Сербия сдала своих

Косово сегодня — это наркотики, проституция и свалка токсичных отходов

В конце апреля Сербия окончательно променяла Косово на Евросоюз. После долгих колебаний и препирательств Белград по сути признал независимость края — он даже больше не сможет поддерживать косовских сербов. И Еврокомиссия тут же дала добро на начало переговоров о вступлении Сербии в ЕС.

Косово сегодня — это наркотики, проституция и свалка токсичных отходов

«Я далеко не уверен, что это конец косовской истории», — говорит петербуржец Игорь Сабуров, 12 лет проработавший в наблюдательной миссии ОБСЕ и миссии ООН в Косово — с конца 1998-го по середину 2012-го. Он стал очевидцем и натовских бомбардировок, и дальнейшего «мирного урегулирования», видел, как выгоняли сербов из их домов, как богатели албанские наркокланы. Игорь Сабуров объяснил «МК» в Питере», зачем США устроили на Балканах бандитское государство.

Пять китов косовской экономики

— 22 апреля, на третий день после подписания соглашения между Белградом и Приштиной в центре Митровицы (город на севере Косово, вокруг которого сконцентрированы остатки сербского населения. — Ред.), прошел митинг с участием 10 тысяч сербов, возмущенных этим решением Сербии. 10 тысяч при населении всего севера в 47–50 тысяч — это очень много. Но белградские власти для себя решение приняли. Избранный в прошлом году президентом Станислав Николич — крупнейший сербский бизнесмен. Он действует в своих интересах, а не в интересах сербов северного Косово.

— Кроме того, что Николич сдал Косово, он на днях еще и перед боснийской Сребреницей извинился за резню 1995 года. Может, он и перед косовскими албанцами извинится?

— Сербы в Косово, конечно, здорово «порезвились». Но это не носило характера геноцида. То, что происходило и до сих пор происходит в этом регионе, — одновременно межконфессиональный и межэтнический конфликт, с экономической подоплекой. Армия освобождения Косово (УЧК) в 1990-е боролась якобы за независимость края. Но на самом деле ее главнейшей задачей было создание такой обстановки в Косово, чтобы там могла беспрепятственно функционировать теневая албанская экономика. Она стоит на пяти китах:

Кит № 1: торговля наркотиками

По оценкам международных экспертов, две трети героина, поступающего в Западную Европу, проходят через Косово. Торговля наркотиками — главное, что кормило, кормит и в обозримом будущем будет кормить эту территорию. В этом участвуют все члены огромных кланов. Лидером одного из них был нынешний премьер-министр Косово Хашим Тачи. Формально он чист перед законом. Но даже в докладе Совета Европы 2010 года Тачи откровенно назван главарем группы, занимавшейся в том числе контрабандой наркотиков. А деньги шли на снабжение УЧК оружием.

Есть два маршрута поставки наркоты на Запад из Косово. Во-первых, через Албанию в Грецию. Во-вторых, через албанские общины Черногории, Сербии, Боснии, Хорватии и Словении в Австрию, Швейцарию и Германию. А поступает героин из стран Северной Африки и Сирии, где власти потеряли контроль над страной.

Кит № 2: торговля людьми и донорскими органами

Албанский бизнес — контроль над проституцией в Европе. Чаще всего используют своих же албанок. Отцы в Косово охотно продают дочерей в рабство. Семьи там очень большие, 7–8 дочерей бывает. Что с ними делать? Девочки до сих пор ходят в школу только до 6–7 класса, потом сидят за забором. Им приводят жениха из своего же клана. Браки в течение веков заключаются между родственниками, поэтому довольно высок процент больных детей. В итоге и сами девушки порой не прочь уехать в Европу за счастьем. Но их там жестоко эксплуатируют.

Что касается нелегального донорства, то я сомневаюсь, что албанские доктора с их уровнем образования могут качественно вырезать органы. Это активно практиковалось в разгар конфликта в крае. Людей притаскивали в Северную Албанию, в так называемый желтый дом, располагавшийся в труднодоступном горном районе, и кромсали живых. Резали и сербов, и албанцев. Те немногие албанцы, которые осуждены за военные преступления на территории Косово, приговорены за убийства своих же албанцев, за сербов еще никого не посадили.

Кит № 3: торговля оружием

Когда рухнул социалистический строй в соседней Албании, с армейских складов пропало свыше 600 тысяч единиц огнестрельного оружия, даже несколько танков. Югославская армия, уходя из Косово, также в каждой сербской семье оставила по несколько стволов. Американцы поставили УЧК до 100 винтовок «Баррет», с километра разносящих голову напрочь. Изъяты пока только три. Все это оружие «кормило» конфликты в бывшей Югославии. Оно продается и перепродается. В Косово автомат Калашникова китайского производства стоит 100 евро, югославского — 120, советского — 250.

Кит № 4: бизнес на утилизации вредных отходов

Главный предмет экспорта Косово — металлолом. В Европе дорого утилизировать старую машину, выгоднее отдать ее албанцам, а потом заявить в угон. Такие автомобили переправляются в Косово и стоят там штабелями до неба. Машину в крае можно купить за 350–450 евро.

Кроме машин, складируют высокотоксичные отходы. Их вполне законно свозят в Косово.

Кит № 5: нелегальная торговля топливом

В северной части сопредельной Македонии до 2006 года круглосуточно работал один из крупнейших в бывшей Югославии топливных заводов. Но официально он не произвел ни одного литра топлива. Нелегальные заправки десятками работают на так называемых ничейных территориях, разделяющих сербские и албанские территории. Там в полях просто врыты бочки. Дизельное топливо отвратительного качества стоит там от 95 до 98 евроцентов. На албанских бензоколонках, часто бывших газпромовских, — 1 евро 37 центов. Торговля бензином — идеальная машина по отмыву денег, полученных всеми вышеперечисленными способами.

Кстати, преступность — единственное многоэтничное предприятие на Балканах. В ней завязаны не только албанцы, но и сербы, македонцы, боснийцы, в меньшей степени хорваты. Когда в июле 1999-го в Приштине сербов выкидывали из квартир, многие покидали край. Легковушки с сербскими номерами прошивали из автоматов. И в то же время грузовики с сербскими номерами, перевозящими нелегальные товары, спокойно, как нож сквозь масло, проходили по всем дорогам. Это бизнес.

Самогонный аппарат — оружие сербов

— Других отраслей экономики в крае не осталось?

— Прежде было еще сельское хозяйство. С 1999 года оно сократилось раза в четыре. Первый глава миссии ООН в Косово Бернар Кушнер (ставший потом министром иностранных дел Франции) на одном из совещаний спросил: «Почему мы ввозим столько продовольствия в Косово, неужели край не может себя обеспечить?» Он очень удивился, узнав, что сельским хозяйством прежде занимались «плохие» сербы, которых выгнали.

Сейчас общество до такой степени криминализировано, что фактически косовские власти — это компания по управлению пятью отраслями нелегальной «народной экономики».

— И зачем Западу нужно было создавать такое бандитское государство под боком у Евросоюза?

— У США — проблемы с мусульманским миром. И для налаживания отношений были созданы два мусульманских государства в Европе — Босния и Герцеговина и Косово. К тому же в этих странах можно играть в демократию. Западные политики говорят: «Нужно соблюдать права человека». Хашим Тачи подтверждает, что правительство Косово очень озабочено соблюдением этих прав. За это Запад считает косовских лидеров демократически ориентированными, дает им деньги, которые непонятно где и как оседают. Я в Приштине видел три новых «Бентли».

— А средние албанцы как живут?

— Албанскую часть Косово не узнать по сравнению с тем, что было в 1999-м. Построены новые дома, шикарные торговые центры, дороги, университеты, гостиницы. На какие средства, если официальный бюджет Косово не превышает 2 миллиардов евро в год (для сравнения: доходная часть бюджета Петербурга на 2013 год составит порядка 9,5 миллиардов евро. — Ред.)?

— Как в Косово сейчас относятся к американцам?

— Для албанцев Америка — союзник № 1. Американские праздники — государственные праздники Косово. В Приштине поставлен памятник Клинтону. Он сам его и открывал. Зато Путин почетный гражданин Северной Митровицы.

В сербские районы американцам ходить не рекомендуется. Был один показательный случай. Американский полицейский служил в сербском анклаве. Приобрел у местных самогонный аппарат. В процессе варки аппарат взорвался. Тут же посольство США встало на дыбы. CNN вышло с новостями: «Сербы напали на американский полицейский контингент». Позже версия с самогонным аппаратом официально подтвердилась. Дело замяли. Но через три месяца американцы снова пытались вписать это происшествие в список инцидентов. И такое там было постоянно.

Русского «войника» не жалко

— Сербы относятся к русским, как албанцы к американцам?

— У сербов отношение к нам, как мне показалось, позитивное, но потребительское. Подходят к тебе, говорят: «Продали вы нас». — «Как это продали?» — «Прислали бы сюда 100 тысяч солдат, защитили бы нас». — «А вы-то сами что же?» Отвечают: «Не, сербов мало, сербского войника убьют — мамка плакать будет». А наших им не жалко, русского убьют — мамка плакать не будет?

А властям Сербии мы были нужны, чтобы в очередной раз напугать Запад Россией и поскорее, на выгодных условиях вступить в ЕС.

— Может, России все же стоило активнее поддерживать сербское население в Косово в конце 1990-х и после?

— Из-за того, что мы поддерживали братьев-славян, уже начинались русско-турецкие войны и Первая мировая. Когда наши десантники высадились на аэродроме под Приштиной, американское командование приказало военным подавить их. Но британский генерал, командующий KFOR (международными силами под руководством НАТО), сказал, что из-за аэродрома третью мировую начинать не будет. Но НАТО все равно перекрыло воздушные коридоры, и наши десантники остались без поддержки, без еды и воды на 45-градусной жаре. Сербы встретили с радостью, но 300 человек проблему бы не решили. В конце 1990-х у нас не было сил ввязываться в войну. Сербы ждали, чтобы кто-то сделал за них грязную работу.

— Что теперь ждет сербов на севере Косово?

— Вымирание этноса. Сейчас из 50 тысяч сербов в Косово три четверти — старики. Для молодежи работы нет. Остаются должности в муниципалитетах, раздутых до безобразия и оплачиваемых международными организациями, в полиции и участие в криминальных структурах.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру