Лара Крофт против рака

Следуя примеру Анджелины Джоли, петербурженки выстраиваются в очередь к онкологам

Голливудская звезда Анджелина Джоли заставила жительниц Петербурга заняться собственным здоровьем. В мае Джоли сделала операцию по удалению молочных желез. Она добровольно пожертвовала роскошным бюстом, чтобы обезопасить себя от рака, к которому была предрасположена. Эта история мигом облетела весь мир и докатилась до Петербурга. После этого количество посетительниц женских консультаций в городе резко выросло: обеспокоенные петербурженки побежали туда проверять свое здоровье.

Следуя примеру Анджелины Джоли, петербурженки выстраиваются в очередь к онкологам

Повторить опыт Джоли стоит 200–400 тысяч рублей

— Конечно, я не ВЦИОМ, и точной статистки у меня нет, но, по моим ощущениям, количество женщин, посетивших в мае-июне женские консультации, выросло на 10–15 процентов, — рассказывает врач-онколог, исполнительный директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев. — Анджелина Джоли совершенно точно сдвинула ситуацию: она заставила женщин обратить внимание на свое здоровье и проблему рака.

Актриса того и добивалась. Голливудская красавица вполне могла бы сохранить в тайне свою операцию. Но она, напротив, рассказала всему миру о том, что удалила себе обе молочные железы. Поступила так сознательно, чтобы другие женщины смогли поучиться на ее опыте.

Джоли, у которой мама умерла от рака груди в 56 лет, сделала специальный генетический анализ, который показал, что она является носителем дефектного гена BRCA1, резко повышающего риск рака молочной железы и рака яичников. Из-за этого актриса и решилась на операцию. После превентивной мастэктомии (так называется процедура по удалению молочных желез) вероятность развития рака у Джоли упала с 87 до 5 процентов.

— В США такие генетические исследования, да и операции по профилактическому удалению молочных желез, уже давно широко применяются. Ни для кого это не новость, — говорит Илья Фоминцев. — Да и в Петербурге подобный генетический анализ проводят уже лет десять. Например, в НИИ онкологии им. Петрова, в лаборатории профессора Евгения Наумовича Имянитова. А это ученый с мировым именем.

Такой анализ стоит всего около 2000 рублей. Он позволяет легко установить предрасположенность не только к «женскому» раку молочных желез или яичников, но и, например, к раку легких или раку толстой и прямой кишки. Вот только прежде чем отправляться на такую процедуру, необходимо посетить онкогенетика. А таких специалистов в пятимиллионном Петербурге всего 5–6 человек.

Мастэктомией в Северной столице тоже никого не удивишь.

— Технически подобные операции по удалению молочных желез с их одномоментной реконструкцией имплантатами у нас проводятся давно и на хорошем уровне, — говорит онколог. Внешне последствия такого хирургического вмешательства практически не заметны (хирург удаляет не саму грудь, а молочные железы, которые расположены в глубине 2–3 сантиметров. — Ред.). Но фокус в том, что по ОМС эту операцию не сделаешь, поскольку превентивная мастэктомия не входит в стандарты ОМС. Придется за нее платить собственные деньги. Стоит эта процедура от 200 до 400 тысяч рублей.

Если у женщины, у которой врачи обнаружили высокую вероятность развития рака, нет таких денег или она просто не хочет ложиться под нож хирурга, то ей предложат другой выход: регулярно наблюдаться у маммолога и делать рентгеновскую маммографию (исследование молочной железы. — Ред.). К слову, эту процедуру советуют проходить раз в два года абсолютно всем женщинам, а дамам после 40 лет — ежегодно. Кстати, в клиниках Петербурга больше ста маммографов. Вот только работают они неэффективно…

Дорогое оборудование пылится без дела

— У нас в городе каждый маммограф вместо 30–40 маммограмм делает всего от 2 до 7 в день! — рассказывает Илья Фоминцев. — Связано это, прежде всего, с нехваткой рентген-лаборантов. Этим специалистам, к сожалению, платят очень мало. Вот никто и не идет…

Поэтому на маммографию в Петербурге выстраивается очередь. Исследования можно ждать месяцами. Конечно, за деньги дело пойдет быстрее (маммография стоит от 500 до 1500 рублей).

— Мы будем просить правительство создать специальный координационный совет по скринингу (раннее выявление заболевания. — Ред.) и профилактике любого рака. Мы планируем провести масштабное исследование системы здравоохранения Петербурга: выясним, сколько в городе оборудования, где оно стоит, есть ли кадры для его обслуживания. И подготовлены ли вообще для этого люди. Обладая такой информацией, будет проще решать, например, те же вопросы с очередями.

В Финляндии и в Азии выжить проще

В Петербурге раком молочной железы каждый год заболевает около двух тысяч женщин. Через пять лет после постановки диагноза в живых остается чуть больше половины. Связано это с тем, что зачастую у петербурженок выявляют эту болезнь слишком поздно. А вот в Финляндии выживаемость от рака молочной железы через те же пять лет после постановки диагноза достигает 90 процентов. Причина проста: женщины в Суоми  регулярно ходят на прием к маммологу, а значит, рак там выявляют на ранних стадиях. У нас же «грудных» врачей посещают единицы.

—  Считается, что у нас много неответственных женщин, которые спустя рукава относятся к своему здоровью, — говорит Илья Фоминцев. — Я абсолютно уверен, что это не так! Создайте людям условия, чтобы они не стояли в больницах в длинных очередях, не ждали месяцами обследования, которое занимает всего минут пять. И тогда женщины придут к врачам. Мы проводили в пяти городах России акции по выявлению рака груди и рака шейки матки. Это были абсолютно бесплатные проверки. К нам выстраивались огромные очереди! Это означает, что, если дать людям возможность легко прийти на осмотр, они это обязательно сделают.

А пока что многие петербурженки заменяют визит к маммологу тем, что сами время от времени ощупывают и обследуют свою грудь. К сожалению, толку от этого мало.

— Наш выдающийся клиницист-онколог Владимир Федорович Семиглазов совместно с Всемирной организацией здравоохранения проводил масштабное исследование о пользе такого самообследования, — рассказывает Илья Фоминцев. — Оказалось, что эффективность с точки зрения снижения смертности в популяции равна чуть ли не нулю. Вряд ли женщина сама обнаружит опухоль размерами меньше одного сантиметра. А это ранняя стадия рака. Однако надо понимать, что популяционный масштаб и индивидуальная польза — разные вещи. А с учетом того, что самообследование, мягко говоря, доступная процедура, ее имеет смысл выполнять. Правда, аналогичные исследования в Азии показали, что там этот метод работает. Потому что средний размер молочной железы у азиатских женщин значительно меньше, чем у россиянок. А значит, там женщинам самим легче обнаружить опухоль. Кстати, и маммологу проще осматривать маленькую грудь…

При Фонде профилактики рака открываются бесплатные регулярные семинары для тех людей, чьи родственники болели онкологическими заболеваниями. На занятиях онкологи и онкогенетики расскажут о том, как себя вести, что делать и чего не делать, если у вас есть склонность к раку.

Запись по телефону 946-06-00.

Прививка от смерти

От рака спасают гормональные контрацептивы и вакцина

В представлении большинства людей рак — это приговор. Однако на самом деле многие виды этой болезни излечимы. Например, женский, «гинекологический», довольно легко лечится на ранней стадии. Ведущий научный сотрудник НИИ онкологии им. Петрова и директор Ассоциации онкологов-гинекологов России Адель Урманчеева рассказала «МК» в Питере», почему петербурженки, в отличие от жительниц Европы, редко делают прививку от рака.

Здоровье в принудительном порядке

— Какой вид рака самый частый у женщин в Петербурге?

— Первое место занимает рак молочной железы, более 2 тысяч новых случаев ежегодно. Далее следует так называемый гинекологический рак. Под ним подразумевают злокачественные опухоли, которые развиваются в шейке и теле матки, яичниках. Это также примерно 2 тысячи случаев в год.

— Уровень заболеваемости «гинекологическим» раком в России и Европе одинаковый?

— В общем-то да. Пожалуй, разница лишь в том, что Европе и США опухоли зачастую выявляют на более ранних стадиях. Запоздалая диагностика — беда нашей страны. В какой-то степени причина кроется в том, что петербурженки нерегулярно посещают женские консультации. После перестройки у нас нарушилась хорошая система диспансеризации. А вот в европейских странах контроль за здоровьем очень строгий: там женщина должна регулярно приходить на обследование к гинекологу, особенно если она старше 30 лет. В этом случае онкологические заболевания можно выявить на ранней стадии и вылечить женщину. А у нас, бывает, случаются очень драматические ситуации, когда в процессе обследования беременной у нее обнаруживают злокачественную опухоль. Поверьте, российские медики готовы спасать людей. И мы лечим по тем же стандартам, что и в Европе, Америке. Но одно дело — бороться с первой стадией, и совсем другое — с третьей или четвертой. Например, в Петербурге ежегодно раком шейки матки заболевает около 400 женщин. Можно сказать, каждый день фиксируется новый случай. При этом половина пациенток умирают из-за поздней диагностики. В Европе показания чуть лучше просто потому, что там выявляют это заболевание на более ранних стадиях, когда оно может быть излечимо.

Защита от рака за 5 тысяч рублей

— Известно, почему образуется рак шейки матки?

— Развитие этой опухоли связывают с вирусом папилломы человека, который чаще всего передается половым путем. Можно сказать, рак шейки матки «молодеет», потому что девушки все раньше начинают интимную жизнь (сейчас средний возраст потери девственности в Петербурге — 15 лет. — Ред.). Но от рака шейки матки можно обезопасить себя, сделав вакцинацию против вируса папилломы человека.

— Прививка против рака?!

— Можно и так сказать. Во многих европейских странах есть даже государственные программы по вакцинации девочек 9–13 лет, которые еще не вступили в период сексуальной жизни. В Петербурге эти противовирусные вакцины тоже есть. Правда, господдержки, как в Европе, пока не существует из-за высокой стоимости вакцины (делать такие прививки, скорее всего, придется за свой счет, вакцинация стоит 5–7 тысяч рублей. — Ред.). Только с этого года частично выделены средства и начата городская программа по вакцинации девочек.

Анджелина Джоли пойдет до конца

— А какой «женский» рак самый коварный?

— Думаю, рак яичников. В Петербурге им заболевает более 500 женщин в год. Его крайне сложно диагностировать. На начальных этапах болезни женщину абсолютно ничего не беспокоит. Не только в России, но и во всем мире эту злокачественную опухоль часто выявляют на поздних стадиях. Зачастую причина этого рака — наследственность. Так что женщинам из «зоны риска» следует особенно часто наблюдаться у гинеколога. Кстати, гормональные противозачаточные средства, которые у нас в России до сих пор боятся принимать, в два раза снижают риск рака яичников.

— Актриса Анджелина Джоли удалила себе недавно молочные железы и собирается так же поступить с яичниками. В Петербурге тоже делают подобные операции?

— Почему-то всем кажется, что такие профилактические операции делают только за границей. Да ничего подобного! Профилактическое удаление яичников практикуют и у нас. Эта процедура гарантирует, что у прооперированной пациентки на 90 процентов не будет рака яичников. Но это не значит, что все женщины, сделав себе генетический анализ и определив, что у них есть риск заболеть, должны бежать к хирургам. Обратите внимание на ту же Анджелину Джоли. Она сначала реализовала себя как мать, а уже потом решилась на эту операцию.

— А если к врачу придет бездетная женщина, у которой велик риск развития рака яичников и потребует, несмотря ни на что, сделать ей эту операцию, врач согласится?

— Это очень сложный вопрос… В каждом отдельном случае он может рассматриваться консилиумом специалистов. Ведь наши врачи, к сожалению, никак не защищены от возможных последующих нападок...

— Какой «гинекологический» рак лечится лучше всего?

— Это рак тела матки, который чаще поражает женщин старшего возраста. Мы излечиваем до 90 процентов пациенток. И это даже притом, что у них есть и сопутствующие заболевания, вроде ожирения, сахарного диабета или сердечно-сосудистых болезней. Существует миф, что все онкологические заболевания смертельны. Поверьте, это не так. Просто люди, которых врачи спасли от рака, не очень-то афишируют свою болезнь. К нам на прием приходят женщины через десять, пятнадцать лет после постановки им диагноза. Бывает, уже и врача, который их лечил, нет в живых…

Пройти бесплатный осмотр у онкогинеколога можно в клинико-диагностическом центре НИИ онкологии им. Н. Н. Петрова, который открылся в Едином центре документов. Запись по телефону 439-95-43.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру