«Алые паруса» потеснили марафонцев

«Белым ночам» не могут найти времени ни днем, ни ночью

В минувшее воскресенье в Петербурге прошел традиционный городской марафон «Белые ночи». Он, как обычно, вызвал раздражение у автомобилистов, которые приветствовали бегунов из разных стран гудками клаксонов и недовольными репликами за то, что те перекрыли им путь.

«Белым ночам» не могут найти времени ни днем, ни ночью
фото 42km.ru

Возможно, они были бы чуть дружелюбнее, узнав, что этот престижный марафон — последнее крупное международное соревнование по легкой атлетике, которое еще доверяют проводить Петербургу. О том, кто, как и зачем бежал от Дворцовой, узнал «МК» в Питере».

Главный приз — эйфория

2 часа 14 минут и 30 секунд потребовалось, чтобы стать победителем марафона «Белые ночи» кенийцу Петеру Наиби Квалиру. На четыре минуты хуже пробежал его соотечественник Джефри Киплагат Тороитич — серебряный призер. Третьим преодолел дистанцию 42 километра 195 метров россиянин Павел Теплых. Победителей еще четыре часа догоняли бегуны из 52 стран мира.

Среди марафонцев было много людей в возрасте. Один из них 66-летний Иван, федеральный судья и доцент Академии правосудия из Нижнего Новгорода, объяснил, что заставляет его приезжать в Петербург.

— Стараюсь побывать на всех российских марафонах, — рассказал он. — И на Московском международном, и на Омском сибирском марафоне, там, кстати, первое место брал. А по Петербургу бежать так и вовсе удовольствие, жаль, что головой крутить по сторонам особенно некогда. У нас раньше говорили: «Не хочешь бегать, пока здоров, побежишь больной по врачам». Я занимаюсь с 35 лет каждый день. Люблю бежать один в лесу или на шоссе за городом. А марафоны, на которых ты бежишь рядом с тысячами людей, — это стимул быть в форме.

Другая бегунья, Ирина Горохова из Пушкина, призналась, что бежать 42 км не так уж тяжело:

— На финише приходит непередаваемое ощущение эйфории. Усталость как рукой снимает. А муж мой устал, вы только посмотрите на него! Он всю трассу за нами на велосипеде проехал. (Муж слабо кивнул, беседовать он явно не мог.) Я на «Белых ночах» уже лет 10 бегаю, здорово здесь. Да и организация неплохая. А вот люди в Питере... В Европе и США весь город поддерживает марафонцев. А наши злые, нервные, сигналят. Жаль, что такое отношение, мероприятие-то — класс!

«Алые паруса» потеснили марафонцев

О том, какое значение имеет для города марафон, мы узнали у главного секретаря «Белых ночей» Бориса Вязнера.

— Сколько лет этому марафону, столько я и принимаю участие в его организации, — признался Борис Яковлевич. — Раньше он соответствовал своему названию. Старт был ровно в 12 часов ночи, и это придавало марафону свою прелесть. Но возникало много проблем с организацией. Оказалось, что ночной город еще более заполнен, чем дневной: гуляния, концерты... Сначала нам пришлось сдвинуться на неделю, чтобы не попасть на «Алые паруса», а потом и вовсе на утро. Каждый уважающий себя город имеет свой крупный марафон. Он повышает рейтинг мегаполиса, его привлекательность.

Если посмотреть статистику, то 90 процентов из тех, кто сегодня бежал, не питерцы, и очень много было иностранцев. В таких марафонах участвуют не только профессиональные спортсмены. Много людей, которые хотят проверить свои силы или просто неравнодушны к нашему городу. Все иностранные участники в восторге от трассы. А возраст бегунов от 12 лет (на любительской дистанции в 10 км) до 85–86 лет. Сейчас марафону помогают частные спонсоры, Федерация легкой атлетики и Спорткомитет. Но, чтобы вывести «Белые ночи» на уровень Чикагского, Лондонского, Бостонского или Парижского марафонов, необходима поддержка правительства города.

Во время крупнейших мировых марафонов в центре городов полностью перекрывается движение, не только частного, но и общественного транспорта. Мероприятия тщательно согласовываются, и спортсмены бегут в очень комфортных условиях. Питерский марафон становится все популярнее, последний собрал рекордное количество — больше 3,5 тысяч участников. На следующий год приедет 5 тысяч человек, и мы просто не сможем своими силами его провести. Если же марафон проходит под эгидой городского правительства, проблемы решаются быстрее. Да, есть неудобства, дороги в Питере частично перекрывали. Но один раз в год можно и потерпеть. «Белые ночи» — это международный марофон. Им стоит гордиться.

Марафонские байки

— На третьем по счету марафоне «Белые ночи» трасса пролегала по бывшей улице Каляева, где находится Военный инженерно-строительный университет. В день забега у курсантов был дембель. Увидев спортсменов, будущие офицеры высыпали на улицу и начали бросаться к марафонцам с объятиями, поцелуям и предложениями выпить. Толпа восторженных нетрезвых курсантов перекрыла улицу и едва не сорвала марафон.

— В 90-е годы на трассе не было биотуалетов. Однажды на Крестовском острове зарубежный марафонец обратился к нашей судье с красноречивой просьбой: «Пи-пи?» Отзывчивая женщина объяснила бегуну жестом: «Так вот же везде кусты и деревья». Но иностранец отказался это понимать.

— Другого иностранца, финна, во время бега приперло, и он не придумал ничего лучше, как прибежать облегчиться в свою гостиницу. Но от усталости в номере прилег он отдохнуть и на трассу не вернулся. А поскольку никого не предупредил, что сходит с дистанции, на финише его отсутствие вызвало переполох. Мобильный финна на звонки не отвечал (в заявке марафонцы указывают номер телефона) — так крепко спортсмен заснул. К поискам уже хотели подключать милицию. К счастью, это не потребовалось. Финн проснулся и снял трубку.

— Иностранцы не очень доверяют нашей медицине. Один из них пожаловался на боль в ноге. Вызвали скорую. Увидев, как врач выходит из машины и наполняет шприц каким-то лекарством, марафонец тут же подпрыгнул и, прихрамывая, продолжил забег.

— Сейчас в номер каждого марафонца вшит чип (для фиксации на главном и промежуточном финишах), раньше их выдавали только тем бегунам, которые претендовали на хорошие результаты. «Ну и куда я его должен приделать — в стринги?» — на ломаном английском спросил итальянский участник. Судьи покатились со смеху. Они не знали, что «стринги» по итальянски означает «шнурки».

— С итальянцами вообще часто что-нибудь происходит. В прошлом году одного из них пограничники не выпустили из аэропорта Пулково — в паспорте в графе «пол» вместо первой буквы слова «мужчина» у марафонца ошибочно стояла первая буква слова «женщина». «Фамилия указана правильно, неужели на фото не видно, что это мужчина? Разве можно отправлять человека обратно в Италию из-за одной буквы?» — возмущалась жена бегуна, которой пришлось в одиночку участвовать в марафоне.

— Тогда же десять итальянцев стали жертвой мошенников — они зарегистрировались для участия в «Белых ночах» не «левом» сайте, специально созданном у них на родине, заплатили по 35 евро. И, только прибыв в Питер, узнали, что про них устроители марафона ничего не знают. Пришлось итальянцам снова оплачивать взнос.

— В нынешнем марафоне не участвовали роллеры, так как в прошлом году один из них — мужчина в годах — врезался в машину и угодил в больницу. Судьи от отсутствия этих «марафонцев» только вздохнули с облегчением. Особенно те, кто дежурят на пунктах питания. Они протягивают бутылки с водой бегущим спортсменам. Большинство марафонцев доброжелательны, всегда благодарят за это. Роллеры ведут себя иначе — на большой скорости пытаясь схватить бутылку, они часто промахиваются, просто бьют судей по рукам, а бутылку не удерживают. Некоторые при этом еще матерятся, орут на судью: «Как подаешь?» В общем, публика та еще….

— Из-за пробок, образующихся во время перекрытия движения, прохождение дистанции с некоторых пор ограничили шестью часами. Если марафонец не уложился, его снимают с пробега. Особенно испытывала терпение автомобилистов одна и та же бабуся. В свои почти 70 лет она регулярно записывалась в участницы марафона и еле плелась по дистанции последней — с огромным отрывом от всех. Тогда судьи, наученные горьким опытом, стали запускать эту бабушку на трассу на два часа раньше.

— Марафон — яркое свидетельство неравнодушия питерцев к халяве. Проходя мимо пунктов питания марафонцев, редкий прохожий не поинтересуется — может, это акция по бесплатной раздаче бананов и воды? Некоторые начинают клянчить продукты, самые хитрые даже изображают спортсменов — выбегают из-за поворота и прямиком к пункту питания (их вычисляют по отсутствию номеров). Гаишники, которых выделяют марафонцам для сопровождения или перекрытия улиц, тоже не считают зазорным выпрашивать бананы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру