Ротвейлер без намордника

Преподаватель университета, падкий на первокурсниц, вынужден был покинуть вуз

Роман между 70-летним преподавателем СПбГУ и 17-летней абитуриенткой стал причиной громкого скандала. В итоге девушка под «домашним арестом», а дедушка вынужден стать пенсионером. Эта история по всем правилам морали и этики должна была остаться частной, но герой сам приложил усилия для публичной демонстрации личной жизни. И, как кажется, скандал в Высшей школе журналистики станет показательным для многих других учителей и учениц. «МК» в Питере» постарался рассказать о нем максимально непредвзято.

Преподаватель университета, падкий на первокурсниц, вынужден был покинуть вуз

Браки заключаются на факультетах

14 января в СМИ появилось сообщение о том, что из Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ уволен старший преподаватель Юрий Комболин. Формально «по собственному желанию», по факту, как заявил преподаватель: «Из-за давления на руководство университета со стороны родственников» несовершеннолетней невесты. В комментариях к публикациям Комболин говорит, что написать заявление об увольнении его вынудил сам ректор университета Николай Кропачев.

Это сообщение вызвало бурную реакцию у журналистов и студентов. «МК» в Питере» не берется судить всех героев этой пренеприятнейшей истории. Мы лишь постараемся восстановить ход событий и атмосферу, в которой могли зародиться отношения старика и несовершеннолетнего ребенка.

17-летняя Валерия Нечаева (фамилия изменена) год назад закончила школу и поступила в технический вуз Петербурга, однако вскоре поняла, что она, скорее, гуманитарий, чем технарь, и пришла на подготовительные курсы Высшей школы журналистики.

Там длинноногая, худощавая, по-своему симпатичная девушка с копной вьющихся волос познакомилась с седым как лунь, но довольно импозантным Юрием Ивановичем.

Комболин работает на кафедре периодической печати факультета журналистики с 1988 года. За это время успел выучить и выпустить тысячи студентов и параллельно несколько раз жениться на студентках. Одна из бывших его подопечных написала о Юрии Ивановиче так: «Хочет жениться на девочке? Ему не привыкать! Этот господин преподаватель уже был четыре раза женат, причем три из них на студентках журфака, на первокурсницах».

Впрочем, точно утверждать, сколько раз был женат преподаватель, никто не берется. Но студенты из 1990-х годов помнят, как женой Юрия Ивановича стала совсем юная девушка, приехавшая в Питер из провинции. От этого брака есть ребенок. Но прожили «молодые» вместе не долго. Потом у Юрия Ивановича были и другие студентки. Комболин без ложной скромности гордится тем, что каждой из своих жен он оставлял «то жилье, которое имелось на тот момент», не всегда квартиру, но хотя бы комнату. Правда, поговаривают, что сам он живет в квартире на Васильевском острове, купленной на деньги небедного отца той первой студентки, который таким способом «откупился» от нежелательного зятя, жившего до встречи с его дочерью в общаге.

Лучший друг девушек

Юрий Комболин довольно неординарная личность: пишет стихи, собирает коллекцию открыток, в том числе эротических, может прийти на выручку и отговорить студентку делать аборт, всегда готов во время пары поделиться секретом, как правильно выбрать коньяк, или скабрезной байкой, например, с такими фразочками: «В какой-то момент буфетчица повернулась к старпому задом, и он всей пятерней обхватил ее промежность...» (текст с позволения преподавателя перепечатал в публичной группе Комболина в соцсети один из студентов).

В общении с молодыми журналистами Комболин действует по принципу кнута и пряника. Строго отчитывает тех, кто использует в речи слова «как бы» и «то, что», доводит до слез авторов неудачных заметок, но тут же меняет гнев на милость, вытирает слезы, зовет в гости «на консультации», заводит разговоры о своей бурной личной жизни, подчеркивая, что именно «любимая» «стимулирует на активную работу по всем направлениям».

Восторги от общения с душевным преподавателем по мере взросления и знакомства с реальной журналистикой у многих студентов проходят. Выпускники вспоминают, что Юрий Иванович слишком много внимания уделял незначащим мелочам либо сгущал краски. В то же время молодые люди подмечают пристрастие Комболина к разговорам о любви. Некоторые даже прикалывались над преподавателем — спрашивали где-нибудь в коридоре в шутку: «А чем секс отличается от любви?» Комболин тут же на полном серьезе выдавал цветистый монолог на эту тему перед забавляющимися студентами. Юрий Иванович не стеснялся отвечать на любые вопросы студентов, иногда, пожалуй, во вред себе. Так, на вопрос из учебного интервью: «А вы бы хотели завести роман со своей студенткой (чисто гипотетически)»? высказался красноречиво: «Вопрос-то, признаться, провокационный... На факультете часто себя чувствуешь, как физически здоровый и хорошо воспитанный ротвейлер в наморднике на мясокомбинате в разделочном цехе...»

Этот текст был на странице преподавателя в соцсети, но после того, как обеспокоенные родительницы процитировали Комболина на официальном сайте университета, Юрий Иванович свою страницу «подчистил».

Нынешние студенты также по-разному отзываются о Комболине-преподавателе. Многие поверили в его образ авторитетного, но ласкового наставника.

— Юрий Иванович — это тот редкий человек, с которым можно поговорить не только о журналистике, но и просто о жизни. Я счастлива, что у меня есть возможность общаться с Юрием Ивановичем и вне стен журфака. И я уверена, что для меня это уже не просто преподаватель, учитель, но и друг! — признается студентка.

Но некоторые все же предпочитают пропускать пары, потому что: «Тяжело слушать, а тем более работать (с Комболиным)».

Выбирая себе «друзей» среди студентов, Комболин был избирателен и в основном привечал девушек, а редкие на «девичьем» журфаке парни зачастую попадали к нему в немилость.

«Меня уволили за любовь»

Видимо, прошлой осенью Юрий Иванович решил снять намордник и скрывать свои чувства нужным не посчитал. И стал в открытую встречаться с абитуриенткой Валерией.

«Я ее видела!!! Они вместе шли на журфак, потом поцеловались, и она пошла обратно!!! Это было очень мило», — рассказала «по секрету» всему Интернету студентка.

Однако не все студенты приняли союз юной музы и преподавателя. Валерия Нечаева вынуждена была даже одергивать недругов:

— Когда мы с Юрием Ивановичем шли сегодня вместе, нам пришлось разговаривать об очень тяжелых и важных вещах, и сбил меня чей-то истеричный и дикий хохот. Мне-то ничего, я за свое детство к такому привыкла, но мне стыдно перед Юрием Ивановичем…

Роман учителя и ученицы зашел так далеко, что Комболин твердо решил жениться, но тут к любовной истории примешались профессиональные проблемы.

Дальнейшее развитие событий восстанавливаем по заметкам со страницы студсовета в соцсети, заявлениям официальных лиц вуза и комментариям самих героев.

13 января к Людмиле Громовой, декану факультета, обратился мужчина, внучка которого посещала подготовительные курсы. Он имел претензии к Комболину, который, по его мнению, развращал его несовершеннолетнюю внучку. А уже вечером Анатолию Пую, директору ВШЖ, сообщили, что Юрий Комболин написал заявление об уходе по собственному желанию. Пую удивился и не подписал заявление. Ночью в социальной сети появилось сообщение самого Комболина: «Мои добрые друзья! Меня за любовь и за любовь к вам (фотографии!!! в Фотоальбомах) с 20 января уволили из университета)». На следующий день на журналистском сайте «Лениздат.ру» был опубликован с «подачи» Комболина материал о том, что заявление об увольнении его заставил написать ректор… «Формально уволили за то, что у меня дома бывают студенты, надергали фотографий из моих фотоальбомов, где студенты с бокалами сидят. А в бокалах что-то красное. Говорят: это вино, я отвечаю: нет, это сок!» — заявляет Комболин, а истинную причину гонений видит в любви к юной девушке.

Кстати, в соцсетях действительно можно увидеть фото со студенческих посиделок в квартире Комболина. Стол, за которым сидит преподаватель, уставлен пивными бутылками. Студентов, правда, в кадре нет. Но количество бутылок на одного пожилого мужчину явно великовато.

Сегодня студенты, ходившие в гости к Комболину, защищают его. Но вообще-то у сотрудников университета есть пункт в трудовом договоре, в котором указано, что «согласно этическим и правовым нормам, ни один преподаватель не имеет права проводить консультации или какие-либо занятия дома».

Но ни с нарушением трудового договора, ни с личными отношениями «увольнение» Комболина связывать не стоит, заверил представитель администрации СПбГУ Виктор Журавлев. По его словам, дело было так: «Ю. И. Комболин 13 января 2014 года пришел в кадровую службу ВШЖиМК, где написал заявление об увольнении по собственному желанию, мотивировав в устном разговоре с сотрудником кадровой службы свое решение более выгодным предложением от другого вуза».

Возможно, Комболин, услышав о визите дедушки Валерии в вуз, просто испугался, что его любовная история с несовершеннолетней закончится на скамье подсудимых — потому и поспешил в тот же день написать заявление, чтобы избежать скандала?

Но потом начал изображать из себя жертву.

Пострадал от ГРУ

15 января ходе разговора с директором ВШЖ Анатолием Пую Комболин сказал тому, что заявление написал под давлением. Но чуть позже заявил, что никаких претензий к руководству не имеет. Обращение в СМИ назвал шагом «с горячей руки» и пообещал дать опровержение, чего, впрочем, не сделал. Комболин метался. Сначала отозвал свое заявление об уходе, потом вновь подал заявление на увольнение, подтвердив в присутствии пяти человек, что решение принимает не под давлением. Но, покинув стены университета, принялся снова обличать «гонителей» в соцсети.

«МК» в Питере» попросил самого Комболина прокомментировать свое решение. Юрий Иванович ответил так:

— Сейчас я в отъезде. Надо прийти в себя. Да, я ушел (из университета) по собственному желанию, с 29 января я пенсионер.

— Так «по собственному» или все-таки «помогли» принять решение?

— В заявлении — «по собственному». И если честно, то при этом руководстве я никогда работать не буду на родном факультете: от них я ушел, действительно, по собственному желанию. Вернусь, поговорим с журналистами, но не для того, чтобы вернуться на факультет. В город хотел вернуться в апреле. Но, скорее всего, это произойдет раньше. Надо озаботиться новой работой.

Комболин высказывает мнение, что дедушка его возлюбленной — генерал ГРУ в отставке — истинный виновник всех его профессиональных и личных бед: «Используя связи, он все вершит. Меня даже нигде не слушают. Из переписки смог убрать свои эсэмэски, в которых угрожал меня убить. Вот его возможности. И каждый день звонит и грозит убить. И поймать его на этом не могу».

Валерию Нечаеву сейчас строго контролируют, стараясь уберечь от влияния Комболина, комментировать ситуацию не разрешают.

— Все мои пути связи (контакт, СМС, звонки) контролируются с целью неразглашения информации. (Не по моей доброй воле, разумеется.) Пока мне нет 18 лет, за мной слишком пристально наблюдают, в связи со всем сложившимся... В общем, как только переступлю рубеж совершеннолетия, смогу ответить на все ваши вопросы. Прошу прощения, но и мне такие условия поставили, — ответила «МК» в Питере» девушка, которая не перестала верить в своего возлюбленного ни на минуту.

Вот какие слова она опубликовала на публичной странице Комболина: «Мне исполнится 18 через 3 месяца. Честно говоря, мне почему-то кажется, что это не совсем тот промежуток времени, за который я сумею сильно измениться... Раз уж дело дошло до того, что приходится университету копаться в личной жизни своих преподавателей, то я считаю, что и вы имеете право знать, что вообще происходит. Я бы назвала это самой настоящей любовью. Посудите сами, почему Юрий Иванович, человек, которого уважают, занимающий достойное место в обществе, до сих пор мучается со мной? Намного легче ему было сказать обвинителям: «Да, боже мой! Ну, простите, был не прав. Все, нет у меня больше ничего с этой девушкой». И все. Забыть меня, и проблем бы не было. Никто бы не стал добиваться увольнения. Но ему твердят, что у меня есть еще кто-то. Мне твердят, что у него таких, как я, миллион. Страницу создали на сайте знакомств... Ладно я, маленькая и глупая. Но что его держит, если не любовь, я не знаю…»

Здесь требуется маленькое пояснение. Упомянутая девушкой страница Комболина, которая действительно появилась на сайте знакомств и о которой Валерии сообщили недоброжелатели, по версии самого Юрия Ивановича, — это тоже происки деда-генерала.

Конвейер нимфеток

Комболин даже пытается объяснить случившееся в стихах. Как умеет.

Ночую по углам и потерял работу —

Почти что полноценный бомж.

Подумать время есть: ну, что ж,

Быть может, в этом деле виноватый кто-то?

И виноват, конечно, я

Один. И этот тяжкий крест нести мне надо;

И то, что есть сейчас, мне за любовь награда:

Реальность принял бытия.

Да, ты — награда, тяжкий крест.

Молюсь любови…

Если отбросить стихотворный пафос, то романы между стариками и совсем юными девушками сложно назвать нормальным явлением, хотя бы потому, что они противоречат природе человека, в основе которой всегда лежит продолжение рода. Но в вузах, особенно на гуманитарных факультетах, куда поступают мечтательные экзальтированные девушки, — особая атмосфера. Их очень просто очаровать даже неглубокими познаниями в культуре и искусстве. Они сами творят себе кумиров. Им в этом нужно лишь немного помочь, приободрить, возвысить в собственных глазах… Среди состоявшихся женщин более старшего возраста пожилому эстету жертву не найти. А тут, среди вчерашних школьниц, любой, даже потрепанный жизнью интеллектуал может почувствовать себя «ротвейлером на мясокомбинате».

Когда девочки подрастут, поумнеют и разочаруются, эстет выберет себе нимфу из новой партии необстрелянных студенток. И так может продолжаться долго. До тех пор, пока «ротвейлеры» не потеряют голову от количества мяса и не совершат ошибку, которая грозит уголовным преследованием.

 

Фото vk.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру