Правила Дорожного Дурачества

Петербуржцы заставляют водителей бояться удавов и объезжать инопланетян

Внести свои изменения и дополнения в дорожный знак — это, оказывается, не хулиганство, как думают в ГИБДД, а, по нынешним меркам, вид искусства. И в Петербурге его активно практикуют. При этом больше всего горожане не любят «кирпичи», а оберегают местную фауну, в том числе несуществующую.

Петербуржцы заставляют водителей бояться удавов и объезжать инопланетян

«Антикирпич» и серпантин на парковке

Интересный пример «трансформации» дорожного знака можно было наблюдать пару недель назад на Крестовском острове. В конце февраля какие-то умники модифицировали там знак парковки, пририсовав к нему лишнюю горизонтальную черточку. И вместо «Р» стал «P». Такой символ сейчас иногда используется, чтобы обозначить рубль (подобно $, символизирующему доллар). Таким образом вандалы то ли придумали новый знак для платной парковки, то ли намекали на зажиточность обитателей Крестовского острова.

И это далеко не первый случай переделки городских дорожных знаков. Правда, обычно вносятся куда менее оригинальные изменения. Милое дело пририсовать пешеходу рожки и хвост, как у черта, или «дать» в руку бутылку. Таблички, обозначающие варианты парковки и начало населенных пунктов, населяют людьми. Несколько штрихов черным маркером и белой замазкой — и человечек на знаке «Дорожные работы» превращается в инопланетянина, ищущего клад. Кроме того, встречались варианты перевоплощения обычного черного человечка в панка, а пары со знака «Осторожно: дети!» — в полицейского, бегущего за алкоголиком. Часто достается знаку «Проезд запрещен», именуемому в народе просто «кирпич». Его то и дело превращают в сигарету, дорисовывая облачко дыма. Интересный вариант был замечен пару лет назад на улице Салова. Там кто-то нарисовал знак в «обратном» варианте — то есть фон был белый, а сам «кирпич» — красный.

Еще один новый знак придумали владельцы четырехэтажной парковки — они изобрели предупреждение «движение по спирали».

— Чаще всего в Петербурге на знаки просто лепят стикеры. Большие указатели превращаются то в выставочное пространство, когда их заклеивают картинками, то в доски объявлений, — рассказывает доцент факультета социологии Высшей школы экономики Анна Желнина, посвятившая целое исследование «испорченным» дорожным знакам.

Белок не давить!

Очень любят в нашем городе животных. Для них то и дело придумывают отдельные дорожные знаки. Долгое время на самой узкой улочке Петербурга — улице Репина — висел круглый знак, предупреждавший, что там ходят слоны. Место едва не стало еще одной городской достопримечательностью, но знак кто-то стащил.

Свой предупредительный красный треугольник придумали в Эрмитаже и в теплое время года его выставляют у стен дворца. Знак гласит: «Осторожно, кошки!», он призван действительно оберегать местное кошачье население, которое живет в подвалах музея в несчетном количестве. Правда, и этот знак доработали — кошке пририсовали вздыбленную шерсть и ошарашенные глаза.

Знаки «Осторожно: белки!» осенью прошлого года установили сразу в двух местах. Сначала на Елагином острове. Но там они рассчитаны, скорее, на велосипедистов и роллеров. Машины в ЦПКиО заезжают редко. Чуть позже аналогичные предупреждения разместили на Свердловской набережной. В тех краях пушистых зверьков нередко встречают на парковке возле крупного бизнес-центра, живут они в саду «Нева», но могут выскакивать и на дорогу с оживленным движением.

А вот кого надо опасаться или беречь на набережной канала Грибоедова, так и осталось загадкой. Там на дорожном знаке, извещавшем о выезде с второстепенной дороги на главную (перевернутый треугольник), кто-то дорисовал черное пятно, которое, точно по Экзюпери, похоже не то на шляпу, не то на удава, проглотившего слона.

Литературные персонажи не только у нас удостаиваются собственных дорожных знаков. В Москве на Патриарших прудах имеется такой знак: перечеркнутые силуэты Берлиоза, Коровьева и кота Бегемота. А в Белоруссии под Минском запрещено бороться с ветряными мельницами. Об этом путешественников, приближающихся к старинной мельнице, извещает перечеркнутый Дон Кихот.

Город поделили на зоны

— Набор дорожных знаков и разметки, пожалуй, самая унифицированная система выражения смыслов, которую можно представить. Но в больших городах она порой принимает гипертрофированные формы, и в ответ на это ее превращают в пространство для творчества. Изменение стандартных знаков, придумывание своих — это городской протест против давления правил, — объясняет Анна Желнина.

Ее коллекция значительно пополнилась осенью 2011 года. Тогда в Петербурге появилось несколько табличек, стилизованных под дорожные знаки. И это были не просто подростковые приколы, а произведения современного уличного искусства. Их размещали анонимные художники, оставлявшие общую подпись #этоневойна. «Послания» чаще всего были прикреплены на опорах официальных знаков.

На Дворцовой площади появилась табличка: «Эта территория объявила о своей независимости». Возле Литейного моста можно было прочитать: «Это место уже оккупировано» — это явный отсыл к акции группы «Война» «Х*й в плену у ФСБ» (в 2010 году активисты группы перед самым разводом моста нарисовали на одном из его «крыльев» фаллический символ, «поднявшийся» аккурат перед окнами Большого дома). У железнодорожной станции Удельная, неподалеку от блошиного рынка, арт-вандалы разместили знак «Зона свободного обмена. Ростовщичество запрещено», на Думской улице написали «Зона легального распространения и употребления марихуаны. Курение табака запрещено» (эта улочка славится обилием ночных клубов и кабаков). Наконец, на улице Рубинштейна к ограде сквера была прикреплена табличка, гласившая: «Зона падения гигантских сосуль».

— В Москве тоже обнаружились похожие таблички. Недалеко от Кремля красовался знак, на котором был изображен двухместный велосипед и надпись: «Осторожно! Впереди тандем», — говорит Анна Желнина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру