Корреспондент «МК» в Питере» побывала на МКС

В подмосковном Звездном городке почувствовать на себе воздействие невесомости может каждый желающий

40 миллионов долларов — столько стоит побывать на Международной космической станции. Но одних только денег для этого недостаточно, необходимо еще и богатырское здоровье, а также время на долгие тренировки. Однако есть и более простой способ попасть на МКС. В подмосковном Звездном городке в гидролаборатории «затоплена» точная копия станции, и побывать на ней, испытать невесомость и выйти в космос может практически каждый желающий. Корреспондент «МК» в Питере» тоже «слетала» на подводную орбиту.

В подмосковном Звездном городке почувствовать на себе воздействие невесомости может каждый желающий

Вечный бассейн

Эта гидролаборатория появилась в центре подготовки космонавтов имени Гагарина в конце 1970-х годов. Ее начали строить после того, как Алексей Леонов первым из землян вышел в открытый космос. Стало понятно, что это возможно и нужно готовить последователей Леонова. Тогда и решили строить «космос на земле» — огромный бассейн, где в воде можно было бы тренироваться, как в невесомости. Недавно было проведено исследование здания и бассейна (в ближайшее время в гидролаборатории начнется масштабная реконструкция). Эксперты заключили, что его чаша, сделанная из уникального сплава металлов по истинно космическим технологиям, практически «вечная».

За почти 40-летнюю историю гидролаборатории в ней занимались все советские, а потом и российские космонавты. И те, кто сейчас на орбите — Александр Самокутяев, Елена Серова, — тоже совсем недавно плавали в Звездном городке. Сюда же приезжают и иностранные астронавты.

— Количество тренировок для конкретного выхода в космос зависит от сложности задач и составляет от трех до пяти по 4–6 часов каждая. Но это финальные тренировки, а есть еще занятия по обучению и поддержанию навыков по выполнению типовых задач, — рассказывает инструктор гидролаборатории Валерий Несмеянов.

Космонавт — это по закону такая же профессия, как учитель или бухгалтер. У них так же есть рабочие дни и выходные. По будням гидролаборатория занята теми, кто готовится к выходу в безвоздушное пространство. А в выходные ее «отдают» туристам. По субботам и воскресеньям стратегический объект, сложнейшее оборудование становятся местом паломничества для дайверов. Любители подводного плавания получают возможность попасть на МКС, увидеть ее изнутри и снаружи, дотронуться, обследовать, как будто они настоящие космонавты. С питерской группой дайверов на Международную космическую станцию отправилась и корреспондент «МК» в Питере».

Сестра-близнец орбитальной станции

Звездный городок еще помнит Гагарина. Здесь до сих пор живут те, кто участвовал в подготовке первых космонавтов. Всего в городке около 50 тысяч жителей. При этом и по сей день он остается закрытой территорией. Туристов-дайверов у КПП встречают организаторы погружений. Сверяясь с заранее предоставленными списками, группы провозят к нужному зданию — никаких свободных прогулок.

— Здесь есть все для жизни — свои детские сады, школы, больницы, озера и леса, — рассказывает по пути к бассейну одна из организаторов погружений Елена.

Мы приехали в гидролабораторию утром в субботу. Удачное время, поскольку можно было посмотреть, как космическую станцию после сборки очередных модулей погружают в бассейн, вмещающий пять тысяч кубометров воды.

— Макет — абсолютная копия МКС. Мы не в игрушки здесь играем, а испытываем космическую технику, которую через некоторое время установят на реальной станции на высоте 415 километров, — разъяснил Валерий Несмеянов. — Макеты изготавливаются теми же предприятиями, которые выпускают и штатные, реальные агрегаты. Они меняются и обновляются постоянно, так как космическая программа не стоит на месте. И еще одно везение нашей группы: мы попали почти на максимальную комплектацию станции. Дайверов-любителей запускают посмотреть то, что сейчас находится в работе. А это могут быть различные комбинации из отсеков — стыковочных, жилых, научных. Кстати, чтобы доставить их в бассейн, используют железную дорогу — рельсы подходят прямо к зданию. Привезенное оборудование снимают при помощи мощной кран-балки, ей же перетаскивают на платформу, на которой его погружают в воду.

— Вода здесь уникальная, — говорит Валерий Несмеянов. — Это самая мягкая вода, в которой вам доведется плавать. Она очищается по стандартам питьевой. Такая вода нужна, во-первых, чтобы не портилась погруженная техника. Во-вторых, для экипажей важно наименьшее сопротивление среды.

А у дайверов-туристов после таких рассказов возникает непреодолимое желание — не просто поплавать, но и обязательно на глубине попить «космической» водицы.

95 процентов настоящего полета

Погружение на станцию для любительских групп длится один час. По команде руководителя дайверы ныряют к станции. Максимальная глубина — 10 метров. Рабочая — около 5, именно на ней расположены люки для входа на станцию. В первые минуты после погружения ныряльщики ломятся в отсеки, так что на входах образуются очереди. А внутри — настоящий космос. Через отверстия в обшивке внутрь пробиваются лучи света, пересекаются, переплетаются...

Внутри станции нет ни оборудования, ни обшивки — только металлический скелет. Действия во внутренних частях МКС космонавты отрабатывают на других тренажерах. Но даже без всей обстановки станция кажется очень маленькой. В отсеке едва расходятся пара дайверов. Трудно представить, как там уживаются трое космонавтов в окружении многочисленных компьютеров и прочих приборов.

Вода в бассейне не просто чистая. За иллюминаторами в стенах чаши гидролаборатории установлены мощные прожекторы. Они подсвечивают все пространство вокруг МКС. Светло как днем.

Еще перед погружением Валерий посоветовал: «Когда все обследуете, можете снять ласты и поплавать без них, тогда точно почувствуете себя космонавтами». Без ласт приходится передвигаться вдоль корпуса МКС, хватаясь за поручни. Точно так же на орбите космонавты выходят в открытый космос.

— В бассейне они используют копии тех скафандров, которые наденут во время полета на орбиту, но в воде, конечно, системы жизнеобеспечения в них адаптированы для гидросреды. Однако ощущения все равно как в настоящих скафандрах, — говорит Валерий Несмеянов.

Дайверы надевают на себя грузы и жилет-компенсатор. Уравновешивая друг друга, они позволяют держать нейтральную плавучесть, то есть зависать в толще воды, переворачиваться вверх ногами, практически преодолевая притяжение.

По словам Валерия Несмеянова, моделирование выхода в открытый космос в гидролаборатории на 95 процентов соответствует по ощущениям реальной работе за бортом МКС.

 

Фото: Татьяна Правдихина / vk.com/nemo_club

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 12 ноября 2014

Заголовок в газете: Доступный космос

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру