Для водки сделали исключение
По правилам досмотра в багаже не должно быть аэрозольных баллонов объемом больше 500 миллилитров и без колпачков. А если жидкость легковоспламеняющаяся, то служба досмотра вовсе не допустит ее к перевозке. Нельзя провозить бензин, керосин и ацетон — включая жидкости для снятия лака, в какую бы тару они ни были упакованы.
Негорючие вещества можно положить в багаж: каждый пассажир имеет право взять с собой 2 литра или 2 килограмма жидкости.
Хотя, как и из любых правил, здесь есть исключения. Некоторые ядовитые и легковоспламеняющиеся жидкости настолько широко распространены, что транспортники пошли навстречу пассажирам. Так, например, алкоголь везти в самолете можно — если бутылки явно заводские, запечатаны, с акцизной маркой. Каждый пассажир может положить в свой чемодан до 5 литров спиртного, если его крепость не выше 70 процентов. Медицинский спирт в самолет не пропустят. Зато слабоалкогольные напитки (до 24 градусов) можно перевозить в любом количестве.
Разрешается, несмотря на содержание в них ртути, везти термометры, тонометры и барометры в футлярах. По одному на пассажира и в ручной клади. Можно взять еще одноразовую зажигалку.
— Вероятность ее самопроизвольно срабатывания в багаже выше, чем в кармане пассажира, — поясняет ведущий инструктор службы досмотра аэропорта «Пулково» Никита Жарких, — в багаже все-таки на сумку могут поставить другую, более тяжелую, чемодан может перевернуться, и зажигалка может сработать.
Зато оружие с собой в салон проносить нельзя никакое — даже игрушечное. Только в багажное отделение. Это же касается любых предметов для самообороны и рукопашного боя: кастетов, шокеров и даже рогаток.
Пиротехника тоже под запретом. Почти вся — кроме пружинных хлопушек с конфетти.
Охотники со справками
Ножи, ножницы и прочие острые предметы проносить в самолет разрешается, если длина лезвия не превышает 6 сантиметров. Все остальное нужно сдать в багаж.
— В случае если вы везете ножи, которые похожи на холодное оружие, следует иметь при себе документы, подтверждающие, что ножи не являются холодным оружием, — говорит Никита Жарких. — К примеру, я недавно покупал в магазине нож. И мне дали сертификат о том, что он не является холодным оружием. Если я соберусь взять нож с собой в полет, этот документ я должен буду предъявить.
Пассажирам, которые планируют перевезти оружие, необходимо прибыть в аэропорт заблаговременно и иметь при себе документы, подтверждающие право на хранение и ношение оружия. Эти бумаги в аэропорту придется показать сотруднику полиции при оформлении багажа. Перевозить ружья и пистолеты можно разряженными и упакованными. А вот порох и патроны брать с собой, собираясь слетать на охоту, нет смысла — служба досмотра все равно их не пропустит даже в багажное отделение.
Не дадут провезти и неопределенные вещества в непонятных упаковках. Время от времени граждане пытаются сдать в багаж нечто в пластиковой бутылке или полиэтиленовом пакете, надписанном от руки. Но здесь исключений нет: такие предметы и вещества на борт не пропустят.
Любимые отвертки командировочных
Несмотря на логически понятные ограничения провоза ручной клади, время от времени пассажиры пытаются пронести в салон самолета самые разные предметы. Случаи бывают порой анекдотичные. Пассажиры тащат на борт самолета топоры, перфораторы и шуруповерты. Несколько раз пытались пронести даже бензопилу.
— Мы спрашивали, зачем брать это в салон, — рассказывает Никита Жарких. — Отвечают: потому что инструмент тяжелый, а платить за перевес багажа не хочется.
Кстати, инструмент даже в багаже провозить можно не всякий. Он должен быть чистым и упакованным. Из той же бензопилы нужно предварительно слить масло и бензин, хорошо промыть ее и высушить. Только тогда служба досмотра даст добро на перевозку.
Впрочем, инструменты — это вообще отдельная тема. Их, как рассказывают в службе досмотра, вообще пытаются пронести в самолет чаще всего. Особенно этим грешат командировочные. Даже вылетая на день-два, многие мужчины берут с собой наборы любимых отверток и ключей. А сдавать вещи в багаж не хотят, чтобы по прилете не ждать его получения. Та же история и с аккумуляторами. Правила перевозки разрешают только литиевые аккумуляторы. Многие же, не зная, хотят провезти свинцово-кислотные.
— Все вещи, как вы знаете, просвечиваются еще при входе в аэропорт, — рассказывает Никита Жарких. — Если что-то в сумке вызывает сомнение у инспектора, он просит пассажира открыть сумку и показать подозрительный предмет. Когда мы видим, что в багаже лежит что-то, запрещенное к перевозке, но не запрещенное к обороту в соответствии с российским законодательством, мы предупреждаем об этом пассажира. Он может отдать эту вещь провожающим.
Некоторые пытаются обойти правила и провезти то, что нельзя, тайком. Чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей. Уже после сдачи чемоданов в багажном отделении сумки просвечиваются еще раз. Если служба досмотра видит запрещенный предмет, она вызывает понятых, полицию и владельца багажа, вскрывает и проверяет сумку. Кстати, если найти хозяина багажа вовремя не получается (например, уже объявили посадку), сумку могут вскрыть и без него, в присутствии понятых. В таком случае составляется акт о проверке и изъятии (если оно было); один экземпляр кладется в сумку. А сумка отправляется к хозяину следующим рейсом.