Свет янтаря и агата

Реставрация шедевров Екатерининского дворца

Казалось бы, это было еще совсем недавно, но на самом деле уже почти 10 лет прошло с исторического для всей России момента. С той минуты, когда глазам изумленной публики предстало возрожденное сокровище — самая легендарная комната Екатерининского дворца. Утраченная 70 лет назад Янтарная комната воссоздана специалистами Царскосельской янтарной мастерской. Об истории и загадках Янтарного кабинета, о мастерах и янтаре, яшме и агате рассказал нам директор мастерской Борис Игдалов.

Реставрация шедевров Екатерининского дворца

295 лет назад в Петербург привезли Янтарную комнату

Янтарный кабинет попал в Россию еще во времена Петра I, в качестве подарка от прусского короля Фридриха Вильгельма, который преследовал сразу две цели. С одной стороны, ему, разумеется, хотелось поразить восточного соседа необычным подарком. А с другой стороны, от янтарных панелей ему хотелось просто избавиться. Для него это была всего лишь неудавшаяся игрушка его отца.

Янтарные панели, привезенные из Пруссии, стали основой для Янтарной комнаты в Царском Селе, созданной гением великого Бартоломео Растрелли.

Золотая «табакерка»

Бартоломео Растрелли, декорируя помещения Екатерининского дворца в 100 квадратных метров, вводит в интерьер зеркала, позолоченную деревянную резьбу и бра в виде попугаев. Интерьер украшается великолепным живописным плафоном, паркетом из ценных пород дерева. Большие янтарные рамы дополняются четырьмя флорентийскими мозаиками, представляющими собой пять аллегорий человеческих чувств. Они были получены как дипломатический подарок австрийской королевы Марии Терезии русскому двору. Первоначально на их месте были зеркала, затем — картины итальянского художника Грота, но не позднее 1757 года «Обоняние и осязание», «Вкус», «Зрение» и «Слух» заняли свои места в больших янтарных рамах.

Почти двести лет сверкающая «табакерка» украшала Екатерининский дворец, а о том, что случилось потом, остается только гадать. По сию пору судьба Янтарной комнаты остается одной из загадок Второй мировой войны. Известно лишь, что во время немецкой оккупации интерьер демонтировали и вывезли в Кенигсберг, где Янтарная комната подверглась небольшой реставрации и была выставлена в Большом Королевском замке. Церемония «возвращения» сокровища была пышной: по этому поводу, несмотря на военное время, даже выпустили почтовую марку. Целых три года отобранный у нас шедевр находился в Кенигсберге. Весной 1945 года он исчез окончательно. По официальной версии, интерьер погиб во время пожара.

Многочисленные комиссии в послевоенный период, занимающиеся поиском утраченных культурных ценностей, не нашли следов исчезнувшей Янтарной комнаты. Есть много версий о ее дальнейшей судьбе. С 1967 по 1984 год поиском Янтарной комнаты занималась специально созданная Государственная комиссия, к сожалению, ее усилия не принесли желаемых результатов.

Возрожденный шедевр

На основании постановления правительства СССР от 1979 года были начаты работы по воссозданию уникального интерьера, шедевра камнерезно-архитектурного искусства. Они проводились на базе Научно-производственного объединения «Реставратор». В Царском Селе была создана Янтарная мастерская. В 1983 году открылось финансирование проекта из государственного бюджета. С того момента началась серьезная работа над проектом. Вообще, работа над воссозданием интерьера продвигалась очень тяжело. Время было непростое: отсутствовало стабильное финансирование, не хватало янтаря-сырца, а самое главное — не было необходимых знаний. Традиционно с янтарем работали в Германии и Польше. В эту культуру нужно было еще войти, ее нужно было понять, проникнуть во все тонкости работы. Наш первоначальный опыт приобретался на основе проведения реставрационных работ предметов декоративно-прикладного искусства, прежде всего, из коллекции ГМЗ «Царское Село», а также при создании копий исторических предметов для экспозиции Музея янтаря в городе Калининграде.

То, что удалось петербургским специалистам, иначе как чудом не назовешь. Чудом человеческого таланта и упорства. Ведь ничего подобного в России не делалось никогда. Все, что связано с реконструкцией Янтарной комнаты, не имеет аналогов: у нас в стране никогда не проводились подобные работы.

— Сейчас мы продолжаем работу, связанную с янтарем, — поясняет Борис Игдалов. Каждую неделю проводится профилактический осмотр интерьера Янтарной комнаты. В этом году была произведена плановая косметическая реставрация интерьера: обеспылевание, воссоздание защитного воскового покрытия, укрепление отдельных элементов декора. Вощение предохраняет поверхность янтаря от естественного окисления, в результате которого может измениться цвет материала. Это совсем не лишняя предосторожность, так как Екатерининский дворец посещает огромное количество людей — около двух миллионов в год.

Международная экспертиза по определению подлинности мозаики «Обоняние и осязание», найденной в Германии

В мае 1997 года в отделении полиции города Потсдама была проведена международная экспертиза по определению подлинности обнаруженной в Германии одной из четырех флорентийских мозаичных картин из интерьера Янтарной комнаты.

— По распоряжению директора ГМЗ «Царское Село» Ивана Саутова мне пришлось срочно вылететь в Берлин, — вспоминает директор Царскосельской янтарной мастерской. — Необходимо было срочно получить немецкую визу, купить билеты. В то время это было очень сложно. Можете себе представить, что поздним вечером, специально для меня, открыли Генеральное консульство Германии в Петербурге, и я получил визу. Летел я в Берлин без билета (не было свободных мест), зато в бизнес-классе. Вот такие были перипетии моего путешествия в Берлин.

Сама экспертиза была одним из самых важных и ответственных дней в моей жизни. На момент проведения экспертизы мы уже восстановили аналогичную мозаику («Обоняние и осязание»), и элемент сравнения с работой мастеров XVIII века был очень серьезным испытанием, которое прошло вполне успешно. Мы угадали цветовую гамму (не имея цветового оригинала). По оценкам специалистов, работа была выполнена на высоком техническом уровне.

Царскосельская янтарная мастерская много лет сотрудничает с коллегами из Германии. За долгие годы были проведены персональные выставки в разных городах этой страны. На одной из выставок в Гамбурге я познакомился с директором Санкт-Петербургского маркетинг-клуба Мариной Кононыхиной, которая в то время была руководителем представительства выставочного комплекса Гамбург Мессе в России. Это знакомство продолжилось: в этом году я стал членом Маркетинг-клуба.

Работа продолжается

Сегодня мастерская продолжает уверенно двигаться вперед и развиваться, работая сразу над несколькими проектами. Царскосельские мастера работают с деревом, фарфором, камнем, янтарем, металлом и другими материалами. Продолжается сотрудничество с крупнейшими музеями нашей страны. На протяжении многих лет мастерская принимает участие во многих уникальных проектах по созданию предметов декоративно-прикладного искусства, дипломатических подарков.

— В начале следующего года мы заканчиваем очень интересный проект, — говорит Борис Игдалов. — Я имею в виду реставрацию панно «Индустрия социализма», которое представляет собой точную физико-географическую карту Советского Союза. Оно принадлежит Всероссийскому научно-исследовательскому геологическому институту имени А. П. Карпинского. Панно выполнено в технике флорентийской мозаики и было создано для демонстрации на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Решением жюри панно «Индустрия социализма», так же как и скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», были награждены дипломами Гран-при. После этого карта экспонировалась на Нью-Йоркской международной выставке. Потом, в течение многих лет, она была выставлена в Георгиевском зале государственного Эрмитажа.

И вновь янтарь

Одно из направлений работы Царскосельской янтарной мастерской — янтарные иконы — уникальные произведения искусства. Первые янтарные иконы были созданы царскосельскими мастерами еще в 1990-х годах, для Молельной комнаты в апартаментах президента России в Кремле.

— Конечно, янтарные иконы — не основная наша деятельность, лишь одно из направлений работы, — говорит Борис Игдалов. — Может быть, это прозвучит несколько конъюнктурно, мы неслучайно обращаемся в своих работах к теме церкви, православия. Ведь это тоже — возрождение культуры, традиций. Более того, здесь мы говорим уже не только о возрождении, происходит своего рода диалог культур, когда в результате слияния совершенно разных традиций возникает новое направление в искусстве.

Агатовые комнаты

Особого упоминания достоин другой проект Царскосельской мастерской, по важности и значению сравнимый с Янтарной комнатой, — реставрация Агатовых комнат. Эти семь интерьеров находятся на втором этаже павильона «Холодная баня» в Царском Селе.

— Интерьер, с момента создания архитектором Чарльзом Камероном, не подвергался комплексной реставрации, — рассказывает Борис Игдалов. — Это единственный архитектурный ансамбль Царского Села, сохранившийся в первозданном виде во время Второй мировой войны. Работы по комплексной реставрации Камероновских интерьеров ведутся на протяжении двух лет. Этот проект очень ответственный, и переоценить его значение для нашей культуры невозможно. Три интерьера уже полностью отреставрированы, полное окончание работ намечено на сентябрь 2013 года.

Стены интерьера Агатовых комнат декорированы темно-красной уразовской яшмой. В старину этот камень назывался «мясным агатом» из-за своего цвета. Таким образом и появилось название «Агатовые комнаты». Мастера Петергофской гранильной фабрики получали этот полудрагоценный камень с Урала, пилили его на пластины и облицовывали им стены в технике русской мозаики.

— Перед началом работ была проведена тщательная подготовка, — говорит Борис Игдалов, — создавался проект реставрации, закупался необходимый материал — уразовская, калканская, ревневская и кошкульдинская яшмы. Все они уникальны и добываются только в России.

В интерьере Агатовых комнат, помимо реставрации каменной облицовки, присутствуют многочисленные виды декоративной отделки интерьера. Фронт работ огромен: мраморные скульптуры и дверные порталы, декорированные дорогими породами дерева двери, великолепный паркет. Идет реставрация полов, внутренних конструкций под паркетом, окон, дверей, сложнейшей консольной камероновской лестницы, живописи, лепки.

Движимые экспонаты Агатовых комнат во время Второй мировой войны были вывезены из интерьера работниками музея. Но, к сожалению, интерьерные элементы декора были безвозвратно утеряны во время оккупации и подлежали воссозданию. В годы войны в этих помещениях был немецкий офицерский клуб. В связи с этим лепка в некоторых местах повреждена пулями, паркет пострадал от пожара, бронзовый декор яшмовой облицовки был сорван. В фундамент здания попал снаряд: из-за этого во многих местах пошли трещины.

Реставрационные работы финансируются за счет средств ОАО «Российские железные дороги». Особенно приятно, что финансирование осуществляет российская компания, внося свой вклад в возвращение культурного наследия страны, возрождая традиции российского меценатства.

Перспективы

Сегодня в Царскосельской янтарной мастерской работает более 100 человек. По своим масштабам и уникальному опыту это единственная подобная мастерская в нашей стране. Но будут ли в ближайшее время востребованы все эти специалисты? Есть ли еще то, что нужно реставрировать?

— Есть очень много интересных проектов, — говорит Борис Игдалов. — Например, Домовая церковь Екатерининского дворца — уникальный интерьер, который сейчас законсервирован и закрыт для посетителей. Там утрачена живопись алтаря. Сама церковь чудом сохранилась, в отличие от всех остальных частей дворца. Это удивительный интерьер, с позолоченной резьбой, которая требует серьезной реставрации. Лионский зал, декорированный лазуритом, с паркетом, украшенным перламутровыми вставками. В центре зала находится отреставрированная нашими мастерами великолепная бронзовая люстра с лазуритом весом 700 килограмм.

Во многих музеях нашего города еще очень много работы для наших реставраторов. Я очень надеюсь на то, что нашей компании удастся поучаствовать в каких-либо из этих проектов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру