В Петербурге ловят водных нелегалов

От профессиональных аквабайкеров не уплывет ни один хулиган

В Петербурге водных нелегалов, гоняющих на аквабайках, ловят профессионалы из Федерации водно-моторного спорта. Рейды проходят каждую неделю. «МК» в Питере» расспросил одного из добровольных «охотников на акванарушителей», зачем он «воюет» со своими собратьями-гидроциклистами.

От профессиональных аквабайкеров не уплывет ни один хулиган

Засады на воде

Официально за порядком на реках и каналах Петербурга следят представители инспекции по маломерным судам (ГИМС) и сотрудники транспортной полиции. В их распоряжении есть быстроходные катера. Но им все равно не угнаться за гидроциклом, который не просто быстрый, но еще и маневренный. Поэтому к совместным рейдам привлекают аквабайкеров-профессионалов.

— Мы на своих гидроциклах можем догнать любого, — говорит начальник общественной аварийно-спасательной службы Федерации водно-моторного спорта, внештатный сотрудник ГИМС Дмитрий Кизилов. — Иногда приходится устраивать настоящие погони за нарушителями. Кто-то пытается удрать от нас, другие думают, что мы просто захотели погоняться. Чтобы остановить, мы вынуждены обгонять того, кого ловим, резко тормозить перед ним, чтобы струя воды полетела ему в лицо. Это заставляет человека остановиться. Тогда уж мы подплываем, объясняем, что к чему, и просим подъехать к катеру ГИМС и полиции. Дальше инспектора уже сами с ним разбираются.

Всего в добровольном «летучем отряде» два человека — Дмитрий и его коллега по федерации Андрей Хомутинин. В рейды они чаще всего выходят вместе. Нарушителей водного спокойствия ловят примерно один-два раза в неделю.

— Мы сами когда-то были начинающими аквабайкерами, в середине 1990-х учились ездить и, чего скрывать, так же гоняли по рекам. Знаем все ходы и выходы, например, где чаще всего гидроциклы спускают на воду — таких мест в городе не много. Там тоже устраиваем засады, проверяем документы, — рассказал Кизилов.

Когда Дмитрий и его коллеги только начинали ездить на гидроциклах, им еще можно было заходить в малые реки. Но в августе 2007 года неумелый аквабайкер перебил ноги женщине, сидевшей у воды на набережной Фонтанки. Вскоре после этого случая тогдашний губернатор города Валентина Матвиенко запретила вход гидроциклам во все питерские водоемы, для катаний им остались только федеральные пути — Нева и ее крупные притоки. Поэтому сейчас любой аквабайкер в Фонтанке или Мойке автоматически становится нарушителем.

Пассажиры-жертвы

— Мы помогаем ловить аквахулиганов бесплатно, нам за это денег не дают. Мы сами понимаем, что такие люди опасны и для себя, и для окружающих, — уверен Дмитрий. — Дело ведь не только в законах, просто то, что творят некоторые байкеры, — недопустимо. Вместо того, чтобы участвовать в соревнованиях, состязаться с равными, они выделываются в городе: подрезают прогулочные катера, обливают их пассажиров и прохожих на набережных водой. Одно неловкое движение — и гидроцикл занесет, он врежется в набережную или корабль.

Официально в Петербурге зарегистрировано около 350 аквабайков. Сколько их в реальности, посчитать очень сложно. Водный мотоцикл в отличие от катера легко вытащить на берег, погрузить в машину и увезти.

— Магазины совершенно бездумно продают гидроциклы, а пункты проката сдают их в аренду. Люди без малейшей подготовки садятся за руль и выезжают на реки, — возмущен Дмитрий. — Они не знают даже элементарных норм, не представляют, что на воде есть такие же правила движения, как и на дорогах, не умеют читать водные знаки — кто кому должен уступать путь, куда можно въезжать, а куда нет, где надо проходить. Из-за этого происходят трагедии.

Например, водители часто сажают на аквабайке людей перед собой. Чтобы произвести впечатление на пассажира, хозяин разгоняется, как может. Если на его пути неожиданно возникает препятствие, то приходится резко сбрасывать газ (тормозов на гидроциклах нет). В этот момент пассажир со всего разгона врезается грудью в руль байка, а сзади на него еще наваливается водитель.

— По такой схеме в Петербурге уже погибли две женщины — их раздавило, — констатировал Дмитрий.

Из-за неумения управлять гидроциклом водители наезжают на купающихся, вылетают на берег, где отдыхают люди. Два года назад подросток так врезался в группу загоравших. Одного из пострадавших с пляжа отправили в реанимацию.

С «Алых парусов» выловили зрителя

Федерация водно-моторного спорта начала сотрудничать с ГИМС, подведомственной МЧС, около трех лет назад. Когда в городе стали проводить масштабные соревнования по аквабайку, представители федерации получили право судить чемпионаты и кроме того прошли подготовку на спасателей.

— Мы готовы помогать МЧС на воде не только в ловле хулиганов, но и при спасательных работах. На гидроциклах можно очень быстро добраться до тонущего человека, заплыть на мелководье, мы умеем правильно доставать и перевозить пострадавших, — говорит Кизилов.

К услугам добровольцев МЧС уже прибегало во время празднования городского дня выпускников. Аквабайкеры дежурили в Неве во время последних «Алых парусов» и очень пригодились. Тогда с моста в реку упал один из зрителей шоу. Дмитрий и Андрей Хомутинин оперативно вытащили его из воды.

— В другой раз Андрей, когда тренировался, сам заметил тонущего. Это было в одной из небольших рек — то ли в Фонтанке, то ли в Мойке, да еще и осенью, вода уже холодная стояла. В общем, мужчине очень повезло, что Андрей мимо проезжал, а то бы человек замерз или утонул, — рассказал Дмитрий.

Маленькие питерские речки очень коварные, это только кажется, что они узкие, мелкие и спокойные. На самом деле из-за гранитных набережных волны не разбиваются о берег, а отражаются от камней. Из-за них вода в реках как будто кипит, волны постоянно сталкиваются и переплетаются, сбивая течение.

— При падении с аквабайка очень легко что-нибудь себе сломать. Вылетая из-за руля, больно бьешься грудью и животом о воду. А многие неопытные байкеры еще и без обуви подобающей катаются, ноги соскальзывают во время очередного прыжка на волне, и часто случаются серьезные вывихи, — объяснил опытный аквабайкер.

Кстати, препятствием на пути гидроцикла может быть не только набережная или корабль. Часто для резкой остановки достаточно обычного полиэтиленового пакета или куска водорослей. Ведь по сути аквабайк — это гидромет. А мусор может забить всасывающее отверстие.

— На высокой скорости нереально заметить плавающий в воде пакет или натянутую над рекой веревку, а это уже смертельно опасно.

Несколько лет назад аквабайкер не увидел, что от земснаряда, чистившего дно Большой Невки, к берегу отходит трос, как раз на уровне головы водителя. Он погиб на месте, врезавшись в этот трос, пассажир успел пригнуться.

— А у нас после соревнований один из аквабайкеров влетел в трос, за который тянули водного лыжника. Удар пришелся как раз по глазам. Я рядом был, вытащил гидроциклиста из воды, отвез на берег, сдал врачам, — поделился историей Дмитрий.

Ездить по правилам дороже, чем нелегально

И погибший у земснаряда, и врезавшийся в трос лыжника байкер были опытными. Но даже они допустили ошибки. Что уж говорить о начинающих лихачах.

— Бывают, конечно, и мирные аквабайкеры, которые хоть и плавают там, где запрещено, но не выделываются и не опасны. Однако и у них чаще всего нет ни прав, ни документов, подтверждающих право собственности на гидроцикл. Кто знает — вдруг они его угнали, — отметил Дмитрий.

Задержанным аквабайкерам выписывают штраф — от 1 до 5 тысяч рублей, а их плавсредства берут на буксир и увозят на штрафстоянку, открывшуюся пару лет назад недалеко от Приморского проспекта. За сам факт попадания на нее придется заплатить 20 тысяч рублей, еще 21 рубль берут за каждый час постоя.

— То, что нет прав, я осуждаю. А вот что нет регистрации — я могу понять. У нас почему-то налог на гидроцикл составляет около 60 — 70 тысяч рублей в год. За обычный мотоцикл люди платят в десятки раз меньше. Откуда такие расценки, не известно. Народ, естественно, не хочет платить, поэтому и не регистрируют.

За один рейд, который длится около двух часов, совместными усилиями водного ОМОНа, инспекторов ГИМС и добровольных помощников удается поймать обычно 3 — 4 нарушителей. Повторно еще никто ни разу не попадался.

МК-Цифра

В этом году в Петербурге зарегистрировано около 150 нарушений правил пользования гидроциклами.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру