Уроки вождения проводят уже на КАД!

После публикаций «МК» в Питере» губернатор Полтавченко взял под свой личный контроль ситуацию с автошколами

В Петербурге планируется «зачистка» нелегальных автошкол, которые обманывают горожан, обещая качественное обучение за полцены. Ситуация уже давно вышла из-под контроля, о чем уже не раз писал «МК» в Питере». На дороги выезжают необученные водители — потенциальные убийцы.

После публикаций «МК» в Питере» губернатор Полтавченко взял под свой личный контроль ситуацию с автошколами

Наконец, эта тема вызвала резонанс во властных структурах. Полиция уже начала проверку автошкол, а губернатор Полтавченко, говорят, планирует лично возглавить Комиссию по безопасности дорожного движения. Тем временем в городское Управление по борьбе с экономическими преступлениями уже поступают коллективные заявления от петербуржцев, которые так и не получили водительские права.

Легальные автошколы крышуют мошенников

На прошлой неделе группа петербуржцев написала заявление в городской УБЭП на автошколу «Фаркоп», которая, как выяснилось, на самом деле никакая не автошкола, а некие автокурсы, на которых индивидуальные предприниматели проводят теоретические и практические уроки. О том, что это курсы, а не школа, ученики узнают уже после того, как заплатили деньги. Формально с тем же успехом можно закончить курсы кройки и шитья — научиться водить автомобиль на них невозможно. По такой схеме в Петербурге работает несколько контор. Скрываясь от разъяренных учеников, они часто меняют названия и адреса.

«МК» в Питере» уже рассказывал об одном таком предпринимателе Сергее Левочском, который «обучал» горожан вождению всего за 2990 рублей! Похоже, им был установлен ценовой рекорд — причем в масштабах всей России (стоимость обучения в автошколах в разных регионах составляет от 10 до 50 тысяч рублей. — Ред.). Но такая подозрительная халява не смущала петербуржцев, которые записывались, как им казалось, в самую настоящую автошколу. В итоге получился масштабный лохотрон — в процессе «учебы» цена возрастала с 3 тысяч до 20 тысяч рублей. За эту сумму ученикам предлагался полный набор «экстремального обучения» — лекции в кафе, а вождение — на стоянке гипермаркета. За сдачу экзаменов в ГИБДД людям ненавязчиво предлагалось еще доплатить — не менее 15 тысяч рублей. Более того, оказалось, что этот сомнительный учебный процесс прикрывала официальная автошкола — с лицензией на образовательную деятельность! Петербуржцы приходили на сдачу экзаменов якобы от настоящей автошколы — при этом ученики впервые видели нормальную площадку со всеми элементами только в ГИБДД...

Как выяснил «МК» в Питере», некоторые лицензированные питерские автошколы выдают таким индивидуальным предпринимателям, как Левочский, «напрокат» инструкторов и преподавателей, которые в свободное от основной работы время обучают граждан. При этом они набирают себе учеников, заранее зная, что не в состоянии дать им полный курс обучения. Но деньги берут как за полный. В результате получается впечатляющая статистика — к примеру, одна питерская автошкола официально выпустила за год 12 тысяч человек! Хотя «пропускная способность» одной площадки — не более 100 человек в месяц... Итого — в год выходит 1200 человек. Но никак не 12 тысяч. Можно предположить, что автошкола владеет 10 площадками. Но это нонсенс. Самая крутая питерская школа имеет максимум 2 площадки...

Теперь понятно, откуда берутся такие астрономические цифры по выпуску водителей, — исключительно за счет «левых» учеников, ничему не обученных. По словам Александра Ваймера, председателя Северо-Западной региональной ассоциации автошкол, из 142 лицензированных школ только 70 работают цивилизованно.

Метод «шоковой терапии»

Жертвы «Фаркопа» — автокурсов, которые именовались на купонном сайте как автошкола, — рассказывают дикие подробности того, как их учили «водить автомобиль».

— На первом же занятии водитель-инструктор посадил меня за руль и заставил выехать на Гражданский проспект в час пик, — рассказывает Елена Брусникина (имя изменено. — Ред.). — А другую девушку инструктор вывез на кольцевую автодорогу, крича ей в ухо: «Держи, держи скорость!»

Уроки вождения на КАД строжайше запрещены. Но в Питере, как оказалось, это правило нарушают повсеместно. Некоторые инструкторы используют метод «шоковой терапии», буквально выбрасывая учеников на скоростную трассу. То, что такие уроки не закончились смертельным ДТП, чистая удача...

— О «Фаркопе» я узнала на одном из скидочных сайтов в прошлом октябре, как потом выяснилось, я попала в число первых учеников. «Фаркоп» только вышел на рынок, — рассказывает Елена Брусникина. — Понравилась цена — всего 11 тысяч рублей. Приехала в офис, подписала договор, выплатив сразу всю сумму. Такое было условие — полная предоплата.

В «пакете услуг» предлагалось 20 часов теории и 20 часов практики. Уже одно это — явное свидетельство того, что клиента «разводят» (по нормативам должно быть 106 часов теории и 50 часов вождения). Но реклама зазывала и обещала: «Автошкола «Фаркоп» — место, где работают только настоящие профессионалы. Им под силу сделать из рутинного процесса обучения вождению очень увлекательное занятие».

— Это было не обучение, а сплошная нервотрепка, — продолжает свой рассказ Елена. — Преподаватель теории — бывший следователь, в основном рассказывал нам истории из своей личной жизни. Инструктор не накатал со мной положенных часов, заявив: «Дорогуша! Ты сколько заплатила? Какие тебе еще часы?» Площадку мы с ним отрабатывали по утрам на парковке у жилого дома. Что такое заезд на эстакаду, я до сих пор не знаю. А потом я получила справку о том, что прошла курс обучения. Тогда я и узнала, что это была совсем не автошкола.

Справка — по сути филькина грамота. Это не свидетельство об окончании автошколы — официальный документ, который можно предъявить в любом отделе ГИБДД по всей стране, после чего получить законную возможность сдать экзамены.

Ученики «со справкой» вынуждены брать частные уроки и экзаменоваться в ГИБДД уже экстерном. Но сдают единицы (в прошлом году таких было всего 9 человек по всему Питеру!).

На все руки инструктор

Только на одном скидочном сайте (а объявление о наборе в «автошколу Фаркоп» размещалось на нескольких аналогичных ресурсах) было куплено почти 800 купонов! По приблизительным подсчетам, всего на приманку клюнуло не менее 1500 человек. Каждый заплатил 11–14 тысяч рублей. Итого чистой прибыли — почти 2 миллиона рублей!

«Фаркоп» на рынке не менее полугода. На скидочных сайтах уже появилась новая контора «Автошкола «Учебный центр «Маяк», за которой, есть подозрение, стоят те же лица.

Главный герой — директор «Фаркопа» Илья Смирнов — оказался личностью разносторонней. Помимо организации учебного процесса под различными вывесками, он консультирует граждан в юридических вопросах (к примеру, как «защититься от долгов» переде банком), торгует недвижимостью в агентстве, создает «стильные сайты», возит людей на экскурсии в Псковскую область...

— У нас не автошкола, а автокурсы, — теперь особо подчеркивает Смирнов. — Я всех об этом предупреждал.

Бывшие его ученики рассказывают, что некоторым из них он уже вернул их деньги — видимо, не желая огласки. Ведь пока на него в полицию пожаловалось всего несколько человек. Скандал будет грандиозный, если организуются все ученики «Фаркопа», а их полторы тысячи человек...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру