30 лет назад «Зенит» стал чемпионом СССР

21 ноября 1984 года «Зенит» праздновал первое в истории клуба чемпионство. Конечно, потом были и бронза, и серебро, и снова золото. Но ту победу помнят в городе и сейчас. Может быть, потому, что она была самая долгожданная и волевая, а «Зенит» образца 1984 года являлся самой питерской командой в прямом смысле этого слова. Из всего состава только трое футболистов не были ленинградцами. В 1984 году у питерского футбола появились свои «золотые герои». В этом и последующем номерах мы расскажем, как сложились их судьбы.

30 лет назад «Зенит» стал чемпионом СССР

Три раза на одни грабли

Владимир Клементьев: «Мы остались у разбитого корыта»

Один из самых ярких нападающих в истории «Зенита» — Владимир Клементьев. На поле он был технарь и боец. За его пределами — скромный, отзывчивый, совершенно бесконфликтный человек — типичный коренной питерец. Поклонников сине-бело-голубых прежде всего подкупала невероятная самоотдача форварда по прозвищу Клим. 12 лет он отыграл за «Зенит». Трижды становился лучшим бомбардиром клуба. В сезоне 1984 года вышел на поле в 29 матчах, забил 10 голов.

Две грамоты и часы за чемпионство

— Когда начинался сезон, думали о том, что станете чемпионами?

— А кто же об этом думает? Конечно, планы были какие-то — войти в шестерку, бороться за Кубок.

— А когда стало понятно, что боретесь за золото?

— Когда с «Торпедо» сыграли 1:0, Слава Мельников в Москве забил. По-моему, с этого момента было ясно, что можем претендовать на большее. Но, опять же, о чемпионстве вопрос не стоял, могли в тройку попасть, второе место взять. Но так сложилось, что стали первыми.

— Как отмечали победу, наверное, еще в раздевалке? Ведь уже в начале последнего матча в сезоне было понятно, что чемпионство у «Зенита» в кармане.

— Может, кто в запасе был и с начала игры отмечал (смеется). А я нет, сыграл один тайм против харьковского «Металлиста». Приняли душ, фотографировались после игры… А потом поехали в ресторан. Я особенно и не отмечал, с супругой был. Тогда почти все в команде были женаты, довольно быстро по домам разъехались.

— Какие подарки получили за чемпионство?

— От Министерства обороны (мы же к заводу «ЛОМО» относились) нам грамоты дали и от Ленинградского исполкома — тоже грамоты. И еще часы «Ракета», интересные такие — не наручные, а карманные на цепочке. Ну и премия от Федерации футбола по итогам сезона. Вообще тогда у футболиста на высшей категории была ставка 250 рублей, за звание мастера спорта доплачивали 10 рублей. Но если выигрывал все, то рублей 600 в месяц можно было заработать.

Медвежья желчь продлила карьеру

— Мяч у вас в те годы было не отнять, и защитники с вами не церемонились. Много травм было за карьеру?

— У меня не было особых травм. Так, ерунда, то челюсть сломана, то растяжения. Колени не резали — повезло мне. Я по болезни только в 80–81-х годах пропускал игры, даже чуть карьеру не закончил. Долго не могли поставить диагноз — лечили печень, а оказалась язва. А вылечили ее народными средствами. У Павла Федоровича был знакомый журналист, он раздобыл у охотника в Карелии медвежью желчь и привез мне. Она и помогла. До сих пор, тьфу-тьфу, не болит.

— Мячи свои забитые считали?

— Ой, то ли 72, то ли 74. Это за чемпионат СССР. А еще были кубковые игры — их сначала не считали. За олимпийскую сборную забивал и в Кубке УЕФА — может, всего было у меня 86 мячей. Я как-то статистикой не интересовался. Думаю, что это не много — средний результат для нашего чемпионата. Сашка Кержаков меня уже обогнал. Сейчас другая статистика: считают голы в товарищеских матчах и голевые передачи — пас такой и пас сякой. У нас этого не было.

— Вы провели за «Зенит» почти триста игр — это очень много. Как удавалось попадать в основу? Когда была сильнее конкуренция в атаке — сейчас или в ваше время?

— Место в основе забронировано ни за кем не было. Только тренировка определяла, кто сильнее. Конкурентов у меня было много: Чухлов, Маркин, Данилов, Дмитриев. Сначала, наверное, меня часто ставили, потому что я был опытнее, стабильнее. А потом пришел Саленко Олег, и меня уже потеснили. Когда исполнилось 32 года, намекнули, что будут ставить молодых. Пришлось закончить карьеру в «Зените» — на лавке не хотелось сидеть.

«Автослесарем работать не сложно»

— И поехали вы в Тольятти в «Ладу»?

— Сперва в «Динамо» поиграл за Казаченка, но там с деньгами совсем было плохо, бесплатно бегали и ездили. После отыграл в Тольятти сезон. А потом пришлось со спортом на некоторое время расстаться. Не повезло нам по окончании карьеры. Остались мы у разбитого корыта. Хотел на работу в Спорткомитет устроиться — отказали. Пришлось заниматься не тем, чем хотелось. И машины продавал, и слесарем работал на станции техобслуживания автомобилей.

— А слесарем работать где научились?

— Я заканчивал ПТУ. И если понимаешь, как гаечный ключ держать, то ничего сложного.

— Болельщики удивлялись, наверное, когда пригоняли машину на ремонт, а там вы с гаечным ключом...

— Ну, кто-то помнил меня, кто-то нет — обычное дело. Автографы, правда, просили — бывало.

— После того как завершили карьеру футболиста, окончили Университет Лесгафта?

— Нет, так и остался с тремя курсами, исчезла куда-то моя зачетка. Был один человек, курировал футболистов «Зенита», помогал экзамены сдавать — он уехал в Германию и зачетку мою увез или потерял. Да если бы и было образование, толку-то? В 90-е пошла такая буча, зарплаты в спортшколах не платили, потому тренером было идти не с руки. У меня две дочери росли, надо было как-то зарабатывать. Тянуло в спорт — три раза на одни и те же грабли наступал. Работал в «Космосе», «Святогорце», «Зените-2». И спортивным директором был, и помощником тренера, потом сдал минимум, поставили на ставку тренера. Но все это бесплатно, по полгода без зарплаты сидели, так потом и не рассчитался никто. А хотелось, конечно, чтобы была постоянная работа, стабильность.

— В конце концов куда ушли?

— Есть свое дело небольшое, магазинчик с женой открыли, а идти на кого-то работать, не зная, чем это закончится, смысла нет.

— Значит, вы теперь предприниматель?

— Может быть.

«Зенит-84» играет каждую неделю

— Общаетесь с администрацией клуба «Зенит»? Есть у вас сейчас какие-то привилегии, помощь от них?

— Ой, какие привилегии?! Вспоминают на круглые даты. Вот и сейчас сказали, что нам дадут куртки, выйдем на поле перед каким-то матчем, поздравят нас. (За две недели до юбилея победы руководство питерского клуба-миллионера все-таки вспомнило о дате и спешено занялось организацией матча ветеранов «Зенита»-1984 с минским «Динамо». — Ред.) В спорт больше не могу вернуться — пенсионер. А кому мы нужны в «Зените»? Если бы были нужны, то звонили бы, приглашали, интересовались.

— С партнерами по команде связь поддерживаете?

— Мы нашей командой на первенстве города играем в категории старше 45 лет, хотя всем нам за 50 давно. Бегаем раз в недельку. В этом году заняли 4-е место, а раньше в троечку входили. Постарели, травмы напоминают о себе. А когда чемпионата нет, то просто собираемся в зале — играем в баскетбол, мини-футбол. В баню ходим, дни рождения отмечаем.

— А часы-то на цепочке сохранились?

— У меня да. Правда, пришлось в ремонт сдавать. Долго не заводил, может, что с пружинками случилось, но их почистили. Идут часы.

 

Чемпионские байки

Морозов приучал к театру

Юрия Морозова по праву считают тренером, который выковал победу «Зенита» в 1984 году, хоть к тому времени он и покинул питерскую команду. Принципиальный, справедливый, жесткий, «стружку снимет за ошибку», «такие нагрузки давал, что нынешние футболисты не выдержат» — вспоминают о Морозове чемпионы 1984 года. Тренер строго следил не только за физическим состоянием своих подопечных, но и за развитием их души.

На вопрос, как снимали стресс после тяжелых игр, Борис Чухлов, нападающий «золотого состава», ответил неожиданным рассказом.

— По ресторанам особенно не погуляешь, об этом сразу тренеру становилось известно. Тогда проблем не оберешься. Зато Юрий Морозов прививал нам любовь к театру, учил общаться с артистами. К нам на базу приезжали Игорь Владимиров, Кирилл Лавров, Сергей Мигицко, Александр Розенбаум. Было безумно интересно. И мы ходили в театры — в БДТ, Театр на Литейном. Посещали премьеры всем составом. А однажды повел нас Морозов на спектакль «Любовь Яровая» (пьеса Константина Тренева, действие которой разворачивается в годы Гражданской войны в Крыму. — Ред.). Так пробрало — не поверите! Плакали все.

 

Фото landscrona.ru и sports.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 19 ноября 2014

Заголовок в газете: Золотые мальчики питерского футбола

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру