Четвероногие петербуржцы могут спокойно объявлять санкции Европе и США

Домашние питомцы могут отказаться от кормов местного производства

На днях канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что необходимо продолжить давление на нашу страну. В свою очередь члены Совета Федерации отказались от поездок в США. Обыватели внимательно следят, какими будут следующие шаги с обеих сторон. А «МК» в Питере» тем временем продолжает публиковать свои «секторальные санкции». Мы предлагаем петербуржцам самим из патриотических соображений отказаться от части западных товаров, тем более что многие можно безболезненно заменить отечественными. В прошлом номере мы рассматривали сферу товаров для детей. А в этом речь пойдет еще об одной активно развивающейся отрасли — зооиндустрии. Российские кошки, собаки и хомячки вполне могут прожить на кормах местного производства.

Домашние питомцы могут отказаться от кормов местного производства

Миллион кошек, 300 тысяч собак

В отличие от рынка электроники или бытовой техники, сфера товаров для животных развивается очень активно. В прошлом году был зафиксирован прирост на 8 процентов, что весьма неплохо в условиях общего замедления экономики. Россияне охотно тратят свои деньги на братьев меньших. Только кормов владельцы животных в нашей стране в прошлом году купили на 90 миллиардов рублей. Статистика показывает, что в Петербурге на одну кошку или собаку хозяин тратит в месяц около 1200 рублей на корм и еще порядка 300–500 рублей на другие сопутствующие товары — наполнители для туалетов, игрушки, новые поводки и средства по уходу за шерстью. При этом год от года требовательность хозяев растет, они постепенно переводят своих питомцев на более дорогие корма, покупают им больше аксессуаров, одежды, игрушек.

Лидирующее позиции на рынке занимают товары для собак — в России их держат чаще, чем кошек. Но Петербург — исключение. У нас больше любят котов, чем псов. По данным, озвученным депутатом Законодательного собрания Людмилой Косткиной, сейчас в городе домашних животных держат примерно 800 тысяч семей. У 73 процентов из них живут кошки (их в Питере около одного миллиона), у 31 процента — собаки (их насчитывается — около 300 тысяч), кто-то владеет сразу и теми и другими, и только 6–7 процентов имеют грызунов, птичек или рыбок. Поэтому в Питере большим спросом пользуются корма и аксессуары именно для кошачьих.

Не нужен нам Chappi заморский

Чаще всего петербуржцы покупают своим питомцам именно корма. В хорошем зоомагазине их может быть представлено несколько десятков на выбор. В гипермаркетах — 5–7 наименований, в небольших торговых точках чаще всего 3–4 варианта. При этом лидерами рынка уже долгое время остаются наиболее разрекламированные сорта кормов — Kitekat у кошек (около 40 процентов продаж) и Chappi у собак (примерно четверть продаж). Обе марки принадлежат американской продовольственной корпорации Mars.

По оценкам экспертов, в целом около 60 процентов кормов для животных в Россию привозится из-за границы (в основном из Европы, Китая, США, Канады, Австралии и Бразилии). Однако на долю иностранных компаний приходится примерно 40 процентов продукции. Эта путаница в долях возникает из-за того, что, с одной стороны, иностранцы открыли на нашей территории немало своих заводов, с другой стороны, российские компании дома только числятся, а производство имеют в Китае или Индии (иногда параллельно и в Азии, и в России) и там же ведут разработки новых сортов.

Из отечественных производителей кормов наиболее известны Гатчинский комбикормовый завод (ему принадлежат марки «Стаут» и «Наша Марка»), «Раритет» (бренды «Оскар», «Трапеза»), «КлинВет» (бренды «Васька», «Вили Хвост», Maks’s, GoodCat), «Русская кормовая компания» (бренды «ЭКСИ», «Кэт-си», «Собакоff», «Котоff»). Кроме того, консервы для животных делают несколько мясокомбинатов — например, Великоновгородский и Екатеринбургский. Многие торговые сети заказывают заводам выпуск кормов под собственной торговой маркой. Из представленных в Петербурге сетей так делают «Пятерочка», «Магнит», Мetro, «Лента».

Нетрудно заметить, что некоторые производители, как и в случае со средствами гигиены или одеждой, маскируют свои продукты под англоязычными названиями. Возможно, это не слишком патриотично. Однако сути это не меняет — питерское зверье вполне может питаться отечественным сухим кормом или консервами. И даже в случае введения санкций голодным не останется. Может быть, не сразу, но постепенно местные заводы смогут увеличить объемы выпуска, ведь рецептура и необходимый навык уже имеются.

Рыбки и птички — настоящие патриоты

Что касается других товаров для животных, то и тут российские производители не отстают от иностранцев. Проблемы пока есть по части производства мисок, поилок, переносок, клеток и игрушек. Как пишут на форуме крысоводов, иностранные клетки предпочтительней, так как безопаснее для животных, меньше шансов, что грызун травмирует себя отклеившейся проволокой. Если в приоритете не качество, а цена, то тут с Китаем пока никто не сравнится (в условиях санкций это неплохо, с Поднебесной у нас пока нет споров из-за Украины). Российские мастера еще не могут наладить выпуск дешевых мисок или игрушек.

Зато все в порядке с наполнителями для туалетов и клеток. Тут выбор есть и по материалам, и по ценам. Причем российские компании освоили как более сложные материалы вроде силикагеля, так и простейшие типа опилок или сена для грызунов. Кроме того, отечественные фирмы справляются с выпуском кормов для рыбок, птиц и грызунов всех видов (кстати, именно такие, а не импортные предпочитают многие питерские владельцы мелкой живности). Еще одна отечественная гордость — поводки, шлейки и ошейники. Их тоже делается великое множество, причем как крупными предприятиями, так и мелкими.

А если говорить об индустрии зооуслуг, то питерскому зверью вообще повезло — наш город считается самым комфортным для животных. У нас работает почти полторы тысячи салонов, клиник, гостиниц и даже спорт-клубов для четвероногих — в среднем по одному заведению на каждый квадратный километр.

 

МК-мнение

Питерские собаки одеты не хуже итальянских

Светлана Хансен, директор выставки «Зоосфера»:

— За те 23 года, что существует наша выставка, я вижу, как развивается и вся отрасль товаров для животных. Если в первые годы в Петербурге даже корма продавались граммами, а витамины для кошек-собак поштучно, то теперь все это приобрело массовый характер, исчисляется не просто килограммами, а тоннами. Развиваются не только ретейл и импорт, но и производство. Сейчас из-за санкций многие западные поставщики опасаются входить на наш рынок, хотя он один из самых динамично растущих в мире. Зато в России появляются все новые компании. Например, на прошлой выставке у нас была фирма из Владивостока, она выпускает стопроцентно органический корм для животных — никакой химии. Это линия экокормов.

Можно выделить сферу одежды для животных. Здесь российские производители — одни из лидеров рынка наравне с итальянцами, а порой и превосходят их. Качество точно не уступает, каждый сезон новые модели выпускаются, причем как среднего класса, так и дорогие — например, комбинезоны для собачек из меха норки или песца.

Еще две отрасли, которые начали активно развиваться в стране и в Петербурге в частности — это аквариумистика, террариумистика и груминг. И наши мастера отзываются на эти запросы. Отечественные производители делают очень достойные аквариумы. А что касается груминга (в основном это профессиональная стрижка и обработка когтей выставочных животных. — Ред.), то тут пока мы отстаем. Шампуни, спреи, ножницы, расчески приходится покупать за границей. Но вот специальные столы для этой процедуры, на которые сейчас большой спрос, уже научились выпускать и в России.

 

Фото автора

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 1 октября 2014

Заголовок в газете: Клетка китайская, поводок российский

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру