Ладожский «Титаник»

В озере нашли останки баржи, на которой погибло более тысячи человек

17 октября 2012 в 16:52, просмотров: 2726


В Ладожском озере обнаружены фрагменты баржи № 725, которую историки называют «Русским «Титаником» из-за большого количества жертв. Баржа затонула 17 сентября 1941 года, погибло более тысячи человек — в основном выпускники и курсанты военных училищ, члены их семей, а это сотни женщин и детей. Ладожская катастрофа относится к одной из крупнейших в истории мореплавания. Но все эти годы о ней практически ничего не говорили.  

Ладожский «Титаник»

Предупреждение, к которому не прислушались

Баржа № 725 должна была переправить людей на другой берег озера в порт Новая Ладога. Далее им предстоял сухопутный путь — до Череповца. Там из эвакуированных курсантов по приказу Ворошилова предполагалось создать новый особый курсантский батальон. Но, кроме военных, на барже было много гражданских — курсанты везли с собой семьи: жен, матерей, детей. Учета пассажиров не велось, погрузка проходила в суете. По одним данным, на барже было 1200 человек, по другим — 1500.

На Ладоге штормило, но командование приняло решение о буксировке, несмотря на возражение капитана буксира «Орел» Ивана Ерофеева. «Считаю невозможной буксировку баржи с таким количеством людей в условиях приближающегося шторма», — доложил он командованию. Но приказ выдвигаться все-таки был отдан.

Баржа вышла в ночь на 17 сентября. Пассажиры спали в трюме. Но вскоре усилившаяся качка многих разбудила. В три часа ночи раздался страшный скрип, трещала обшивка баржи, которая еле выдерживала напор волн. Через несколько минут старую деревянную баржу захлестнули потоки воды — обшивка лопнула.
Как вспоминали потом немногие выжившие, люди бросились на палубу, но центральный люк оказался закрытым. На ступеньках лестницы образовалась дикая пробка. Пассажиры где-то достали топор и начали рубить люк — первыми выпускали женщин и детей.

Баржа медленно уходила на дно. Группа военных организовала откачку воды из трюма — кто-то таскал ведра, кто-то качал ручную помпу. Но вода все поступала и поступала. Волны смывали с палубы людей. Было очень холодно. Температура воды была не больше +5 градусов, воздуха — +9. Среди курсантов были пловцы-перворазрядники. Молодые люди наивно посчитали, что смогут добраться до берега вплавь. Все они погибли от переохлаждения.

На «SOS» откликнулись «мессершмиты»

Единственный проблеск на спасение случился, когда мимо баржи прошла канонерская лодка «Селемджа». Но все сигналы — выстрелы, размахивание белой простыней, зажигание факела — оказались незамеченными. Было пасмурно, накатывали волны. Полузатопленная баржа почти слилась с водой.

На сигналы «SOS», которые безостановочно подавал буксир «Орел», первыми откликнулись… немецкие истребители. По словам очевидцев, это был ад. Баржу захлестывало волнами, сверху людей расстреливали «мессершмиты». Курсанты даже пытались отстреливаться! Но все оружие, которое у них было, это винтовки... Расстрел пассажиров и экипажа баржи продолжался целый день!

Как вспоминал потом Владимир Солонцов, курсант Ленинградского высшего военно-морского гидрографического училища, вода еще не проникла в шкиперскую будку, именно туда мужчины стали собирать промерзших женщин и детей.

— Я был одним из лучших гимнастов училища, — рассказывал Владимир Солонцов. — Поэтому я решил, что смогу забраться на крышу рубки с меньшим риском, чем другие. Hа случай, если смоет, я разделся, оставшись в тельняшке и кальсонах, полез на рубку. Оттуда обстановка выглядела еще мрачнее. Впереди виднелся черный силуэт «Орла». Вдруг накатившаяся волна какой-то странной трехгранной формы тараном ударила по стенкам рубки. Hаходясь на крыше, я сразу не понял, что этот водяной вал сорвал рубку с палубы и вынес ее за борт. Hикто не мог даже предположить такого варианта. Рубка стала быстро погружаться почти без крена. Она ушла на дно меньше чем за минуту. Это были страшные мгновения в моей жизни. Я стоял на уходившей под воду рубке, а когда вода дошла до пояса, оттолкнулся и поплыл в сторону «Орла». Трудно сказать, за какое время, но мне все же удалось добраться до буксира. Матрос бросил мне веревку и помог подняться на палубу.

Спасали под угрозой расстрела

Точное число погибших на барже № 725 неизвестно, как и число выживших. По разным подсчетам, спаслось чуть более 200 человек.

— Моему отцу удалось выжить чудом, — рассказывает петербуржец Михаил Кисин. — Он остался жив, хотя и не умел плавать. Когда он пошел ко дну, его товарищ нырнул за ним и вытащил на поверхность, прицепил к коряге, потом стал спасать других людей и сам утонул. Отец болтался на этой коряге, пока его не подняли на буксир.

Буксир, маневрируя вокруг баржи, забирал людей из воды. Но сделать это в условиях сильнейшего шторма было непросто. Волны бились о борта, не давая близко приблизиться к барже. Ветер все более усиливался, сила его дошла до 9 баллов. Волнами сняло верхнюю палубу, за исключением небольших ее кусков, оставшихся на корме, в носу и в середине у мачты. Кульминацией трагедии стал момент, когда вырвало среднюю часть баржи с находившимися на ней людьми. Ее раскрошило в щепки, все ушли под воду мгновенно.

«Надлежит отметить, что случаев паники, переходящей в животный страх, почти не наблюдалось, — докладывал потом выживший военком Макшанчиков. — Был единственный случай, когда выпускник Военно-морской медицинской академии Виноградов стремился сбить ногой своего товарища — женщину, она цеплялась за плот, на котором плавал Виноградов. И этот Виноградов, и женщина — оба погибли. Гораздо больше было примеров обратного порядка. Так, например, курсант Кузнецов, спасая троих женщин, сам утонул. При таких же обстоятельствах погиб и лейтенант Смирнов».

Кстати, та самая канонерская лодка «Селемджа», которая прошла мимо, не заметив сигналов в самом начале бедствия, все-таки пришла обратно, откликнувшись на «SOS». Но пока буксир «Орел» поднимал людей из воды, экипаж «Селемджи» просто наблюдал за происходящим со стороны! Только после того, как к ней подошел «Орел» и контр-адмирал Заостровцев пригрозил оружием капитану лодки, ее экипаж начал спасать людей. К тому времени в живых осталось всего 24 человека... Позднее командир «Селемджи», капитан III ранга Антонов, объяснил свою трусость тем, что он боялся подходить из-за того, что его канонерская лодка переделана из землечерпательной машины и якобы могла выдержать крен не более 16 градусов.

Кладбище кораблей

— Ладога — это настоящая братская могила, — говорит Александр Несмеянов, руководитель информационного центра «Помним всех поименно». — На дне озера покоятся сотни, если не тысячи людей. Мало кому известна катастрофа самолета, перевозившего детей рабочих завода «Электросила» (30 ребят) на большую землю. Пилот транспортного самолета ПС-84 Ибрагим Жантиев должен был подняться в воздух вместе со своей эскадрильей, но взлетел чуть позднее других. Его тут же перехватили и расстреляли немецкие истребители. Но он успел развернуться и сесть на воду, за двести метров до берега. Их с нескольких заходов расстреливали «мессеры». Ни одного выжившего не нашли. Немцы прекрасно знали, что в самолете дети...

Сейчас поисковики ищут точные места нахождения затонувших кораблей, перевозивших жителей блокадного Ленинграда. Иначе погибшие судна, в том числе и баржа № 725, могут быть разграблены.

— С недавних пор пошли разговоры о неких серьезных деловых людях, которые собираются поднимать на поверхность потонувшие корабли, пилить их на металлом и продавать, — говорит Александр Несмеянов. — Поэтому так важно придать этому месту статус воинского захоронения. В наших планах установить на берегу Ладоги 12-метровый Поклонный крест и некрополь с именами всех погибших. Сейчас мы поднимаем архивы, связываемся с родственниками погибших в кораблекрушениях людей. Работа огромная, но она того стоит.
 



Партнеры