Животная сила

Петербурженка заняла третье место на чемпионате мира по ездовому спорту

Гонки на собачьих упряжках давно популярны в мире. Их проводят не только в «снежной» Канаде и странах Скандинавии, но также в Италии, Испании, Новой Зеландии и Японии. В России устраивать такие гонки начали сравнительно недавно — в начале 2000-х годов. И, тем не менее, наши спортсмены сейчас считаются одними из сильнейших. В феврале в швейцарском городке Кандерштег проходил чемпионат мира по ездовому спорту, где петербурженка Екатерина Жукова завоевала бронзу. Спортсменка рассказала «МК» в Питере», зачем собакам на соревнованиях нужны тапочки, а человеку — одеяло из фольги.

Петербурженка заняла третье место на чемпионате мира по ездовому спорту

Ермак выпрыгивал из шкурки

Восемь лет назад Екатерина Жукова завела себе собаку — голубоглазого сибирского хаски. Щенка назвали Ермаком.

— Все владельцы хаски говорят, что эта собака заставит вас заниматься спортом. Так вышло и со мной, — говорит Екатерина Жукова. — У меня были старые, еще школьные лыжи и молодой резвый пес. Я поняла, что надо это все как-то совместить. Мы завели шлейку и потяг (прорезиненная веревка, которая крепится к поясу спортсмена и таким образом соединяет его с собакой. — Ред.) и отправились с Ермаком на прогулку в парк. Вначале все это было очень смешно и непонятно. Я вставала на лыжи, с помощью потяга пристегивала пса к себе и кричала ему: «Вперед!» Он несся, как угорелый, то и дело втыкаясь в проходящих мимо бабушек, а я летела на лыжах за ним. Иногда Ермак вместо того, чтобы бежать по дорожке, сворачивал куда-то за белкой... И я лавировала на лыжах между деревьями, только чудом не врезаясь в них. Прохожие крутили пальцем у виска и кричали мне, что я мучаю собаку.

На самом деле Екатерина и Ермак занимались скиджорингом (буксировка лыжника одной или двумя собаками. — Ред.). Восемь лет назад об этом виде ездового спорта в России еще мало кто слышал.

— Большинство ездовых собак так устроены, что, как только им надеваешь шлейку, они уже готовы бежать, — говорит Екатерина. — Эти псы как-то чувствуют, что вот сейчас надо нестись вперед, шустрить изо всех сил. Поэтому особых сложностей с Ермаком у меня не было. Он быстро все понял, а потом изучил и простейшие команды для ездовых собак: направо, налево, вперед, назад, быстрее, стоять. Даже если во время обычной прогулки я крикну ему: «Ермак, налево!», он тут же, как робот, повернет куда надо. Ни разу еще не ошибся.

Спортивная карьера Ермака началась неожиданно как для самого пса, так и для его хозяйки. В 2009 году на чемпионате Петербурга по летним видам ездового спорта не хватало одного участника в категории байкджоринг (одна собака или целая упряжка пристегивается к велосипеду, на котором сидит спортсмен. — Ред.).

— И тогда предложили поучаствовать мне, — вспоминает Екатерина. — И мы с Ермаком как-то неожиданно для всех выиграли эти соревнования. Оказалось, что мой пес довольно быстро бегает. К тому же ему, как и любой хорошей ездовой собаке, не чужд дух соперничества. Как только он видит стартовую линию, тут же начинает выть, бить «копытом», чуть ли из шкурки не выпрыгивать, так ему хочется вперед.

После этой первой победы Екатерина с Ермаком стали усиленно тренироваться и готовиться уже к зимним соревнованиям. А в какой-то момент к ним присоединилась Ландскрона — еще одна хаски Екатерины, дочка Ермака.

— С ней все было совсем просто, — признается спортсменка. — Мне иногда кажется, что ездовому спорту ее скорее обучала не я, а Ермак. Я просто вставала на лыжи, пристегивала псов к себе, и они вместе бежали. Наверное, мои собаки как-то общались друг с другом, и Ермак, как вожак, управлял Ландскроной.

Собачьи тапочки

В прошлом году Екатерина с Ермаком и Ландскроной решили поучаствовать в престижной многоэтапной гонке «Калевала», которая проводится в Карелии. Спортсменка планировала на двух собаках за семь дней преодолеть дистанцию в 440 километров в дисциплине скиджоринг. Но накануне гонки у Ермака заболела лапа, его сняли с соревнований, и покорять «Калевалу» Екатерина отправилась с одной Ландскроной.

На этих гонках каюр (так называют погонщика) вкалывает не меньше своего пса. Он едет помногу часов в день, останавливаясь лишь пару раз на короткий отдых. А вокруг — пурга, минус 30 и то самое белое безмолвие. Люди обмораживаются, собаки сбивают себе лапы.

— По правилам у каждого каюра во время соревнований должен быть спальный мешок, корм для собаки и для себя, вода, перочинный нож, аптечка и аварийно-спасательное одеяло, которое сделано из материала, похожего на фольгу, — рассказывает Екатерина Жукова. — Если ты во время соревнований, не дай бог, свалишься в прорубь, то надо быстро закутаться в него. Одеяло препятствует теплоотдаче...

Кроме того, в багаже каюра — специальные тапочки для его собаки. Их чаще всего делают из кордуры — толстой нейлоновой ткани. Во время многокилометровой гонки на собачьи лапы налипает снег. В итоге пес мучается и еле ковыляет. А тапочки как раз и спасают от такой беды. По правилам соревнований, если спортсмен забыл хотя бы одну собачью тапку, не говоря уж об одеяле, ему автоматически добавляют штрафные минуты или даже часы…

— В день на «Калевале» мы проходили по 70–80 километров. И это было просто потрясающе! — рассказывает спортсменка. — Ночевали в небольших хуторах, куда зимой не добраться на машинах. Хозяйки угощали нас морошковым вареньем, котлетами из лося, топили баню. Пока мы парились, собаки спали без задних ног под кроватями.

На «Калевале» Екатерина Жукова заняла 9-е место и стала второй женщиной в мире, которая смогла преодолеть дистанцию в 440 километров...

«Чукчи» против «гренок»

В апреле 2013 года Екатерина вместе с Ландскроной заняли на чемпионате России третье место, проехав 75 километров за 3 часа 7 минут. После этого начинающей спортсменке предложили поучаствовать в чемпионате мира по ездовому спорту.

— Я сначала не поверила своим ушам, — вспоминает Екатерина. — Для меня все это было какой-то фантастикой. Я даже потом написала письмо капитану российской сборной, спрашивала у него, не пошутили ли они насчет моего участия?

Но шутить никто и не думал. Поняв это, Екатерина начала усиленно готовиться к чемпионату: девушка целыми днями пропадала в тренажерном зале, а потом наматывала километры на пару с Ландскроной. Хаски на глазах у изумленных прохожих еще и таскала по парку тяжеленные шины. Собака усиленно развивала мускулатуру... И эти тренировки не прошли даром.

— Чемпионат мира состоял из трех этапов: первый — 18 километров — проходил ночью, второй и третий — по 36 километров, — рассказывает спортсменка. — Накануне соревнований я, как назло, простудилась. Меня доволокли до старта с температурой и кашлем, и я понеслась. Представьте: ночь, пурга, ничего не видно! Конечно, на лбу у меня фонарик, но он освещает дорогу только на расстоянии вытянутой руки. Если бы не Ландскрона, я бы до финиша не добралась. Когда собаки бегут по трассе, они носом чувствуют, что здесь уже кто-то проходил, и просто бегут по следу. Поэтому Ландскрона сама, без моего участия поворачивала куда надо, огибала все препятствия.

На следующий день уже Екатерина выручила Ландскрону. Порядком уставшая собака во время прохождения трассы чуть не упала с обрыва. И хозяйка в последний момент смогла вытянуть ее из пропасти за шлейку.

Несмотря ни на что, к финишу Екатерина пришла третьей. Притом, что соревновались с ней только сильнейшие спортсмены и их собаки: сибирские хаски, маламуты, самоедские шпицы, «чукчи» (чукотские ездовые лайки) и «гренки» (гренландские ездовые лайки).

— Конечно, можно участвовать в соревнованиях с собакой любой породы, — говорит Екатерина. — Я, например, знаю одного москвича, который управляет упряжкой из четырех доберманов. Он называет их ласково «мои кальмары». Но хаски все-таки самые быстрые собаки, а маламуты — самые выносливые. К тому же на трассе они никогда не будут себя насиловать: если им вдруг нездоровится, они тут же лягут калачиком на снег и немного поспят. И это даже хорошо. Я расскажу вам такой случай. Однажды на каких-то соревнованиях выступал спортсмен с овчаркой. А собаки этой породы очень преданные, они за человека готовы умереть. И вот пес, видимо, понял, что ради хозяина надо бежать изо всех сил. Он прибежал к финишу одним из первых, но тут же упал и умер... Не выдержало сердце. Он слишком старался, был слишком преданным... Хаски так делать не будут. И слава богу.

Вожака нельзя унижать

После чемпионата мира Екатерина Жукова планирует освоить и упряжку. В нарты запрягают от 4 до 18 собак. Причем здесь очень важно не ошибиться с вожаком. Он должен быть умнее всех, опытнее и пользоваться незыблемым авторитетом в стае.

— На вожака ни в коем случае нельзя кричать в присутствии других собак, — говорит Екатерина Жукова. — Иначе остальные псы могут потерять веру в него. А это почти катастрофа. Ведь именно вожаку во время гонки человек дает команды, и пес уже «передает» их своим сородичам. К счастью, с моим вожаком — Ермаком — у нас хорошие отношения.

Важно и правильно расставить собак в упряжке. У них тоже бывают свои антипатии, и, если бок о бок побегут псы, которые недолюбливают друг друга, может случиться драка. А самых сильных и выносливых надо ставить поближе к нартам, ведь именно на этих собак ложится основная нагрузка.

— Бывает, во время соревнований псов приходится менять местами, — говорит Екатерина. — Или вовсе отцеплять от упряжки. В нартах есть даже специальное место для собаки, которая получила травму или просто не хочет бежать. В этом случае она становится пассажиром. А вот у человека такой возможности нет. Обморозил ногу, устал — кого это волнует. Вот такой спорт тяжелый. Зато как все это бодрит!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру