Чем опасна открытка от Лены

«МК» в Питере» узнал, как не стать жертвой телефонных мошенников

«МК» в Питере» узнал, как не стать жертвой телефонных мошенников

Игры, популярные мелодии, прикольные клипы, знакомства, анекдоты, приложения... В Интернете так много заманчивого контента, который можно получить на телефон. Однако стоит помнить: как и любая покупка, заказ мобильного контента требует соблюдения определенных правил. О них «МК» в Питере» рассказала Екатерина Огнева, руководитель департамента информационно-развлекательных услуг компании «ВымпелКом».

— Не секрет, что порой развлекательный контент используется мобильными мошенниками как приманка. Что нового они изобрели в последнее время?

— Я бы не сказала, что придумано что-то новое. Скорее, эволюционируют уже существующие схемы. Сегодня, например, пользователей пытаются ввести в заблуждение, выдавая несанкционированный контент за сообщение от оператора. Существует система идентификации при заказе развлекательного контента. Пользователи уже привыкли, что им приходят сообщения «Подтвердите подписку», вот современный спам может маскироваться под такие сообщения. Или мошенники пишут в СМС: «Для того чтобы отказаться от подписки, отправьте СМС на такой-то номер». Абонент думает, что он от чего-то отказывается, на всякий случай отправляет СМС, на самом деле подтверждая активацию подписки.

Недобросовестным оказанием сервиса со стороны контент-провайдера оператор считает некорректное указание стоимости сервиса, маскировку платных сервисов под бесплатные. Иногда информацию о реальной стоимости услуг дописывают под звездочкой, мелким шрифтом, неудобочитаемым цветом, после длинного скроллинга. Все это считается нарушениями, за которые мы применяем штрафные санкции к провайдеру, а абонентам возвращаем средства на счет.

Настоящий бич нашего времени — вирусы, вредоносное ПО, которое абонент получает по ссылкам в сообщениях «Ваш браузер устарел», «Вам поздравительная открытка от Лены». Переходя по этим ссылкам, абонент может скачать вирус на свое мобильное устройство. Распространены также побуждения отправить СМС для разблокировки чего бы то ни было: компьютера, аккаунта в социальной сети, почтового ящика — с участием коротких номеров. И, конечно, предложения активировать бонусы и прочие «бесплатные» приятности.

— На что обращать внимание абоненту, чтобы не попасться на удочку?

— Прежде чем отправлять СМС на короткий номер, надо помнить, как и где можно узнать стоимость услуги. Если что-то «странное» пришло на мобильный телефон с короткого номера, то на этот же номер, либо номер, который фигурирует в тексте сообщения, отправляйте знак вопроса, в ответ придет стоимость услуги. Надо быть бдительным. Это очень просто, но поможет избежать проблем.

— Что делаете вы, как оператор, чтобы исключить случаи недобросовестного оказания контент-услуг?

— У нас есть два вида контроля над неправомерным контентом: выявляющий и предупреждающий. Начнем с того, что очень много денег выманить у наших абонентов не смогут — мы вводим технические решения для выявления подозрительных транзакций, постоянно проводим проверки, тестовые закупки сервисов, предоставляемых контент-провайдерами. Конечно, мы внимательно рассматриваем все обращения и жалобы для того, чтобы не только отреагировать на них, но и пресечь весь трафик, предоставляемый с нарушением. Например, найдя единичные примеры вирусов — программ, отправляющих СМС на платные номера без ведома абонентов, — вычленяем весь абонентский трафик, вызванный данным вирусом. В данном случае мы возвращаем деньги не только тем абонентам, которые к нам обращались, но и тем, кто не обращался, но пострадал. Безусловно, мы также выставляем штрафные санкции недобросовестным поставщикам услуг.

По сути, операторы являются основными борцами с телефонными мошенниками. Сейчас мы боремся исключительно при помощи экономических рычагов. Мы сделали максимально прозрачной для абонента процесс активации подписки, предоставляемой на коротком номере, введя двухступенчатое уведомление о стоимости подписки и возможности от нее отказаться. Ну и, помимо этого, мы делаем сам процесс недобросовестного оказания услуг экономически невыгодным для контент-провайдеров: они просто не получают прибыль, потому что за выявленные некачественно предоставленные услуги мы возвращаем деньги на счет абонента. И нужно сказать, что такая практика приносит свои позитивные результаты — в первом полугодии абонентам было возвращено 70 млн рублей, а жалобы на мошенничество в 2013 году сократились в 5 раз по сравнению с прошлым годом.

— Это заслуга оператора, или пользователи стали аккуратнее?

— В первую очередь оператора. Установлены фильтры, работает специальная комиссия, которая системно решает все проблемы, появились услуги, которые позволяют настроить выборочный доступ к коротким номерам или полностью заблокировать его к ним. Эта услуга очень актуальна для детей, пожилых людей, которые доверчивы и не очень разбираются в технологиях. Бесплатный номер 0858 — как раз для подключения этих ограничений. Но и пользователи стали мудрее.

— А что же делать, если человек обманулся? Как ему вернуть свои деньги?

— Зачастую мы возвращаем деньги даже без обращения абонента, ведь некачественный контент отслеживается постоянно. Существует несколько способов своевременно обратиться к оператору. Один из них — горячая линия 007. На этот номер абоненты могут присылать нам сообщения, характер которых показался им подозрительным. Мы оперативно проводим проверку и в случае обнаружения признаков мошенничества, спама и пр. блокируем. И еще раз скажу: будьте внимательны! Обманутым может стать любой. Я сама недавно получила сообщение от якобы Qiwi, будто мне отправили отчет о пополнении счета. А следом СМС: «Ой, я неправильно ввела номер в терминале, бросьте, пожалуйста, деньги на номер дочери». К счастью, я «вычислила» мошенников, и они остались «с носом».

Маргарита Донникова, фото khabtime.info

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру