Почему цены в аптеках резко пошли в рост?

Дешевая медицина не выгодна государству

В Петербурге за последние пару месяцев существенно подорожали многие лекарства. Некоторые прибавили в цене 20–30 процентов, у других она подскочила в 5–6 раз. Аптеки винят во всем производителей, те кивают на общую инфляцию и курсы валют. Но порой это больше напоминает предательский сговор фармпредприятий, которые, пользуясь случаем, решили взвинтить цены. Государство облегчает им конкурентную борьбу, а в ответ получает рост цен, откатов и взяток.

Дешевая медицина не выгодна государству

700 процентов прибыли

Осень — традиционное время, когда в аптеках растут цены на противопростудные препараты. Это уже норма. Люди чаще простужаются, покупают больше лекарств от ОРВИ, ОРЗ, гриппа, а также витаминов. К этому времени производители делают новые партии медикаментов, подчас с новыми свойствами, и повышают цены обычно соизмеримо с уровнем инфляции или чуть больше. То есть процентов на 5–10, а на особо рекламируемые препараты — на 10–15 процентов. Здесь все более-менее закономерно. Но этой осенью петербуржцы потянулись в аптеки и с ужасом увидели цены не только на «Колдрекс» и «Терафлю». В 5–7 раз (!) подорожал банальный «Нафтизин».

— Я всегда покупала его по 5–6 рублей за пузырек, а теперь он стоит 35 рублей, — рассказала пенсионерка Клавдия Королева.

Та же картина и с другими дешевыми препаратами отечественного производства. Стоившие в пределах 10–20 рублей «Левомицетин», «Фурацилин», «Фталазол», «Омепразол» теперь обходятся в 30–50 рублей за упаковку. «Стрептоцид» с 50 подорожал до 70–80 рублей. И даже травяные сборы подскочили в цене в два раза. Те, что стоили по 20 рублей (например, шалфей), теперь обходятся в 40. А ведь это просто трава, которую собирают в России. Рост цен на импортные лекарства еще можно оправдать подорожавшими евро и долларами. Этим же объясняется отчасти и повышение цен на некоторые отечественные препараты, ведь подавляющее большинство из них хоть и делается в нашей стране, но из импортных субстанций. Правда, компоненты чаще закупаются не в Европе или США, а в Китае, Индии, Индонезии. Но расчеты все-таки привязаны к курсу основных, а не местных валют.

— Но «Нафтизин», так же как и «Левомицетин», чисто российские лекарства — наследие советской медицины. В других странах их давно заменили более современными, с меньшим количеством побочных эффектов. Эти препараты делают у нас, стоили они всегда копейки и поводов к подорожанию, кроме общегосударственной инфляции, у них нет, — считает провизор, заведующий одной из аптек крупной сети Дмитрий Евгеньев.

Инфляция в стране к началу сентября составляла около 8 процентов, на продукты питания — около 10 процентов. Так и «Нафтизин», стоивший 5–6 рублей, должен был подрасти до 6–7 рублей максимум. А у него прирост цены составил все 600–700 процентов.

Повод для наживы

Что показательно, сразу несколько предприятий, выпускавших капли в нос, летом приостановили свою работу, сообщив, что производство возобновится, но у лекарства будет другая цена (это вообще было похоже на сговор и должно было бы заинтересовать антимонопольную службу, но почему-то не заинтересовало). Ситуация напоминает другую. Ранее в стране закрылись сразу несколько производств, специализировавшихся на выпуске простых, дешевых, но очень нужных препаратов — антибиотиков, жаропонижающих, глазных капель, глюкозы, новокаина, витамина D и аскорбиновой кислоты. «МК» в Питере» писал об этом в прошлом номере. В статье «Онкобольных лечат водой» главной темой была приостановка выпуска основного препарата для лечения многих форм рака — «Циклофосфана». Это также отечественное лекарство, действенное и дешевое (по 100 рублей за упаковку). Но предприятию не выгодно его производить, так как по новым нормативам, регулирующим стоимость жизненно важных препаратов, его предельная цена не должна превышать 18 рублей при себестоимости 27–28.

«Нафтизин», «Фталазол» или «Омепразол» в список жизненно важных не входят. Их цену никто не ограничивал. Так почему бы ее не поднять — видимо, решили производители. Тем более что есть хороший повод. Минпромторг завершает разработку дополнительных мер поддержки отечественных фармпроизводств. В ближайшее время может быть утверждено постановление, которое значительно облегчит российским компаниям продажи их препаратов. На государственные и муниципальные торги не будут допускаться лекарства, сделанные за пределами Таможенного союза, если есть хотя бы два производителя из этого межгосударственного объединения.

Чиновникам не нужны копеечные таблетки

Как объяснил представитель одной из фармкомпаний ситуацию с «Циклофосфаном», «государству не выгоден российский производитель». Под государством в данном случае подразумевались чиновники, от которых зависят закупки. Им выгоднее было купить дорогое импортное лекарство, чтобы «откат» был больше. Если планируемые ограничения на торги будут приняты и иностранцам урежут возможности участия в конкурсах, придется «договариваться» с отечественными компаниями. И тут участникам торгов с обеих сторон будет выгоднее, если цены станут выше.

А страдают от таких хитрых комбинаций рядовые пациенты, у которых глаза на лоб лезут от стремительно меняющихся цен на лекарства. Аптекари с фармацевтами, похоже, просто решили воспользоваться удобным моментом и заработать. Им это сделать проще, чем другим. Ведь если подорожавшую красную рыбу можно заменить белой — не так вкусно, но тоже съедобно, — то лекарства и лечение заменить почти не реально. От этого зависит подчас не просто самочувствие, но и жизнь человека. Попытки государства регулировать цены и развивать отечественную фарминдустрию приводят к обратному эффекту. Чиновники, аптекари и производители валят вину друг на друга, в погоне за наживой превращаются во вредителей, ведь речь идет о стратегически важной отрасли, от которой напрямую зависит жизнеспособность миллионов человек.

Сравните

Диагноз — жадность!

На фоне общего роста цен в питерских аптеках остается одна сеть, где лекарства продают в среднем на 20–30 процентов дешевле, чем у конкурентов. Феномен аптек «Озерки» удивляет многих. Для сравнения: популярная мазь при болях в суставах и мышцах «Троксевазин» в «Озерках» стоит около 140 рублей, в других городских аптеках — 220–250, «Хондроксид» — 230 и 320 соответственно. Популярное у сердечников лекарство «Конкор» — 146 и 230 рублей. Препарат от давления «Хартил» — около 300 в «Озерках» и более 350 в других сетях. Почему так происходит, «МК» в Питере» поинтересовался у самих аптечных компаний.

В «Озерках» низкие цены объяснили прямыми контрактами с крупнейшими поставщиками лекарств в стране, ставкой на большой оборот товара и минимальной наценкой. Вроде все просто. Но почему же так не делают другие сети (по нашим сведениям у них наценка 30–40 процентов). С этим вопросом мы обратились в две крупнейшие питерские сети — «Первая помощь» и «Фармакор». Но в обеих комментировать ценовую политику отказались, сославшись на временные распоряжения руководства. Так же молчаливо они продолжают взвинчивать цены, тем самым только доказывая, что не все зависит от курсов валют и производителей. Не меньшую роль играет и жадность продавцов.

 

МК-предупреждение

Астматикам стоит готовиться к худшему

— По имеющейся у меня инсайдерской информации, в ближайшее время могут возникнуть серьезные проблемы у астматиков из-за того, что начнутся перебои с одним из ходовых препаратов «Сальбутамол», — предупредил провизор Дмитрий Евгеньев.

По его словам, это лекарство производится в нашей стране отечественными компаниями. Но некоторые составляющие закупаются за границей. И в кулуарах производители высказывают опасение, что в ближайшее время будет невозможно импортировать один из важных компонентов, который отвечает даже не за лечебные свойства препарата, а за то, чтобы его можно было применять в форме аэрозоля. Это приведет к прекращению выпуска. Появится дефицит. Уже выпущенные запасы из-за этого могут подорожать.

«Сальбутамол», к счастью, не является незаменимым препаратом. Однако его иностранные аналоги стоят подчас в два раза дороже. К тому же любая смена препарата чревата для больного человека осложнениями.

Кстати

Эстафета рвачей

Вслед за лекарствами дорожают и услуги частных клиник. Например, если еще летом вылечить кариес в одной средней руки стоматологии стоило около трех тысяч рублей, то в октябре за ту же услугу попросили уже больше четырех тысяч. «Все дорожает», — оправдывалась администратор клиники. Но не на 25 же процентов!

 

Фото: mmks-tomsk.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру