«Скрипка — это настоящая женщина»

Оказывается, некоторые музыкальные инструменты бывают ревнивы

Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и его бессменного руководителя и дирижера Владимира Спивакова знают во всем мире. Во Франции производят эльзасское вино, на этикетке которого запечатлен Спиваков, играющий на скрипке. В Испании ему предлагали миллион долларов только за то, чтобы он в названии «Виртуозы Москвы» заменил «Москву» на «Барселону». Спиваков тогда ответил отказом. 27 декабря оркестр сыграет для петербуржцев. 

Оказывается, некоторые музыкальные инструменты бывают ревнивы
Фото: kazan24.ru

Владимиру Спивакову было 35 лет, когда он собрал друзей-музыкантов (многие из них были учениками Мстислава Ростроповича, Давида Ойстраха, Юрия Янкелевича) и предложил им создать свой оркестр. Название придумали быстро — «Виртуозы Москвы».

— Мне было скучно играть одно и то же, скучно было приходить после концерта и ни с кем не поговорить, не выпить стакан чаю, я видел угнетенные условия жизни моих друзей, сокурсников, — вспоминает Владимир Спиваков. — И тогда я решил создать что-то новое, тем более что такие примеры были на Западе — виртуозы Праги, Рима, Бостона, Лондона. Конечно, это сначала было воспринято в штыки, нас боялись, и я боролся. Нас было 20 человек…

Однако, «Виртуозов…» быстро полюбили. Музыканты давали по 150 концертов в год, выступали на Украине через три дня после чернобыльской катастрофы, в Армении — сразу после землетрясения 1988 года. За 33 года своего существования «Виртуозы Москвы» были с гастролями во всех крупных городах бывшего СССР, в Европе, США, Японии. Музыкантам рукоплескала публика в таких престижных залах, как «Карнеги холл» в Нью-Йорке, «Мюзикферрайн» в Вене, «Плейель» и Театр Елисейских Полей в Париже.

— Мы были в Германии, и на одном из концертов, транслировавшемся по всей стране, исполняли сонату для скрипки и камерного оркестра, написанную Шнитке, — рассказывает Спиваков. — В антракте меня зовут к телефону. Звонил Шнитке из больницы Гамбурга, где он лежал после третьего инсульта. С трудом выговаривая слова, медленно он произнес одну фразу: «То, что я услышал, — это воплощенная мечта композитора». И после этого он посвятил мне произведение «Пять фрагментов по картинам Иеронима Босха». Сейчас мы исполняем это произведение как привет с небес, с того света — от Альфреда Шнитке.

Впрочем, в репертуаре «Виртуозов Москвы» не только классика, но и произведения современных композиторов — Софьи Губайдуллиной, Арво Пярта, Родиона Щедрина. Однако, по словам Спивакова, громкие имена в мире музыки в последнее время появляются все реже.

— Не бывает так, чтобы подряд рождались невероятные композиторы, — говорит маэстро. — Для этого нужна почва, атмосфера. После развала Советского Союза наступила эпоха безвременья. В СССР даже у запрещенных композиторов работа все-таки была: тот же Альфред Шнитке писал для мультфильмов. У Дмитрия Шостаковича в прихожей всегда наготове стоял чемоданчик с бельем и зубной щеткой, но при этом он постоянно был в работе. У художника всегда есть чувство сопротивления, как у рыбы, которая идет на нерест. А когда произошло политическое землетрясение и все исчезло в один момент, все оказались растеряны. Развалился Союз композиторов, многие уехали.

Иногда маэстро Спиваков отходит от дирижерского пульта и сам в рамках концерта начинает играть на скрипке. Опыт у него огромный. Еще в 1975 году он солировал с лучшими симфоническими оркестрами мира. Сейчас Спиваков играет на скрипке Страдивари, которую ему подарили меценаты.

— Скрипка Страдивари — как настоящая женщина: она любит заботу и, если что, очень ревнует. До Страдивари у меня была скрипка мастера Габетти. Ту я учил играть, а эта меня учит. Требует, чтобы я каждый день брал ее в руки, согревал. Когда мне принесли Страдивари, скрипка Габетти начала чихать, скрипеть. Ревновала. И я оставил ее в покое.

Будет ли Спиваков сам играть во время концерта в Петербурге — большой вопрос. Пока ясно одно: вся программа полностью посвящена Моцарту. В 1-м отделении «Виртуозы Москвы» исполнят концерт № 17 для фортепиано с оркестром соль мажор (солист Пьер-Лоран Эмар, фортепиано), во 2-м отделении прозвучит реквием для солистов, хора и оркестра (солисты Кристиана Эльце (сопрано), Джульетта Галстян (меццо-сопрано), Робин Тричлер (тенор), Маттиас Хелле (бас-баритон)). 

27 декабря, Большой зал Филармонии, начало в 20.00. Цена билета: 3800–8250 рублей. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру