В Василеостровском суде начался процесс над опальным банкиром Гительсоном

Беглый петербургский банкир наконец предстал перед законом

В Василеостровском суде начался процесс над опальным банкиром Александром Гительсоном, обвиняемым в многомиллионном мошенничестве с деньгами Ленинградской области. Бывшего председателя совета директоров банка «ВЕФК» и Инкасбанка арестовали еще пять лет назад, однако затем его отпустили на подписку о невыезде. И Гительсон тут же сбежал за границу. Его поймали случайно при экзотических обстоятельствах в водах Голландии. Теперь он снова оказался в питерских «Крестах», однако настаивает на своей невиновности. Уже на первом слушании в суде Гительсон заявил, что у него хоть и был кризис, но с правительством Ленобласти существовали «нормальные рабочие отношения», которые следствию понять не удалось.

Беглый петербургский банкир наконец предстал перед законом

Три года в бегах

Василеостровский суд принимал Александра Гительсона с повышенными мерами осторожности. Коридор, по которому должны были вести арестанта в зал судьи Ковина, окружили приставы, выгнав всех посетителей и не пуская их даже после того, как Гительсон проследовал к судье.

«Кто там такой страшный?» — перешептывались люди, ожидая окончания процесса, чтобы войти в нужный им кабинет. И очень удивлялись, обнаружив не «джека потрошителя», а скромного мужчину предпенсионного возраста в очках.

Гительсона берегут рефлекторно. Ведь этого суда могло вообще не быть. Еще пять лет назад банкира обвинили в крупном мошенничестве с деньгами вкладчиков и арестовали. Но, проведя с год за решеткой, банкир вышел на подписку о невыезде и тут же ретировался в неизвестном направлении.

Несмотря на то, что его искали всем миром, Гительсону удалось прожить в бегах три года. Выдала его только нелепая случайность. В 2013-м он плыл с супругой на яхте, которая следовала маршрутом Стокгольм — Киль — Эймейден — Кипр. Однако в водах Голландии судно потерпело бедствие, и владелец был вынужден подать сигнал SOS. Береговой охране Нидерландов банкир предоставил фальшивый паспорт, однако фокус не удался — Гительсона «вычислили» благодаря данным супруги.

Питерский Следственный комитет добился экстрадиции Александра Гительсона из Австрии, где его задержали, в Северную столицу, но пока только по одному эпизоду его дела.

СК обвиняет его в том, что еще в июне 2007 года Инкасбанк заключил государственный контракт с комитетом финансов Ленобласти — на размещение в банке нескольких миллиардов бюджетных рублей. Спустя месяцы, по данным следствия, Гительсон создал иллюзию, будто бы на его личные счета в «ВЕФК» поступило 5 миллиардов рублей. После этого банкир спокойно снял около 2,5 миллиарда рублей из них и распорядился по своему усмотрению. Следом, якобы чтобы компенсировать исчезновение денег, он, по договоренности с председателем правления Инкасбанка Татьяной Лебедевой, перевел около 1,98 миллиарда рублей со счета Инкасбанка на счет «ВЕФКа». Это были деньги комитета финансов Ленобласти.

Не отдал долг из-за ареста?

Александр Гительсон взял слово на первом же заседании, развернуто пояснив, почему он не согласен с предъявленным обвинением. По словам банкира, действительно в тот 2007 год его империя страдала от финансового кризиса, существовали экономические проблемы, и он даже обращался в Центральный банк с просьбой предоставить денежные средства на временную помощь.

Но, как подчеркивает Гительсон, еще до возбуждения уголовного дела у него с правительством Ленобласти существовал договор о реструктуризации задолженности. Дескать, погасить долг перед областью было в планах, но уголовное преследование в отношении него этому помешало.

Между тем, по данным Следственного комитета, за счет имущества Гительсона, на которое наложили арест, государству уже возместили ущерб почти на 500 миллионов рублей. Кроме того, Следственный комитет направил документы в Австрию, чтобы получить разрешение на предъявление банкиру обвинений и по другим эпизодам мошенничества.

Любопытно, что при последнем задержании Гительсона в 2013 году предполагалось, что он будет сотрудничать со следствием и выдаст общественности имена крупных чиновников, причастных к преступлениям. Однако пока громких разоблачений нет. Единственная «пострадавшая» от дела «ВЕФК» на сегодня — только бывшая глава Пенсионного фонда в Петербурге Наталья Гришкевич. Сейчас ее судят за получение около 47 миллионов рублей от Гительсона в обмен на «помощь»: чиновница, вопреки закону, позволяла хранить деньги ПФ на счетах в его банке. Гришкевич тоже отрицает свою вину и, судя по заседаниям, хочет видеть Гительсона свидетелем своей защиты. Тогда как прокуратура, напротив, видит банкира свидетелем обвинения.

 

Фото: 21region.org и rrnews.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 30 июля 2014

Заголовок в газете: Долгожданный суд

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру