем у малого и среднего размера бизнеса немало. Предприниматели едва ли не криком кричат о просто чудовищных административных препонах. В частности, на состоявшемся в Петербурге Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства бизнесмены отметили, что всего лишь половина из них заключила договоры на поставку электричества. Остальные, конечно, тоже пользуются светом и тоже не бесплатно, но ставки для них в разы выше: заключение договора снижает предпринимателям тариф. А легализоваться в этом вопросе бизнесмены не могут: то договор не тот, то согласование чересчур затягивается.

Александр Ольховский:

— Необходимо поддерживать предпринимателей, причем искренне и последовательно. Размещать госзаказы, ни в коем случае не менять систему налогообложения. В этом вопросе все должно быть стабильно. Кроме того, необходим оперативный и доброжелательный диалог между властью и бизнесом. Без доверия предпринимателей к правительству ни о каком развитии речи идти не может.

Ну и, конечно, нужно решать проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели — уже, кстати, не первый год. Им очень сложно получить доступ к государственной инфраструктуре. Подключение, допустим, к электроэнергии стоит очень дорого. Согласование по выделению земельных участков для предпринимателей занимает не менее нескольких месяцев. Нужно менять отношение к малому бизнесу. Недавно Дмитрий Медведев прогнозировал исполнение бюджета 2014 года. И отметил, что почти 52 процента составят нефтегазовые доходы, треть — таможенные сборы. А остальные деньги — это примерно 15 процентов — налоги от крупного, среднего и малого бизнеса. Даже если разделить поровну, получится, что малый бизнес приносит в бюджет всего 5 процентов дохода. Конечно, такой структурный «нефтегазовый» перекос в экономике порождает соответствующее отношение государства к малому бизнесу. Но, если предпринимателям не помогать развиваться, больше доходов они приносить и не будут, как не будут создаваться и новые рабочие места.

Роман Пастухов:

— В плане энергоснабжения, к примеру, первые шаги — и очень серьезные — Ленэнерго и «Петербургская сбытовая компания» уже сделали. В частности, эти организации открыли еще один специальный клиентский зал на Лиговском проспекте, 61. Это просторный зал с большими помещениями и цивилизованной очередью по талонам. Все вопросы там теперь решаются оперативно. И подвижки есть. Более 10 тысяч предпринимателей уже стали легальными пользователями электричества.

Есть прием и у нас, в Союзе предпринимателей — для наших членов. Они приходят к нам, когда что-то не могут решить. Мы помогаем им это сделать. За последний год даже по энергетике люди стали писать в наш адрес благодарственные письма. Так что подвижки в нашей совместной с энергетиками работе есть.

О финансовой поддержке

Помогать малым и средним предпринимателям, безусловно, нужно. И до недавнего времени эта помощь даже выделялась. Теперь же, считают специалисты, эта поддержка может сократиться.

Александр Ольховский:

— Определенную поддержку таким предпринимателям оказывали и оказывают власти Петербурга. В частности, у нас действует программа, по которой начинающий бизнесмен может получить 300 тысяч рублей на стартап. Есть программы по погашению части кредитной ставки для предпринимателей, по компенсации части арендной платы. Но в нынешних тяжелых условиях я бы назвал все это декларацией о намерениях. Если общее ухудшение экономической ситуации скажется на бюджете города — а оно не может не сказаться, — бюджетные траты придется сокращать. Нетрудно догадаться, что первой пойдет под нож «благотворительность» в отношении малого предпринимательства.

Директор Департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Александр Хайкинсон:

— К нам ежемесячно обращаются порядка 50–80 предпринимателей с просьбой выдать им кредит. Средняя сумма, которая им необходима, — 10–15 миллионов рублей. Как правило, деньги берут представители торговых компаний на пополнение оборотных средств. Хотя мы финансируем также и модернизацию оборудования, и развитие новых точек продаж.

Многое, конечно, зависит от платежеспособности клиента. Когда он обращается к нам, мы смотрим общую финансовую картину его бизнеса, объем оборотных средств, размер выручки и ее сезонность. Компании, которые устойчиво стоят на ногах, проблем с финансированием в нашем банке не имеют.

В среднем ежемесячно мы одобряем от 25 до 35 кредитов предпринимателям на общую сумму 200–300 миллионов рублей.

О процентных ставках

На прошлой неделе Центробанк повысил ключевую ставку до 17 процентов. Это означает, что стоимость кредитов для банков возросла. Что, несомненно, отразится на кредитах для бизнесменов. Вопрос только в том, насколько сильно.

Александр Хайкинсон:

— Сейчас ситуация развивается очень динамично, и, безусловно, в ближайшее время стоимость кредитов во многих банках будет корректироваться в сторону повышения.

В целом нынешняя вилка процентных ставок в нашем банке от 14 до 28 процентов. Единой ставки нет, несмотря на то, что заявки на кредиты мы рассматриваем очень оперативно, к каждому заемщику подход индивидуален. Все зависит от того, обслуживается ли компания в нашем банке, и если да, то давно ли? Сколько наших продуктов использует? Чем может обеспечить свой кредит? Клиенты, которые могут подтвердить свою надежность, кредитуются по нижней ставке.

Я полагаю, что мы, как и другие банки, будем вынуждены повысить стоимость кредитов — по депозитам, кстати, ставки сейчас тоже растут. Но для тех наших клиентов, которые имеют хорошее финансовое положение, активно с нами сотрудничают и могут предоставить залог, стоимость кредитов возрастет минимально.

Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Александра Питкянен:

— Банки являются коммерческими организациями и ценообразованием занимаются самостоятельно. Мы на них влиять не можем, у нас партнерские отношения. Но свои комиссии по вознаграждению фонд увеличивать не планирует. За поручительство комиссия останется 1,75 процента, по банковским гарантиям — 0,75 процента.

Работает у нас и программа микрофинансирования. В ее рамках бизнесмены могут взять до 1 миллиона рублей сроком до года. А если Минэкономразвития примет поправки в соответствующий приказ, возможно, в будущем году мы увеличим размер кредита до 2 миллионов рублей, а срок — до двух лет. Ставка по этой программе на текущий момент составляет 10 процентов годовых. В ближайшее время мы ее изменять не намерены. Таким образом, Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса будет оказывать дополнительную поддержку предпринимателям в условиях резкого удорожания.

О прогнозах и перспективах

Прогнозы, считают специалисты, дело неблагодарное. Что будет в будущем году с предпринимательским климатом в Петербурге — непонятно. Однако некоторые предположения эксперты сделать все-таки рискуют.

Александр Хайкинсон:

— Мы рассчитываем, что в будущем году ситуация останется такой же. Несмотря на сложности в экономике и возможное увеличение отсева заявок в абсолютных цифрах, я уверен, что мы сохраним портфель бизнес-кредитования на том же уровне, что и в 2014 году.

Конечно, люди сейчас постараются отложить не самые необходимые покупки или вовсе от них отказаться. Но бизнес выживет. И те компании, которые смогут обслуживать повышенные процентные ставки и приспособятся к новому рынку, увеличат объемы своих продаж. А это значит, что на оборотные средства им потребуются банковские кредиты.

Александра Питкянен:

— Мы, как Фонд содействия, постараемся профинансировать максимальное количество заемщиков. Средств у нас достаточно, на текущий момент наши активы составляют 3 миллиарда рублей. Мы надеемся, что сможем оказать поддержку всем обратившимся.

 

Фото: rosred.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру