«Зениту» нужен психиатр

Спаллетти не может вылечить игроков от хамства

Если рыба гниет с головы, то футбольная команда — с тренера. Постоянные скандалы с участием игроков «Зенита» всегда широко обсуждаются в обществе, но практически игнорируются руководством футбольного клуба. Вот и сентябрьский дебош Бухарова закончился тем, что его слегка пожурили и тут же похвалили за человеческие качества, списав инцидент на «ранимую» натуру.

Спаллетти не может вылечить игроков от хамства

Дебош «вне игры»

«Я думаю, что Бухаров должен быть первым человеком, который должен осознать, что он ошибся, и сделать выводы. Но Бухаров в основе своей — очень хороший парень. И я хорошо, близко его знаю. Могу сказать, что он слишком ранимый. Очень хороший, чувствительный человек. Иногда даже чересчур», — так мягко прокомментировал Спаллетти безобразный скандал в Пулково, который устроил его подопечный.

Напомним, что ночь на 2 сентября Александр Бухаров — нападающий «Зенита» и бывший игрок национальной сборной — провел в линейном отделе полиции, куда его доставили под конвоем прямо из VIP-зала Пулково. В аэропорту футболист вел себя, мягко говоря, вызывающе: пил и бил бокалы, тушил бычки о ковер, приставал к девушкам из обслуживающего персонала.

С появлением полиции Александр не только не присмирел, но еще больше раззадорился. Нецензурно бранясь и грозясь высокими покровителями, футболист обещал уволить всех сотрудников Пулково, попутно объяснив, что все полицейские и работники аэропорта — пыль по сравнению с его громким именем.

К пяти утра, когда Бухаров уже был в состоянии держать шариковую ручку в руках, он подписал протокол, в котором в сухих формулировках было описано его ночное приключение: «состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность» и «нецензурная брань в общественном месте».

Мировой суд оштрафовал Бухарова за мелкое хулиганство всего на одну тысячу рублей (хотя статья Административного кодекса предполагала и более серьезное наказание — 15 суток ареста). Руководство «Зенита» никаких санкций к футболисту применять и вовсе не стало. Мол, Александр устроил дебош в свой выходной — вроде как был «вне игры»...

Но Бухаров не первый в команде, кто устраивает скандальные дебоши. Игорь Денисов не раз вступал в конфликты со служителями правопорядка. Угрожал оружием и проблемами наряду милиции, который вызвали соседи из-за громкой музыки. Избил инструктора по вождению, который его якобы «подрезал».

Алексей Ионов во время своей питерской карьеры так же часто попадал в непристойные переделки, которые поначалу списывали на молодость и горячность спортсмена. Но только после того, как пьяный Ионов, управляя автомобилем, пытался удрать от ДПС, последовала реакция от Спаллетти, который посадил футболиста под «домашний арест» на базе в Удельном парке. Это был единственный случай, когда клуб применил санкции к своему игроку, нарушившему общественный порядок.

Психоанализ команде невыгоден

За рубежом с игроками-дебоширами работают специалисты — психологи, психиатры. В НХЛ, НБА и других спортивных ассоциациях, например, существуют специальные курсы для спортсменов, на которых им объясняют, куда вкладывать деньги, как вести себя в обществе, справляться с психологическими проблемами, которые неизбежно возникают при смене статуса. Большие деньги и славу выдержит не каждый. Но работают ли с футболистами питерские психологи?

— Спецкурсов у нас точно нет, если они, конечно, не засекречены, — говорит спортивный психолог Евгения Тихвинская. — В России есть специфическая точка зрения, что у нас нет спортивных психологов, несмотря на то, что таких специалистов регулярно выпускают вузы. Но отсутствует индустрия, поэтому катастрофически мало людей, которые имеют длительный опыт работы с профессиональными спортивными командами. Часто наши клиенты — спортсмены до 18–20 лет. Судя по информации на официальном сайте «Зенита», в штате есть тренеры, несколько массажистов и врачей. Про психологов ничего не сказано.

— Как вы думаете, почему «Зенит» не берет в штат специальных спортивных психологов?

— Перед клубом стоит нерешенная воспитательная задача. Можно говорить, что это вопрос, связанный с корпоративной культурой команды. А воспитание — это процесс более широкий, чем психологическая подготовка. И брать на себя эти обязанности может и должен тренер. И потом, это вопрос политики клуба, дележки денег и сфер влияния. Психологу очень трудно войти в команду, потому что руководству плохо понятно, на что он будет влиять. А спортивная команда — это очень закрытая система.

— Если говорить о конкретном скандале с участием Бухарова, что могло послужить его причиной?

— Здесь нужно смотреть, как судьба у человека складывается, каковы его общий культурный уровень и культура поведения. Если в «Зените» подобное поведение игроков встречается статистически чаще, то я бы говорила именно о корпоративной культуре. Это понятие есть и в бизнесе, и в спорте.

Можно расшифровать его так: кем себя считает человек, играющий за «Зенит»? Думает ли он: «я горжусь своей командой». И что для него эта гордость значит? Что «мне все должны» или «у меня есть что дать людям». Корпоративная культура — это вопрос воспитания не одного конкретного человека, это вопрос того, какие традиции есть в команде.

— Бухаров не очень удачлив в своей профессиональной карьере....

— Если спортсмен не достигает высот в спорте, то он будет раздражен. Как и любой другой человек. Многие люди, когда переживают неудачу по какому-то поводу, срываются на окружающих. Спортсмен, которому сложно «переварить» какую-то свою неуспешность в данный период, может быть склонен к проявлению агрессии к окружающим.

Безусловно, это не пример для подражания. Да, хорошо бы помогать спортсменам переживать кризисные периоды в карьере, но не более чем любому другому человеку. Только потому, что хотелось бы, чтобы спортсмены были некоторым эталоном и примером. С этой точки зрения им больше, чем другим, надо уделять внимания.

— Можно ли скорректировать поведение того же Бухарова?

— Можно обучать методикам саморегуляции, всему чему угодно, но когда человек находится нетрезвым в общественном месте, то это больше вопрос его личной и корпоративной культуры. Если говорить конкретно о спортсменах, то у них больше, чем у среднестатистического человека, потребность в признании. Футболист хочет, чтобы ему воздавали что-то по заслугам, ему надо быть первым и лучшим. И эта потребность может специфическим образом преломляться под влиянием алкоголя.

Футболисты — словно сироты

Спортивный психолог Елена Дерябина считает, что причина инцидента с Бухаровым не только в попустительстве клубного руководства, но и в той системе воспитания спортсменов, которая существует у нас в стране.

— Бухаров устроил скандал в аэропорту не потому, что он спортсмен, а потому, что он не готов к социальной жизни. И, несмотря на то, что сегодня происходит в мире спорта, мне просто очень жалко спортсменов. Их публичная роль ко многому обязывает, а они к этому не готовы. Спортсмены растут в замкнутом мире. Их надо учить, как тратить деньги, так же, как этому надо учить сирот, выходящих из детских домов. Потому что они ничего не знают, не умеют. Это элементарный вопрос социализации человека.

— В Европе и Америке существуют специальные курсы для спортсменов, где их обучают и вести себя, и осознавать себя как личность.

— У нас ничего подобного нет и быть не может. У нас нет людей, которые готовы за это платить. Надеюсь, когда-нибудь придет понимание, что спортсменов надо воспитывать и учить чему-то еще, кроме спорта. Но пока мы от этого далеки.

Кстати

Борис Чухлов, чемпион СССР — 1984 в составе «Зенита», вспоминает, что в его время спортсмены так же попадались на пьянке. Но все знали, что дебош, узнай о нем тренер, так просто замять бы не удалось. В СССР существовала практика наказаний спортсменов за аморальное и антиправовое поведение. «Попадись так футболист в наше время, то мог бы сразу сломать себе карьеру. Ну, или серьезно себя наказать — например, ссылкой в дубль с зарплатой в 30–40 рублей», — говорит Чухлов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру